Как-то на свадьбе друга, на второй день, когда внимание к молодым уже не столь пристально и гости в паузах между застольем и развлечением находят темы для обсуждения, однокурсник удивил нас своими познаниями в области психологии. Надо сказать, что он был неординарен, так как одновременно заочно учился ещё и в юридическом институте. На мой вопрос, как ему это удалось, он ответил, что в отличие от многих из нас, у него за плечами была не только школа, но и техникум, что позволило ему поступить и одновременно учиться в двух учебных заведениях.
На юрфаке преподавалась незнакомая нам психология и он, демонстрируя свою осведомленность, привёл нам несколько психологических задач. В одной из них требовалось определить поведение, сначала глухонемого в магазине, которому необходимы были молоток и гвозди.
- Как он должен объяснить это продавцу? - последовал вопрос товарища.
- наверное жестами, имитирующими забивание гвоздей молотком - нерешительно ответили мы.
- Правильно! - подбодрил нас товарищ.
- А теперь в магазин зашёл слепой, как он объяснит продавцу, что ему нужны ножницы? - продолжил товарищ.
Ответ, казалось бы, лежал на поверхности!
- покажет жестом движение имитирующее ножницы! - поспешили ответить часть из нас.
-Но, ведь он слепой, но не немой - ответил товарищ и добавил:
- он может спросить!
Да, действительно! Почему же мы, идя на поводу задачи, не обратили на это внимание.
- Это задача на инерцию мышления - резюмировал товарищ.
Как часто в жизни мы идём "накатанным" путём, ищем аналогий в решении задач, используя жизненный опыт, который, как приходится признать, играет не только положительную, но и отрицательную роль, уводя в сторону при решении новой проблемы.