дядя Саркиз

Людмила Юрченко
 Дядя Саркиз
     В декабре 1988 года страшное бедствие обрушилось на Армению. Сильное землетрясение разрушило два города: Спитак и Ленинокан. Брат моей подруги ездил из Ульяновска на их восстановление. Уцелевшим людям предлагалось жильё в любом городе СССР. Наш город  Находка, солнечный и тёплый на берегу Японского моря. И многие из пострадавших выбрали Находку.
Не бойся
Поселили их в новом только что отстроенном  квартале. Тогда я и познакомилась с дядей Саркизом. Он открыл небольшую мастерскую по ремонту обуви. А я носила ему сандалии и туфли моих детей. Небольшого роста, наполовину седой он трудился над чужой обувью целыми днями. Мне было интересно узнать о том, как он спасся. Я стала расспрашивать его. И дядя Саркиз рассказал мне историю спасения его семьи.               
«Я был комсомольцем и конечно, неверующим. Когда пошёл в армию, меня призвали в десантные войска. Во время прыжков из самолета, мой парашют не раскрылся – потому что запутались стропы. Я понял, что разобьюсь. С огромной скоростью я мчался с высоты 800 метров к земле. И заорал, что есть мочи: «Господи, Господи, спаси меня». И услышал над ухом: «Да спасу я тебя, не бойся». И тут я вижу летит другой парашютист и хватает мои стропы рукой. Так моё стремительное падение к земле приостановилось. Приземлились мы вдвоём на одном парашюте. Правда, я ногу вывихнул, но остался жив. С тех пор я стал ходить в церковь.

И тут началось …

После армии я женился. И жена Милена родила мне двоих девочек. Я работал сапожником, а жена вела хозяйство и воспитывала детей. Жили мы в пятиэтажном доме. В тот роковой день девочки ушли в школу. Одна дочка училась во 2-м классе, а другая – в 5-м. Мы с женой были дома – у меня был от пуск. И вдруг, я ужасно захотел закурить, а сигареты кончились. Тогда я пошёл за куревом в киоск. Как только я вышел, то вспомнил, что забыл кошелек. Жена на балконе вешала бельё. Я крикнул ей, чтобы она бросила мне кошелёк. Но она почему то спустилась в подъезд, чтобы отдать мне деньги. И только она подошла ко мне, тут и началось… Земля начала ходить под нами волнами. Мы с женой упали в песочницу. А вся земля вокруг тряслась, только наша песочница, словно заколдованная, была спокойна. Дома, как карточные, складывались и рушились. Их осколки прыгали и летели во все стороны. Огромные куски бетона и кирпича долетали до нас. Мы словно были заключены под стеклянный колпак. Когда трясти перестало, мы вскочили и посмотрели друг на друга. На наших головах были пряди седых волос. Опомнившись от стресса, мы поспешили к школе, навстречу нам плача, взявшись за руки, бежали наши дочки. За их спиной лежала в руинах ихняя школа. Девочки позже рассказывали. У младшей Лилит  в школе вдруг поднялась высокая температура и учительница поручила старшей сестре увести малышку домой. Только они вышли, температура у Лилит упала. Мариам, так зовут старшую девочку, очень не хотелось пропускать контрольную по математике, потому она с младшей сестрой вернулась обратно в школу. Но температура у Лилит опять поднялась. Девочка стала красная от жара.  Пощупав её лоб, учительница велела им немедленно идти домой. – «А контрольную потом напишешь», - добавила она. Едва девочки вышли из школы и чуть-чуть отошли, как школа рухнула.
    Я была поражена его рассказом. И потом я часто встречала Саркиса в православном храме. Он обычно вставал на колени и молился.

Студент-заочник

   Было чудо и в нашей семье. Когда я работала преподавателем английского языка, нам часто задерживали зарплату. А мои  дочка  и сын учились в колледже. Мы жили очень бедно. Денег тогда ни на что не хватало. Однажды ночью мне не спалось. Я взяла икону Николая Угодника, положила её на колени и, глядя ему в глаза, пожаловалась: - «Знаешь Николай угодник, совсем тяжело у нас с деньгами. У дочки капронки  порвались и не на что их купит. И ходит она пешком в колледж, потому что нет у неё денег на проездной билет. И едим мы одну картошку без хлеба. Хоть бы какой заочник появился! Я бы сделала ему контрольную работу и тем самым заработала бы немного денег…».
Легла я спать. А утром, только я проснулась – прозвенел звонок телефона.
- Алло, слушаю вас. Что вы хотели?
- Вы делаете контрольные по английскому языку заочникам?
- Да делаю, приезжайте. Запишите адрес.
Через 20 минут ко мне зашёл мужчина средних лет. Серьёзный такой, вальяжный – лет 35. В кожаной куртке с дорогой папкой в руках – похожий на «нового русского». Протянул мне бумаги и методичку по контрольной.   
- Мне срочно надо. Вот мой телефон. Как сделаете, позвоните.
- Хорошо, - согласилась я, обрадовано. И тут же засела за контрольную.
Пришла дочка из колледжа и помогла мне. Она на компьютере сделала перевод слов и напечатала. Я позвонила. Наш клиент быстро пришёл, молча взял готовую контрольную и протянул деньги. Только закрылась дверь, мы с дочкой запрыгали от восторга.
- Возьми деньги и купи себе и брату проездные билеты, а эти деньги  тебе на капронки. И сбегай в магазин. Купи хлеба и масла растительного.
   Лишь через несколько дней  я снова взглянула на икону. И узнала в ней моего недавнего студента – заочника.