Александр Любищев в Ульяновском пединституте

Анатолий Марасов
 В Ульяновске Александр Александрович прожил 22 года, но лишь первые пять он сумел «продержаться» в пединституте…
Почему?
«Неприлично молчание мне!» – эти  строчки из письма инструктору ЦК  по с/х В.П.Орлову Любищев мог бы в 50-ые годы повторять в каждой своей антилысенковской работе, которые он продолжал вести и работая в УГПИ. Ниже я кратко укажу на некоторые из них, но также сразу замечу, что они в настоящее время уже опубликованы, как хронологически прослежена и опубликована вся беспримерная борьба Любищева с мракобесием в науке в ХХ веке – «лысенковщиной». К сожалению, в Ульяновском пединституте Любищеву пришлось вести борьбу и с другим мракобесием,  –  антисемитизмом, охватывающем, как известно, далеко не только науку…И здесь я вынужден привести ещё одну цитату Александра Александровича, но уже из другого письма Орлову: «Я к партии сыновних чувств не питаю....Я питаю сыновние чувства к более длительным организациям: России, общечеловеческой культуре и всему человечеству». 
Вот, кого защищают эти слова?
*

Видимо, одному из первых о том, что он избран по конкурсу в Ульяновский пединститут, Любищев  написал  зоологу А.А. Передельскому от 20.08.50 г, что 22-23 года назад он уже был в Ульяновске и помечтал:  «хорошо бы в этом городе устроиться на старости лет»!
Об этом же в биографическом  очерке (1982 г) пишет дочь А.А. Любищева, Е.А. Равдель: отец послал в Москву в Управление высшей школы письмо с просьбой о предоставлении ему профессорской должности в любом вузе страны, кроме Москвы и Ленинграда... Он выбрал Ульяновск – у него сохранились воспоминания о том, что работая в 1927-1930 гг в Самаре в сельскохозяйственном институте, отец со своим другом и коллегой по вузу специалистом по математической статистике  Ч. Блиссом  были однажды в Ульяновске на Венце , любуясь Волгой и Заволжьем…
В переписке Александр Александрович был с сотнями корреспондентов;  и вот информация об этом же из письма физиологу Н.Г.Холодному от 14.01.52 г:…В Ульяновске (впервые) был в 1930 г, гулял по Венцу и поразился красотой панорамы Волги. Подумал, «хорошо бы в этот город на старости лет переселиться» 
Переписка с академиком  АН УССР физиологом  Н.Г.Холодным продолжалась более 10 лет и содержанием своим представляла  дискуссию о дарвинизме. Отражена дискуссия в книге «К дискуссии о дарвинизме», Ульяновск, 2009 г,  279 с.
И вот как же судьба распорядилась! Через 20 лет один из тех, кем мы по праву гордимся, и чьи глубокие размышления мы стараемся понять, приехал работать и жить в наш город!
*
 Проследим по отрывкам из писем ситуацию:
20.08.50: Вероятно в начале октября перееду в Ульяновск, куда я избран по конкурсу и уже утверждён Москвой в должность зав.кафедрой зоологии… Получил очень приятную телеграмму от директора Пединститута. О.П. (Ольга Петровна, супруга Любищева – А.М.) думает выехать в Ульяновск в середине сентября, чтобы подготовить квартиру к моему прибытию… Директор там новый, заинтересован в подъёме качества преподавания (зоологу А.А. Передельскому).
17.11.50: Пригласили на кафедру ещё одного доктора, гельминтолога Э.Р.Геллера  (зоологу П.В. Терентьеву).
22.12.50: Переездом по-прежнему доволен (зоологу П.В. Терентьеву).
6.03.51: Тебя интересует вопрос о работе в качестве зав.кафедрой провинциального вуза…Я опоздал почти на 2 месяца, (из них) болел около месяца…
Наш директор, несомненно, умный, энергичный и не трусливый человек, с большим опытом. Зав.кафедрой марксизма-ленинизма здесь производит благоприятное впечатление. Я уже несколько раз слышал его выступления и все они носят отпечаток человека, интересующегося своим делом, корректного и лишённого всякого фанатизма. Нагрузка: курс б/п – 90 часов; курс позвоночных (учительский ин-т) – 90 ч; гистология и эмбриология – 30;, педпрактика – 120; спецпрактикум – 60; полевая практика – 60; курсовые – 66; руководство аспирантами 50; посещение лекций – 50. Всего 616 часов (генетику П.Г.Светлову).
