Блины - маленькие солнышки

Марина Зиновьева Матольна
Дети проснулись от маняще-золотистого запаха выпеченных блинов, вперемежку с наивкуснейшим запахом сладкого ягодного киселя. С криком и визгом они понеслись со всех ног на кухню, где Бабушка пекла блинчики. Рядом, на банке с мёдом, восседал довольно-улыбающийся Солнечный Зайчик.
– Ну, наконец, то проснулись, – улыбнулся он им, своей очаровательной улыбкой до ушей, – что-то вы, сегодня, припозднились. Солнышко уже вовсю светит. Я сияю. Птички поют. Бабушка уже целую тарелку блинов напекла, вкусны-ы-ых, – и, сказав, отправил в рот очередной блинчик, обмакнув его перед этим в сметану. Зажмурил от удовольствия глаза, и было такое ощущение, что ещё немного и замурлыкает как Котёнок.
Их друзья, Щенок и Котёнок сидели около Бабушки и с удовольствием поедали блинчики. Котёнок, как и Солнечный Зайчик со сметаной, только он больше чем он её зачерпывал. Щенок же ел блинчики просто так.
Дети подбежали к столу, на котором стояла тарелка, полная блинчиков, от которых исходил потрясающий аромат и тепло, как от солнышка.
– Вначале умойтесь и оденьтесь, – не поворачиваясь к внукам, произнесла Бабушка, – я как раз закончу печь и сядем трапезничать.
Через несколько минут дети вновь были на кухне. И тут заметили на подоконнике тарелку с одним блином.
– Ба, прищурился Мальчик, – это что, твой не получившийся блинчик?
– Это про тот, – подскочила к брату Девочка, – про который говорят…
– «Первый блин комом!» – продолжил Дедушка. Он пришёл с улицы, где уже не возможно было работать от блинного запаха.
– Да Бабуль? – закончила Девочка.
– И, да и нет – улыбнулась она, повернувшись к ним. И все сразу поняли, что будет скоро рассказано, что-то очень интересное.
- А как вы думаете, на что блинчик похож?
– На вкуснейшую кругляшку! – рассмеялся Мальчик.
– На Солнышко, – радостно выкрикнула Девочка, держа тонкий блинчик в руках. Через его дырочки просвечивали лучики Солнца.
– Ну, прям настоящее Солнышко, – хмыкнул в усы Дед.
– Как наш Солнечный Зайчик, – разом выкрикнули все, и радостно рассмеялись. А Солнечный Зайчик так засверкал, что все зажмурились. Он мигом соскочил с банки и побежал всех целовать и на кухне, как и всегда, получилась чехарда. Пока все веселились, Бабушка допекла блинчики, а тут и Папа с Мамой подошли. Радостная суматоха и аромат, подсказали им, что пора спускаться в кухню.
– И когда мы услышим рассказ про блинчики? – спросил Дед, обмакивая один блин в сметану, а другой в мёд. – И особенно про тот блин, что лежит на подоконнике, – и подмигнул Бабушке.
Наши предки, как вы знаете уже, всегда жили в согласии с природой и окружающим миром. Сеяли, собирали урожай, охотились и всегда одаривали богов. Одаривали самым лучшим из того, что у них есть. Ничего из того что у них делалось, не появлялось просто так. Вот и блинчики с поговоркой о них – это то, что однажды случилось.
Земля вздыхала. Тяжко ей было под снегом. Давно проснуться хочется и подарить красу свою народу, что живёт и здравствует на ней. Но не пускает холод, сковавший её. Застыла жизнь на Земле. И вот решила она попробовать докричаться до Солнца. Оно немного, но грело её. Сквозь снег Земля чувствовала это тепло, но Солнце её не слышало. Каждое утро оно просыпалось. Медленно, с неохотой. На несколько секунд замирало на краю пригорка, из-за которого появлялось и, ленясь, ползло вверх, в небо. И вот одними утром, когда Земля уже потеряла надежду докричаться до Солнца, она из последних сил выгнулась и шлёпнула его, можно сказать дала пинок.
