М. М. Кириллов О доброте народа Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

О ДОБРОТЕ НАРОДА

Очерк
     Даже сочетание слов «тёплое солнышко» уже греет душу, не правда ли, а уж как само солнышко согреет, то и уходить не хочется. Я как-то спросил внучка своего Ванечку, как бы «тёплое солнышко» звучало по-английски, и он ответил: «Hut sun». Он уже во втором классе у нас. Подаёт надежды. В переводе это означало: горячее солнце. А по-русски-то иначе – тёплое солнышко! Чувствуете разницу?
       Это что-то из русских сказок. Но и из жизни. Это, прежде всего, у каждого из нас - родная мамочка или ненька, по-украински. Какая нежность!
      Такие люди в жизни есть, но не очень часто встречаются. Впервые к такому человеку, мне показалось, я прикоснулся, пожалуй, когда вместе с мамой познакомился с пушкинской Ариной Родионовной. Будучи сказительницей, народным солнышком, она просто излучала сказки, невольно становясь тёплым солнышком для всех людей. А Пушкин просто вырос на её сказках. Думаю, что и сейчас, в нынешнее торопливое и более жёстокое время, чем моё раннее детство, она по-прежнему должна оставаться в каждом детском сердце.
         И в реальной жизни мне встречались добрые сердца. Чаще всего это были свои или чужие, уже пожилые, женщины или бабушки, старушки. Но не только. Может быть, для того, чтобы в каждом человеке засветилось тёплое солнышко, нужно, чтобы этот человек состарился и созрел, а это не у всех получается.
          Иногда такими бывают и мужчины. Помню, как мы, ребятишки, радовались нашему сельскому колхозному председателю в Челябинской глубинке, куда мы были эвакуированы из Москвы в августе грозного 1941 года. Нас у мамы было трое, жили трудно, и он частенько заглядывал к нам в избу и помогал, чем мог (дрова, медицинская помощь). Мы его сразу полюбили и всегда ждали, он помогал нам выжить. Это был ещё не старый местный крестьянин, потерявший ногу после ранения в гражданскую войну, большевик. Он и был нашим тёплым солнышком.
       Помню родной запах от старых отцовских гимнастёрок, лежавших под подушкой в голове кровати. Оставшись в Москве, отец работал тогда на заводе, выпускавшем противотанковые снаряды. Мы скучали по нему и, таким образом, каждую ночь «встречались» с ним. Чем не тёплое солнышко?
        Много было в нашей жизни и людей, занятых только своим делом и часто безразличных к окружавшим их, но это было, как кому повезёт. Это зависело, видимо, от запасов доброты в человеке. Но были и такие, которым было действительно мало жить только для самих себя. Такими были и вторая наша мама, заменившая нам умершую сразу после войны родную маму, и кое-кто из родни, из соседей и школьных учителей, из друзей. Это выражалось как в чём-то важном, подчас длиной в целую жизнь, так и в мелочах или просто во внимании, но всегда помогало и учило, согревало, выручало, а в старости, как сейчас, даже и спасало - от одиночества. Вариантов душевного тепла много. И это, конечно, воспитывало и требовало взаимности. Эти люди – тёплые солнышки – составляли доброту народа и наполняли его душу. Доброта и человечность – близкие понятия, пришедшие к нам из мира социализма и давней русской народной истории. Уничтожая одно, уничтожаешь другое. Мир наживы, в котором мы сейчас живём, их уничтожает.
        Хорошо, если тебе в жизни повезло на хороших людей. Может быть, потому и из тебя вырос со временем добрый человек. Главное, уметь видеть таких людей, понимать их назначение, следовать им и оставаться благодарным.
        Помню, в 50-60 годы, лет десять с нами жила пожилая женщина из деревни Лопотень, что под Малой Вишерой, на реке Мсте. Тётя Нюша, её звали. У нас в семье тогда родилась дочка Машенька, и мы ездили с ней к этой тёте из Ленинграда. А она ездила к нам. На фронте у неё погибли и муж, и сын, и наш отец выхлопотал ей пенсию. Обыкновенная женщина, она оказалась тогда, для нас, ещё молодых и неопытных, таким необходимым и тёплым солнышком. Виделись мы с ней долгие годы и позже.
