С волками не жить

Милла Синиярви
Мертвого волка видела в Яблоновке, в Приозерском районе. Мы купили финский фундамент в начале 90-х и пытались строиться. Тогда приоткрылся железный занавес, стали пускать финнов на их бывшие хутора. Развалины домов, мостки, мельницы, кусты смородины и сирени, - все это просто кричало, как будто звало хозяев назад. На одном таком каменном мосту я и увидела огромную собаку, черную и лохматую. Тракторист Василич, помогавший от всей души за ящик ”Столичной”, сказал, что это волк. Матерый, помер от старости, по стертым клыкам видать. Василич опрокинул беленькую, занюхал рукавом и сам ощерился, показав такие же, как у волка, пожелтевшие зубы.

По книжкам мне запомнились картины зимних полей и ожидавших добычи волков. В 1987 году я прочитала роман Пастернака ”Доктор Живаго” и больше всего впечатлилась именно волками. В рассказе Булгакова ”Вьюга” опасные звери изображены как черные кошки. Не сразу догадалась, почему, ведь киски для нас, мирных обывателей, сама ласка и беззащитность. Как же их можно сравнить с лесными разбойниками? Герой Булгакова, врач, заплутавший в пурге на санях, видел светящиеся глаза, легендарные ”зеленые огоньки”.

Уезжая из питерской квартиры, в бывшей колясочной на полке стеллажа увидела выставленные ненужные книги. Схватила не глядя ”зелененькую” с золотыми буквами на обложке – что-то историческое. И действительно, уже в метро разглядела: попался роман Зорина ”Огненное порубежье”.

В вагоне поезда ”Аллегро” я зачиталась добротной исторической прозой. Зорин описывал волков точно, динамично, со знанием дела.

Князья Всеволод и Михалка сидели в санях под медвежьими шкурами. Дружинник управлял повозкой, почему-то оказался верхом на коне. Вдруг стая волков напала на людей и лошадь. Один князь отбивался мечом, другой, увидя, как вцепившиеся два огромных зверя в коня, накренили его так, что возница упал в снег, занял место дружинника и плетью сбил волков. Стая тут же окружила добычу и отстала от князей, погнавших лошадь, что есть мочи.

Отбить своего, то есть человека, не было и в мыслях у власть предержащих.

Я уезжала 2 марта, в день снежной бури, случившейся в Питере. В Выборге оторвалась от чтения и увидела зеленые деревья за окном! Что это? Как я оказалась в лете? Палящее солнце и цветущая зелень, какая радость!

А это были всего лишь хвойные насаждения на платформе, оцепленной пограничниками во время прохождения международного поезда. Кустики туи, зеленые мундиры, яркое солнце, зеленая книжка с золотым теснением, ее величество Литература, - мои попутчики на сей раз.

В своей деревне пробивалась через сугробы, снега выпало намного выше щиколотки. Муж тут же потребовал входной билет – пол-литра русской водки. Да на здоровье! Лишь бы жил, да кормил меня вкусными обедами.

Переключения с городской жизни на деревенскую, с одной страны на другую на меня действуют благотворно. Я научилась сбрасывать одну одежду и быстро рядиться в другую.

Как ни странно, при смене декораций моя суть не меняется.

Позвонила Жене и порадовалась, что его не выбрасывают из больницы, перевязывают, консультируют, хорошо кормят. Может, действительно, отобьем своего?