О Ситской битве версия о битве у с. Божонки

Александр Борисович Банков
О Ситской битве.
Ниже публикуемый материал в память о нашем учителе истории Викторе Дмитриевиче Попкове.
Фронтовик, он после Победы начал преподавать историю в селе Божонка. Ходили ученики из ближайших 6 деревень и строящегося поселка Мокеиха-Зыбинского т\пр, - Мокеиха-2. Школа стояла в середине села на берегу реки Сить. Когда на Мокеихе -2 была построена трехэтажная новая школа, все учителя и ученики перешли учиться в неё,  в том числе и В.Д. Попков со своей женой учителем математики. Учеников было много, учились в две смены. Еще работая в Божонке,  Виктор Дмитриевич заинтересовался, как учитель истории, Ситской битвой.

И нам,  своим ученикам, он передавал эту свою заинтересованность. Увлекал нас в походы, собирал и организовывал школьный музей, куда собирали разные экспонаты. Особенно меня поражали каменные топоры, найденные на берегах Сити. Школьники собирали материал о Ситской битве, рисовали карты, ходили с ним в походы в с. Кой в с. Присеки и т д. Было очень интересно с ним. На всю оставшуюся жизнь любовь к истории у меня с тех пор.

В.Д. Попков собирал доказательства и материалы, о том, что Ситская битва произошла у села Божонка, Санковского района Тверской области, в верховьях реки.
 На правом берегу Сити у с. Божонкки его усилиями был поставлен памятник – героям битвы. Памятник в виде стилизованной крепостной стены красного цвета с зубцами был установлен в селе Божонка 23 сентября 1972 года.  Таким образом, этот монумент является самым старым из всех, установленных в памятных местах Ситской битвы на территории Тверской и Ярославской областей.

 В настоящее время,  на реки Сить есть еще два памятники этому событию, в Некоузском районе в среднем течение реки у д. Лопатино, и в Брейтовском районе в нижнем течение реки.
 Монумент стелы высотой 12 метров на реке Сить у деревни Лопатино, открытие, которого состоялось 17 сентября в 1980 году. Тогда Страна проводила Олимпиаду и  отмечала 600-летие Куликовской битвы, На фризе памятника – надпись «Поляжем, братия, за землю русскую, за родину милую!»

Памятный знак у д. Себельское  на берегу реки Себла. 27 сентября 2014 года по инициативе местного жителя Алексея Муранова и по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина здесь был установлен памятный крест. Надпись на памятном месте гласит: «Русским воинам, павшим в сражении с татаро - монголами в 1238 году за землю родную». Этот крест — до сих пор единственный в Брейтовском районе знак в память о событиях 1238 года.

Три района (Брейтовский, Некоузский,  Ярославской области и Сонковский Тверской области) ведут последовательную работу по увековечиванию памяти событий ранней весны 1238 года

Законом  Ярославской области от 26 декабря 2014 г. №88-з    4 марта - День Ситской битвы -  внесён в календарь памятных дат региона.

Историки не пришли к единому мнению, где произошла эта битва.  Работа В.Д.Попкова – это одна из версий.

Он долго над ней работал. И мы школьники учились у него исследовательской работе.
В моем школьном дневнике есть запись от 28 мая 1971 года 20ч 05 мин. пятница – « сегодня выставили оценки за год у меня 3 тройки и 2 пятерки. Завтра в поход и каникулы. ВИКТОР ДМИТРИЧ ГОВОРИЛ, ЧТО ЕСЛИ КТО ХОЧЕТ В ПОХОД НА ВЕЛОСИПЕДАХ В ДЕРЕВНЮ ПРОСЕКИ, ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ, ЧТО БИТВА ПРОИЗОШЛА У НАС НА СИТИ У БОЖЕНКИ, ВСЕ СХОДИТЬСЯ И ПО КНИГЕ ЯНА И ТАК. У НЕГО ВЕСЬ МАТЕРИАЛ УЖЕ СОБРАН, ПУСТЬ ЕДЕТ.
Работа предлагается, как она была записана в школьные годы в 1972 г.  Карта детская -  также школьной поры из моих дневников.
 