31.08.51: Благодарит за приглашение участвовать в конкурсе на замещение зав.кафедрой зоологии б/п Горьковского ун-та и отказывается, т.к. он в Ульяновске всего год и принял моральное обязательство в течение определённого срока не покидать данное место.  О директоре  УГПИ А.В.Козыреве,  который принял его на работу, у Любищева и спустя годы сохранились самые «светлые воспоминания». (Энтомологу Н.Д.Перловой).
Ей же (без даты, прибл. сентябрь 1953 г): Поскольку руководство УГПИ сменилось (пришёл антисемит В.С.Старцев), «моральное обязательство отпадает».
29.01.52: Я уже больше года в Ульяновске, где заведую кафедрой зоологии УлГПИ. Очень доволен людьми и работой. Устроились мы во всех отношениях очень хорошо. Имеем хорошую квартиру в бывшем архиерейском доме (ул. Труда 28; снесён накануне строительства мемцентра – А.М.), очень симпатичный директор и один из его замов, в коллективе нашёлся ряд близких нам теперь людей (биохимику В.А. Энгельгардту).
23.08.52: В ответ на работу Н.Я.Мандельштам "Возможна ли общая систематика для разнородных явлений (логические и методические основания)" пишет большой разбор "По поводу записки Н.Я.Мандельштам". Весь диалог о систематике в журнале "Природа" (№ 6 за 2006г) опубликовал с комментарием М.Д.Голубовский.
7.11.52: Здесь  я живу два года, и у меня нет оснований  к недовольству, но даже сравнительно небольшая работа по кафедре меня тяготит (зоологу П.В. Терентьеву).
30.04.53: У нас в этом году смена директора, к сожалению далеко не в лучшую сторону, но уповаем на лучшее (энтомологу А.А.  Штакельбергу).
5.05.53: Высказывает сожаление о заявлении  Надежды Яковлевны и выражает готовность помочь ей восстановиться на работу (филологу  Н.Я.Мандельштам).
7.06.53: У нас здесь сейчас новый директор, наихудший из всех, с которыми мне  приходилось иметь дело в моей жизни. Я бы сейчас искал новое место…Возможно, окажется невтерпёж (зоологу П.В. Терентьеву).
Новый директор оказался антисемитом, и под угрозой увольнения оказались филолог Н.Я.Мандельштам, гельминтолог Э.Р.Геллер…Не  выдержал кадровой ситуации и историк А.Д.Амусин
8.06.53: Обстановка сейчас сильно изменилась. Два с половиной года я был очень доволен судьбой и помышлял здесь закончить свою учебную карьеру и годика через  два выйти на пенсию, чтобы целиком предаться размышлениям по поводу своего научного и жизненного опыта.
Но новый директор предпринимает систематический разгон кадров. Меня непосредственно не касается, но один из профессоров нашей кафедры уже намечен к увольнению. Я написал резкий протест и одновременно послал несколько «прелестных» писем для прощупывания почвы переезда (палеонтологу Ю.А.Орлову).
8.06.53: У нас Старцев не унимается… (филологу Н.Я. Мандельштам)
Июнь 1953: Систематический разгон кадров пока Любищева не коснулся (палеонтологу Ю.А. Орлову).
9.10.53: Сейчас я веду переписку с Киевом: вероятно, туда переберусь (на пару месяцев зимой и окончательно летом) зав.музеем Ин-та зоологии АН УССР. Сейчас пишу статью об аракчеевщине в биологии… (энтомологу Г.Я. Бей-Биенко).
30.7.53: А.А.Любищев заканчивает  большую статью «Об аракчеевском режиме в биологии» ( Издана в Ленинграде в 1991 г в сб. его работ «В защиту науки», с. 25-45).
16.10.53: Вчера получил телеграмму, что прошёл по конкурсу (в Киеве), и что для сохранения вакансии и утверждения президиумом  требуется мой немедленный приезд.…Летом 1954 г думаю окончательно перебраться в Киев (эволюционисту В.В. Алпатову)
21.10.53: А.А.Любищев заканчивает 1-ую главу фундаментального труда «О монополии Т.Д. в биологии» (вся работа издана в Москве в 2006 г. 518 с).
