Все усопшие равны в могиле

Айдын Эль
      Эти заметки прежде всего адресую соотечественникам, живущим  на ближнем и дальнем зарубежье. Ибо, каждый из них должен знать и соблюдать обряды и ритуалы народа, страны, где остановился…

                ***
               
    РАБ БОЖИЙ! ОПЛАКИВАЙ, НО СОХРАНИ ПАМЯТЬ! ПОМНИ, НИКТО НЕ ВЕЧЕН В ЭТОМ МИРЕ!

    В странах, где доминантным является православная ветвь христианства,  после похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.

    В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.

     Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
     Поминки – это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.

    На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также – обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.

    Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далек-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души, и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.

    Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

    В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышные проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определённую роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного , а также незнание церковного устава в этом вопросе.

    Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтыри перед
зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш…».

    К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельд, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.

    В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. К. верили, что покойного отлетает вместе с паром.

    В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

    Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. К.  главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего.  Но в реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напиток. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые  спиртные напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напиток на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.

   Сервировка стола была обычной за исключением  того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх. Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор ( на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку с водкой, прикрытую куском черного хлеба.

   За поминальным столом во главе сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего , их сажали рядом  с родителями.  Место, обычно сидел покойник, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.

   Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность «тамады-ведущего». По традиции, близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово. Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.  При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.

    Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку, всегда раздавали присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли ещё раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

    Последним поминальным блюдом был кисель и чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой.

    Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку, Если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.

         Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к «нему» со словами типа «поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом», после чего, попрощавшись с родными умершего. Расходились по домам. В некоторых местах, существовала примета, мол, кто первый встанет из-за стола – скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.

   Существовал такой обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытый хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.

   После ухода гостей домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы «не призвать покойного с с кладбища», по народному поверью.

     После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур. Самый глубокий траур до года – должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали.  Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

    Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий – полгода, обыкновенный – три месяца и полу траур – остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полу траур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.

   Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенка красного. Чаще не новая. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.

    Существовал обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев – даже заплетать косы девушкам.

    Знаки траура в доме сохранились продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев  –  до 40 дней, а также  –  до года.

    В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увлечениях, праздниках, азартных играх. Если в период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.  В публичные и увеселительные места не было принято выезжать.

    В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Но это, кто как.

    Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что  он – время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.