История великой любви. Часть 1

Татьяна Шмидт
    Этой зимой я испытала сильную депрессию. Не  хотелось  отмечать праздники, есть,  куда  - то ходить, красиво одеваться, носить украшения, общаться с  близкими, заниматься творчеством.   И только забота о Ксюше,  так рано потерявшей мать,  помогала  жить дальше…
Я  машинально  убирала в доме, протирала пыль,  ходила в магазин за продуктами, готовила пищу, занималась с внучкой,  а на  душе лежала камнем тоска по дочери…

   Однажды в ясный морозный день  заглянула в свою библиотеку, перебрала  книги, взяла почитать одну - другую – и не могла оторваться.  И любовь к русской литературе  победила хандру и тоску.  И захотелось написать об одном из любимых писателей и рассказать о его любви.

     Тогда  Иван Сергеевич Тургенев  еще не был известен широкому кругу российских читателей, а был   молодой русский барин, дворянин   - сын богатой помещицы вдовы Варвары Петровны Лутовиновой, имевшей более пяти тысяч крепостных, и не хотевшей помогать сыну Ивану. И он перебивался,   как мог, порой занимая у друзей необходимую сумму денег.
 
    Тургенев  посещал дружеские пирушки, театр, ходил на охоту,  писал  стихи  и прозу и уже успел опубликовать поэму «Параша», которая понравилась даже Белинскому.  Но молодому писателю  так не хватало настоящей  любви! Хотя природа наделила его высоким ростом,  большой физической силой, красивой статной фигурой и необыкновенно выразительными серыми глазами.
Но главное - это был человек с  большим  талантом, огромной  эрудицией,  прекрасным знанием нескольких европейских языков и  чуткой  к  любой  несправедливости душой.

     Тургенев и Полина Виардо встретились  в Петербурге  дождливой осенью   1843 года,   ей было тогда  22 года,   и она уже была известна в  Европе, а   здесь   впервые  была на гастролях  в  этом холодном  городе, так непохожем на её любимый Париж.  Она  была  дочь музыканта,  испанца Мануэля  Гарсиа.  Молодая  талантливая певица с  глубоким сильным  голосом  -  меццо-сопрано,  с  гладко причесанной массой темных волос,  огромными черными глазами, напоминавшими спелые маслины и нежной длинной шеей с  красивым декольте.  Выступая  в   Петербурге , она  покорила  публику и здесь своим  волшебным голосом и манерой исполнения.

    У Полины были  крупные черты лица,  и  ее нельзя было назвать красавицей, но когда она пела,  то сразу  преображалась. В её голосе было столько страсти и нежности,  столько сильного чувства, что Тургенев, увидев ее впервые   в  Александринском театре  в опере  «Севильский цирюльник»,   влюбился с  первого взгляда, влюбился как мальчишка, влюбился раз и навсегда.  И это была какая-то магическая любовь русского дворянина  к  французской певице  испанского происхождения. Ему нравилось в ней всё – необыкновенный голос, грация, стройная  фигура, огромные испанские  глаза и маленькие руки…

    Талантливая  артистка  к тому же была умна и  тоже знала несколько языков  - испанский, французский, итальянский, немецкий и английский,  а подружившись с Тургеневым,   попросила    обучить  её  русскому языку и стала прилежной ученицей. Она интересовалась всеми  делами молодого писателя,  первая читала рукописи перед  публикацией,  кроме того  прекрасно рисовала,  разбиралась в живописи и  даже написала портрет Тургенева.

       Когда  Полина несколько месяцев работала в  оперном  театре Берлина, Тургенев  последовал за ней.  В  Германии   у  молодой певицы  тоже был оглушительный  успех -  ей не было  равных  на сцене.  Тургенев восхищался  ее голосом, он считал эту женщину совершенством .
   
    И гордая испанка принимала  ухаживания русского красавца с необыкновенно выразительными серыми глазами. Общаться им было легко –  Тургенев  прекрасно знал французский язык. Одно  было,   но  в  их отношениях  -  Полина была замужем за известным  музыкальным  критиком  Луи Виардо и директором Итальянского театра в Париже.  Она вышла замуж  в 18 лет,   и  муж  был старше жены на 21 год,  а Тургенев  и  Виардо были молоды,   и отношения их становились всё крепче и крепче…

       Мать писателя Варвара Петровна была  богатая помещица  -  имела 5000 тысяч душ крепостных,  любовь  сына к певице не одобряла и говорила ему:
-  Что ты нашел в этой проклятой  цыганке? На что там смотреть?   У неё  одна сажа да кости. Приворожила она тебя  что ли?
-  Матушка, да не цыганка она, а испанка и певица  прекрасная.  Люблю я ее.
-  Люби,  батюшка, а денег я тебе не дам и наследства лишу,   - отвечала властная  мать и до самой своей смерти в 1850 году,   почти не давала сыну денег на содержание…

  Тем временем  молодой Иван Сергеевич страстно привязался к   Полине. Он вошел в эту семью, как свой. Они видели в нем не писателя, а человека.  Тургенев  и  Луи Виардо   стали друзьями  - оба были страстными охотниками и часто ходили вместе   на  охоту  с собаками, оба любили живопись и музыку.

Были ли  Тургенев и Полина  интимно близки? До сих пор об этом  идут споры.  И  об этом можно только догадываться по нежным письмам, многие из которых предусмотрительно были уничтожены  Полиной  после  смерти писателя…

     Возможно,   в молодости  - да, особенно,  когда они все вместе жили   в Куртавнеле,  а  потом   в Баден-Бадене  -  целых   семь лет, после переезда из  Парижа,  где республиканец  Луи Виардо  не захотел жить при Наполеоне   III  и купил виллу в  немецком городе - курорте.   Позднее   Тургенев  построил  там  свою  виллу и принимал в ней  друзей, а  Полина у себя   устраивала утренние музыкальные собрания,  на  которые собиралось избранное  общество.   Приезжали  даже  император  Вильгельм  с  супругой и герцог Баденский,  а за роялем был сам великий Рубинштейн.


    Это было незабываемое время.  Тургенев  покорял  Полину  своей нежностью, интеллектом,  любовью к музыке и красивой внешностью.  Он был высок, строен и очень силен.  Позднее  в письмах к  Полине  он  с большим чувством вспоминал годы жизни в Баден - Бадене, как самые счастливые в своей жизни…

   Но  до  Баден-Бадена  молодому писателю пришлось перенести  месяц  в  заключении   на  съезжей  в  полицейской части  в Петербурге  за  публикацию некролога  о  Гоголе, да за книгу рассказов «Записки охотника» . Писателю пришлось отбыть    двухлетнюю ссылку в  родовое имение Спасское-Лутовиново.

 - Пусть,  посидит там и одумается, а то крамолу начал писать,   - говорил император.