21.10.53: А.А.Любищев (также по поводу лысенковщины) пишет письмо Н.С. Хрущёву. (В Ульяновске в 1999г  издана книга Любищева «Этика учёного»,156 с. В эту книгу, кроме указанного  письма, включены письма в редакции газет и отдельным учёным по поводу того, надо или не надо бороться с мракобесием в науке).
1.11.53: У меня год довольно бурный. Начался он мирно, я около 2 месяцев работал в ЗИНе по своим земляным блошкам, потом пришлось повоевать с новым директором, который предпринимал разгон кадров, коснувшихся и наших близких людей. Доходило даже до Министерства…Естественно, это отразилось на моих взаимоотношениях с ним и сейчас я помышляю переехать в Киев. Переписка уже ведётся, летом лично вёл переговоры в Киеве (биохимику В.А. Энгельгардту)
18.11.53: Еду на днях в Киев, где уже прошёл по конкурсу; совсем переезжаю в 1954 г  (энтомологу А.А.. Штакельбергу)
А Неклюдов (профессор  СХИ), попросил 1 главу «Монополии…» у Любищева, в СХИ снимают с неё копию, и в декабре 53 г в духе 37-48 гг проводят обсуждение «вейсманизма-морганизма» Любищева, но в защиту его  выступили преподаватели УГПИ философ В.В. Софрошкин, историк И.Д. Амусин, ботаник В.В. Благовещенский. Стали ждать Э.Р.Геллер, но и он выступил за…
10.01.54. Приехав в Ульяновск (из Москвы) я на другой день должен был присутствовать на докладе директора Сельхозинститута по вопросу о мичуринской биологии с прениями, где выступавшие, инспирированные местными работниками Обкома, обливали меня ушатом грязи. Я к счастью по болезни присутствовать не мог…Так как работники Пединститута выступали гораздо более скромно, а моя ассистентка (Л.А.Грюкова ? – А.М.) выступала просто блестяще, с обоснованной критикой лысенковщины по её разделу, то директор Сельхозинститута в заключительном слове обрушился с обвинением всего пединститута во всех смертных грехах и требованием чистки «авгиевых конюшен»…Постановления никакого не приняли, отложили на 10 дней, оказалось, что ждали приезда из Москвы Э.Р.Геллера.
Геллер был предельно тактичен и даже публично сказал, что в вопросах эволюции Любищев разбирается лучше. За чаем я Геллеру рассказал об антисемитской тактике нашего директора (Старцева), поддерживаемой рядом работников Обкома (генетику П.Г.Светлову).
10.01.54:  Директор  института мне пакость сделал, задержав моё  утверждение в Киеве, в газете здешней в передовой я обвинён в вейсманизме-морганизме. Все эти материалы я по предложению ЦК (направляю) в соответствующий отдел ЦК и министру просвещения Каирову (энтомологу  Г.Я. Бей-Биенко).
10.01.54:  Сейчас моё партийное руководство обвиняет меня в том, зачем я послал статью, не посоветовавшись с коллективом. С директором института у меня отношения прерваны, так как я Вам, кажется, показывал  моё письмо ему в ответ на его письмо в Киев, где я категорически заявил, что я с ним с осени работать не буду. И копию этого письма оставил в ЦК и министру Каирову, а также академику Цицину (эволюционисту В.В. Алпатову).
15.02.54:  Об обстоятельствах конфликтной ситуации пишет письмо редактору газеты «Ульяновская правда» (ред. Н. Матяс); ответ датирован 25.04.54. Опубликована переписка в «Ульяновской правде» в преддверии 100-летия Александра Александрвича Любищева 3.04.90 г со вступительной статьёй «Долг учёного и гражданина».
Но впервые  Ульяновская правда опубликовала материалы об ульяновском периоде жизни Любищева 13.05.88 г в большой и открытой статье Н. Чернышовой  «Считаю долгом возвысить голос»…
28.03.54: До осени я совершенно занят, а осенью весьма вероятно выйду на пенсию, так как с нашим новым директором я ни в коем случае дальше работать не буду, о чём заявил ему лично….И подтвердил при недавней ревизии инспектору министерства, с которой имел беседу длительностью более 4 часов… В Киеве Палладина, очевидно, испугало меня утвердить (эволюционисту В.В. Алпатову).