От неожиданности оно покатилось по Земле, оставляя на ней маленькие солнышки, выпадающие из него то-тут, то там. Попадая на Землю, они протапливали снег, освобождая её от морозного холода. Земля вздохнула с облегчением. Стряхнула с себя оставшуюся мерзлоту, которая растаяв, напоила её чистой прогретой Солнцем водой. И тут и там стали появляться первые цветы, украшая Землю.
Только сейчас Солнце поняло, кто его звал, но ему всегда казалось, что это небо зовёт к себе поскорее. А сверху и подавно ничего не слышно.
Земля очнулась от вечного сна, и Солнце протянуло к ней свои лучи, крепко обняв, отдавая своё живительное тепло.
За происходящим очень внимательно наблюдали люди. Настороженно с одной стороны и с интересом с другой: «Что из этого выйдет для них – плохо или хорошо?» Выбежали из домов, радостно приветствуя Солнце и его работу. Всё вокруг сияло и сверкало, даря людям теплоту.
– Ой, – всплеснув руками, выкрикнула женщина и бросилась в дом. На радостях она забыла про горшок с овсяной кашей, оставленной в печи. Вбежав в дом, она встала как вкопанная. У её печи прыгали маленькие солнышки. Те, кого она только что видела на улице. Они подлетели к ней и, одарив своим теплом, ласково подтолкнули к печке. Открыв заслонку, ухватом ловко вынула чугунок с кашей. В нём каша запеклась и подрумянилась. Когда женщина перевернула чугунок, то на столе остался лежать солнечный кружочек – круглое маленькое солнышко. Схватив его, бросилась вновь на улицу.
– Прими Солнышко дар твой!
Солнце попробовало и угостило всех, кто был рядом. Угощение понравилось и назвали его «млинъ», потому что он получился из измельчённых овсяных зёрен. Готовили кашу, а получилось новое угощение – блин, как мы сегодня его называем.
– Понятно, – сказал Дед, – ну а про «первый» расскажешь?
– Так это и было про первый блин, – рассмеялась Бабушка.
– Не увиливай. Я про поговорку говорю.
– «Первый блин комом!» – хором выкрикнула детвора.
– Только правильно говорить не «комом», а «комам»!
– Эт почему? – удивлённо расширил глаза Папа – Что ещё за «комам»?
– Ну, первую версию я вам уже озвучила. Про первый блин, что получился таким вкусным, что «пальчики оближешь», как говорится. Подрумяненный, круглый, как Солнце, которому наши предки поклонялись. Ему-то первый блин и достался. Тот день у нас теперь празднуется проводами Зимы.
– Масленица! – вновь выкрикнули все хором. Только теперь к детям присоединились и взрослые.
– Правильно. Готовили их наши предки круглый год, а на праздник, так много, что начиналось таинство заготовки опары с вечера. Печь блины было делом почётным. Готовить опару доверяли только самым уважаемым в селе женщинам. Блины в старину пекли в печках, и их не надо было переворачивать. Поэтому о блинах, когда их начинают готовить говорят «печь», а не жарить. Блины пекли и ели много, приговаривая: «Блин не клин, брюхо не расколет!». Начинали, есть их уже с раннего утра и до вечера, вбирая в себя силу, святила и, задабривая богов, чтобы ускорить приход тепла.
Масленица – древний весенний славянский праздник. В этот день наши предки почитали своих богов: Ярилу – бога Солнца, Перуна и всех остальных.
Сударыня Масленица, так её называют. К её приходу готовились и встречали с размахом. Блины, главная русская еда, славящая Солнце. Готовя солнечное угощение, люди призывали светило подарить Земле больше тепла. Радуясь первым его лучам, люди с нетерпением ожидали скорую Весну.
Солнышко встаёт и его диск, поднимаясь из-за горизонта, согревает и освещает новый день. Солнечный блинчик на небе и солнечные блинчики на столе – радость жизни! Солнечная Масленица! Румяный круглый блин похож на Солнце «умирающим» зимой и «воскрешающим» каждую Весну.
