Корявый лист на корявом дереве

Сыгда Алтынаев
 Вдоль железнодорожного полотна, по направлению к соседней деревне, шёл человек в серой кепке и катил впереди себя ящик с зарешеченным окном. В этом ящике сидят собаки.Несколько собак. Они плачут. Человек в серой кепке молчит. Рядом с ящиком бежит мальчишка-подросток.
- Отдайте мою собаку, пожалуйста! - чуть не плачет вместе с собаками мальчишка.
Человек в серой кепке молчит. Такое впечатление, что он глухонемой. Катит себе свой ящик с плачущими собаками и ничего не слышит. И не видит - глаза у него бесцветные и смотрят в одну точку.
- Отдай мне мою собаку! - отчаянно кричит мальчишка, когда вся процессия готова скрыться в перелеске перед деревней.
Человек в серой кепке по прежнему молчит. Ничего не слышит, ничего не видит. А мальчишка видит. Видит что то большое, железное, ржавое в мусорный куче в глубине перелеска. И мальчишка хватает это большое и ржавое. Хватает и бьёт чуть ниже серой кепки. В висок. Как учил один умелец в рукопашных делах. Падает серая кепка и человек падает. Мальчишка на него даже не смотрит, бросается отпирать ящик! Выскакивают освобождённые псы и мальчишкина любимая собака с янтарными глазами и стоячими ушами.
Собаки разбегаются со скоростью молний, а мальчишка со своей лайкой неспешно двигаются в сторону деревню. Человек и серая кепка лежат неподвижно, когда мальчишка и собака окончательно скрываются, лицо, губы и неподвижные пустые глаза заполняют какие то мошки и муравьи.
- Я правильно сделал? - спрашивает у меня спустя два дня мальчишка, рассказав историю спасения собак.
- Не знаю, - отвечаю я, - Собаки ведь потом вернулись и съели этого живодёра.
- Он сам хотел их съесть, - говорит мальчишка, лицо у него заметно дергается, - Он из них мыло делает и ... шкуры обдирает.
Погибшего бомжа не жаль никому. Официальная версия - был пьян, встретил стаю собак, а поскольку отношения у них были известные - собаки бомжом немного пообедали...
- Кем ты хочешь стать? - спрашиваю я мальчишку.
- Не знаю, - отвечает тот, - Может ... поваром. Или барменом в аэропорту.
- Отличное занятие, - киваю я.
Я в его возрасте хотел стать актёром. И сыграть... Много кого хотел сыграть.
На следующей неделе случилась беда - стая собак напала за деревней на старшую сестру и пятилетнюю племянницу того самого мальчишки, будущего бармена. Не на смерть, но искусали основательно - в больнице обе, в плохом состоянии...

- Ты пойдёшь со мной?
В руках у мальчишки был заряженный карабин.
- Нет.
- Боишься?
Конечно боюсь. Стрелять, убивать. Просто сильно ударить. Что собаку, что человека. Даже очень плохого. Я - потенциальный дезертир. А мальчишка - нет. Радости в его круглых глазах не видно. Он идет делать работу. Не самую приятную, но необходимую. Я не иду, а он идёт.
Идёт не один. Ещё пятеро взрослых мужиков с двустволками, карабинами. На отстрел.
- Стрелять то умеешь? - спрашивают у мальчишки.
- Не промахнусь.
Взрослые верят, не гонят от себя. Вшестером скрываются за деревней...

- Я стрелял точно в голову. В височную часть, чтобы они сразу... Чтобы не мучились.
Я молчу. Ничего не спрашиваю. Этот вечерний разговор мальчишка начинает сам.
- Ты тогда спрашивал, правильно ли я сделал, что отпустил собак? - продолжает парень.
- Я не знаю ответа на этот вопрос, - произношу я.
Честный ответ дезертира. Честный ответ того, кто вне поля, вне игры.
- А я думаю - правильно, - как то тихо и непривычно произносит мальчишка.
Я пожимаю плечами. У меня ощущение, что я на скамье подсудимых.
- Я им добра хотел. А они... Они озверели, потому что рядом такие, как тот , в серой кепке. Но я то по доброму поступил!?
- Конечно, - киваю я.
Хочется добавить , что метко и в голову мальчишка бил из карабина тоже не по злу, без азарта и радости. Точно, как учили, в височную часть. Чтобы не мучились. Но вслух я ничего не говорю.
- Знаешь , кем я хотел стать в детстве? - неожиданно перевожу разговор вроде бы на другую тему.
- Ты говорил - артистом!?
- Да. А знаешь кого мечтал сыграть?
- Кого?
- Корявый лист на корявом дереве рядом с корявым домом, где живет Баба Яга.
Мальчишка молчит. Потом неопределённо усмехается, с какой то виноватой улыбкой произносит:
- Вот это - да! Я бы такое никогда б не смог!