      Я рассказывал в более ранних своих очерках о некоторых таких людях («Доброхоты или природные коммунисты», «Тётя Валюша», «Московский двор» и др.).
         Время шло, и постепенно погасли почти все наши солнышки – ушли из жизни. Наверное, и мы за свою жизнь, по их примеру, не дали «замёрзнуть» многим людям, судить не нам. И, сейчас, мы не оставляем ежедневной добровольной заботы в меру наших сил о тех, кому ещё труднее, чем нам. 
       Сталкиваемся мы сейчас чаще со своими оставшимися ровесниками, тем более, что и жизненные болячки и нажитые ещё советские духовные ценности у нас одни и те же. Радует и близкая по духу, но всё же редкая молодёжь. Я мог бы упомянуть и о некоторых из них, но боюсь обидеть других. Воздух нашей общности с ними – взаимность, так легче жить.
        Привлекла меня эта тема сейчас ещё и потому, что, времена изменились. На смену социалистическому общественному строю, с характерной для него общенародной собственностью, властью трудящихся, классовой однородностью и справедливостью, на плечах буржуазной контрреволюции в страну пришёл  капитализм со знакомой Вам повсеместной коррупцией, классовыми противоречиями, полярностью богатства и нищеты, эксплуатацией человека человеком. Пришли годы вырождения и вымирания народа. Изменились и моральные приоритеты. Ожесточились человеческие отношения, уменьшилась безопасность и защищённость простых людей, особенно молодёжи и стариков. Выросли обывательские и потребительские «ценности», в обществе появились хищнические устремления, безжалостность и цинизм.
       Интернет стал прибежищем разврата и пошлости, пропаганды наживы как моральной основы общества «новых людей», якобы успешных приобретателей. Изменилась и мораль, а значит, стала исчезать доброта народа. Это результат его вырождения. О какой пушкинской Арине Родионовне может идти речь в наше время, если бескорыстие, взаимопомощь, сострадание, забота о слабых и немощных осмеиваются и забываются. Скоро в мире лавочников и о самом Пушкине забудут. Резко изменилась атмосфера отношений и интересов учащихся, да и самих педагогов, в средней школе и в университетах. Происходит постепенное, но неуклонное интеллектуальное и духовное оскудение народа. Где уж тут выжить бескорыстным тёплым солнышкам!!
       Нажива в душах людей добра не копит. А нажива – это же знамя современного буржуазного общества. Лет через 10 вымрут советские старики, расплодятся олигархи и бандиты по типу «арашуковы», что станет с Россией?!
       Эта сконцентрированная и потому подлинная, картина, данная в перспективе, конечно, обманчиво  несколько разбавляется при поверхностном, гибридном, взгляде на нашу огромную страну и её проблемы. Смутное время. Зло меняет обличье, мимикрирует. Всё кажется вроде не таким уж зловещим. И некоторым людям это позволяет успокоиться, хотя для этого нет никаких оснований.   
        Постепенное исчезновение среди людей «тёплых солнышек», как я их назвал, - характерный и тревожный симптом народного неблагополучия, которого не было даже в годы Великой Отечественной войны. Черствеют люди. Исчезает доброта народа! Понаблюдайте за этим сами. Это происходит рядом с Вами, а может быть, и в Вас самих? Об этом уже кричит социальная диагностика современного капитализма.
       Вам не кажется, что всем, кому дорога Родина, пора уже что-то делать?! Народ в большинстве своём недоволен своей жизнью, бурлит, власти не доверяет – самое время защищать Родину. Иначе погибнет поколение российских тёплых солнышек, а с ним и сам народ. Думайте, думайте и действуйте.
Г Саратов, февраль 2019 года