Но почему «комам»? Вижу ваше нетерпение.
Наши предки считали, что над всеми богами есть самый могущественный. Создатель всего сущего на земле и повелитель всех божеств. Звали они его – Ком. И жил он на небе. А как вы думаете, где конкретно?
Мальчик засопел, думая, что ответить. Девочка и Мама смотрели на Бабушку, ожидая её ответа. Дедушка и Папа чесали затылки. Посмотрев друг на друга, развели руками, не найдя ответа. Солнечный Зайчик ёрзал, но Бабушка строго на него посмотрела, а, то бы уже давно выкрикнул ответ. Он от нетерпения уже готов был лопнуть.
Дав всем ещё немного времени на обдумывание, Бабушка, посмотрев на Рыжика, кивнула головой, давая ему свободу.
- Ком живёт в созвездии Большой Медведицы! – выпалил, и свалился в изнеможении.
- Вот так неожиданность, - ухмыльнулся Дед.
- Не знал, - удивился Папа.
- Так Ком – это Медведь?
Солнечный Зайчик готов был ответить, но увидев, что Бабушка, незаметно подала знак молчать, так и остался с открытым ртом.
- Его спячка наводила священный трепет на людей. Они его считали главным духом леса. Хозяин, как его ещё называли. Почитали его и задабривали подношениями.
Ком для людей был, более значим, чем все остальные. Повелевая Солнцем, он показывал людям его жизнь и смерть. Да мои дорогие! Солнце, когда уходило, наступал мрак и люди не знали, наступит ли новый день. Но утром светило вновь появлялось на небе. Умерев накануне, рождалось заново. Спячку Солнца они прозвали «ма» – священный сон духов.
- Как у Медведя, - тихо, почти не слышно, молвил Дед, но осёкся на полуслове, поймав взгляды Бабушки и Рыжика.
- Я понял, - крикнул Мальчик, - «ком» и «ма» получается «кома»!
- Но это, же у врачей, - пожала плечами Девочка, - причём здесь их «кома»?
- Ну кА ты не поймёшь, - горячился брат, - Солнце заснуло?
- Да.
- Проснулось?
- И что?
- Поэтому и подношение им в первую очередь, чтобы поскорее проснулись и жизнь дали Земле! Да Ба?
- В самую точку! Вот поэтому всегда, во все времена «Первый блин комам!», священным верховным божествам. Накормив богов, и сами вкушали и праздновали.
Хлебосольность русичей была известна далеко за пределами земли русской. Хозяйки считали своим долгом накормить гостей, друзей и знакомых. И только потом самим приступать к трапезе. Тем более когда дело касалось такого праздничного блюда, как блины.
Да и поговорка, что мы говорим, она не полная. Вот как она звучала раньше:
Первый блин комам,
Второй знакомым,
Третий дальней родне,
А четвёртый мне!
И Бабушка заливисто рассмеялась, беря, наконец, блинчик со стола.
В любом случае первый блин доставался комам и только последний самой хозяйке торжества. И именно такой подход у славян, наших предков, считался единственно верным. Начиная печь блины, мы соприкасаемся к древним традициям славянских народов. Поэтому и не забываем оставлять самый первый блинчик, комам. Загадочным верховным божествам.
- Бабуля,- подбежала к ней внучка, - а как мы твой блинчик комам отдадим?
- Раскроши да и положи на снег. Птички прилетят, поедят, а остальное отнесут им.
- Да, - протянул Дед, - интересную историю ты нам сегодня поведала. Я заслушался.
- Ба-а-а, - повернувшись к ней, протянул Мальчик, - Ба, а вы с Солнечным Зайчиком что-то не договариваете. Про Медведя. Так ведь?
И все посмотрели на них, ожидая ответа. Но они сидели за столом и наслаждались блинчиками. Не услышали вопроса или сделали вид? Дедушка, тот сразу их раскусил. А вы?
Надеетесь на историю о Медведе?