21.05.54: Я весьма вероятно останусь в Ульяновске, наш директор сумел испортить моё перемещение в Киев, но и сам сейчас снят с работы (физику И.Е. Тамму).
22.05.54:  В.И. Цалкин (зоолог – А.М.) оказался пророком: нашего директора сняли, конечно, не вследствие моего последнего письма, а вследствие всей его политики по разгону кадров, но в выяснении этой политики я принимал самое деятельное участие, и в последний приезд инспектор Министерства просвещения Э.С. Ефимова беседовала со мной 4 часа (эволюционисту В.В. Алпатову).
11.09.54: Ко мне сейчас отношение самое предупредительное и я слыхал, что новый директор открыто говорил, что ему из ЦК указано, чтобы были исправлены ошибки, допущенные по отношению ко мне.
…Я недавно первый раз в жизни получил командировку от Обкома (как нештатный лектор Обкома) в один район прочесть лекции по происхождению жизни и жизни на других планетах: там было совещание педагогов, и я биологам немного вправил мозги о Лысенко и Лепешинской.…Классики марксизма…искренне верили, что с крушением капитализма люди превратятся в ангелов (вся система воспитания, которую проводила святейшая женщина Н.К.Крупская, была проникнута этим) (эволюционисту В.В. Алпатову).
27.09.54: Нашего бывшего директора сняли с работы и направили зав.кафедрой в Молотовский университет (эволюционисту В.В. Алпатову).
22.12.54: В прошлом году по случаю написания 1-ой главы «о монополии…» была большая буря в Ульяновском стакане воды. Кончилась она для меня вполне благополучно, директор снят с работы и переехал зав. кафедрой в Молотов. Ко мне отношение крайне предупредительное и даже приходят с благословления начальства аспиранты по кафедре философии для консультаций  (биохимику В.А. Энгельгардту).
2.02.55: Чувствую себя хорошо. Отношение ко мне сейчас превосходное, новый директор, видимо, умный человек, относится ко мне очень хорошо, но, как говорят, когда я выступаю в учёном Совете, чувствует себя как иголках (эволюционисту В.В. Алпатову).
22.08.55: Сейчас уезжаю в Москву, откуда в Борок к Б.С. Кузину (зоолог – А.М.). После этого намерен написать «О положении средней школы», немного отдохну. Съезжу в Лденинград по блошкам, а затем – за философскую главу  «О монополии» (генетику П.Г. Светлову).
9.11.56: Продолжаю писать о Лысенко… Буду писать о положении в средней школе…имею на это даже поручение от сектора школ Ульяновского обкома КПСС (! – А.М.). Очень доволен, что ушёл на пенсию (зоологу П.В. Терентьеву).
9.12.56: Заканчивает работу «О положении в средней школе». Издана в Ульяновске в 2010 г, 131 с.
24.09.57:  В конце 1953 Любищев не скрывал, что по поводу антитрофимовской деятельности послал в ЦК первую главу. К нему пришёл профессор СХИ  Неклюдов и попросил главу на несколько дней. Вернул её гораздо позже, и оказалось, что её переписали и на этой основе директор СХИ Красота поднял травлю, напечатал в газете статью против Любищева, выступил публично, всё с благословления соответствующих деятелей Обкома (генетику В.П. Эфроимсону).
Во время работы в УГПи А.А.Любищев задумал, кроме всего прочего, большую работу «Философия социализма»; наброски работы были обнаружены в пожелтевшем пакете  и датированы 1952-1957 гг. (Изданы в Ульяновске в 2008 г,176 с.)
*
Все дни, пока я приводил свои старые выписки в небольшой удобочитаемый сюжет, не покидала одна мысль, что Иван Гончаров, выпуская свой бессмертный роман, словно предвидел, что его единственный положительный герой с немецкой фамилией, обрисованный предельно схематично (специально?), словно ожидал через несколько десятилетий  своего преображения в реальность, и уже схематичной, нежизненной становилась сама обломовщина… И у героя – самая настоящая отечественная фамилия!
А реальность наступит, так  как реальная жизнь неминуемо вытесняет свою имитацию, ибо она для «власти, для ливреи Не гнёт ни совести, ни помыслов. Ни шеи»…
Ни в чём.