Конечно эта версия исторической битвы, меня уже давно не устраивает. Но и вторая версия о том что у деревни Боженка, была битва передового отряда Дорожи, на мой взгляд не верна. Этот вариант некоторых краеведов с отправкой великим князем отряда Дорожи от основного расположения полков князя в селе Станилово и других рядом расположенных деревень - в с. Боженки - глухую болотистую местность также не выдерживает критики. Не один полководец не поставит передовой отряд почти в 100 км от основных сил. Моя версия о передовом отряде Дорожи, высказана в опубликованной статье в Прозе. ру "Ситская битва, таинственные просеки Ситской битвы". Но в память о своем учителе – публикую его записи. Ну а версия о Ситской битве и рейде батыевых орд по Владимирскому и Рязанскому княжествам, представлена в статье - Битва на реке Сить - большая язва хана Батыя.

Прим.- на днях узнал что, кто - то еще видимо  из его учеников, в 2003 году в краеведческом альманахе выпуск 5, -Голос истории п. Некоуз, опубликовал эту версию - БИТВА на РЕКЕ СИТЬ – В.Д. Попкова, тираж альманаха - 100 экз. В библиотеках района книга есть.


Виктор Попков.
БИТВА НА РЕКЕ СИТЬ
(к 735-летию битвы с монголо-татарами на реке Сить.)

Я не претендую на абсолютную непогрешимость своих
выводов, но документы и наблюдения, устные легенды
жителей, сохранившиеся до наших дней обычаи, заставили меня
подвести итоги поисков и придти к выводу:

735 лет тому назад на берегах реки Сить произошло кровопролитное сражение между русскими и монголо-татарами под руководством хана Батыя, внука знаменитого монгольского завоевателя Чингиз-хана. Колыбелью мировой империи Чингиз-хана было Забайкалье и Северная Монголия - живописные долины р.Онона и Керулена. Монгольские орды во главе с Чингиз-ханом прошли по всей Азии от Северного Китая до Индии и Хорезма, оставляя за собой истоптанные поля и дымящиеся развалины, обращая в безлюдную пустыню культурные цветущие страны. Так была создана мировая империя, включавшая Монголию, Северный Китай, Южную Сибирь, Среднюю Азию и Закавказье. Одна из тех обширных и непрочных империй, о которых писали: «Это были не нации, а случайные и мало связанные конгломераты групп, распадавшиеся и объединявшиеся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя».
 Монголы покорили с такой легкостью эти культурные, богатые страны, не только благодаря своей военной мощи и усвоению ими высокой техники Китая, но и потому, что лежавшие на их пути государства были раздираемы внутренними противоречиями и не могли сплотиться и организоваться для отпора. Это положение в полной мере относится и к тогдашней Руси. К началу XIII в. империя Рюриковичей уже распалась, а русское национальное государство еще не было создано. Русь, переживавшая период раздробленности, распадалась на множество княжеств, экономически и политически сравнительно слабо связанных между собой.
Верхнее Поволжье — территория современной Калининской области-большей своей частью входила во Владимиро - Суздальскую землю. Северо-западная часть Калининской области с r.Тoржком составляла часть впадений Новгородской земли, а запад с г.Торопцем и Ржевом принадлежал Смоленскому княжеству.
Старшим князем во Владимиро-Суздальской земле перед приходом татар был великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, командовавший русскими войсками на р. Сить. Кроме него во Владимиро-Суздальской земле были и другие князья, до известной степени зависевшие от великого Владимирского князя. Так, Тверь подчинялась Переславскому князю Ярославу Всеволодовичу. Осенью 1236 r. огромные полчища татар, возглавляемые внуком Чингиз-хана Батыем (Бату), вступили в соседнюю с Рязанским княжеством Булгарскую землю и завоевали ее. Взяли её столицу Великий город и сожгли его. Зверски расправились с населением: «иссекоша вся и жены и дети, а оные в полон взяла».

В 1237 г. татары начали завоевания Рязанского княжества. Вступив в пределы его, они потребовали от рязанских князей десятину, т. е., десятую часть людей, начиная от князей и кончая простыми людьми, скота и всякого другого имущества.
Князья отклонили непомерные требования. врагов и обратились за помощью к великому Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, Последний уклонился от оказания её, рассчитывая отразить татар своими силами.
16 декабря татары обложили Рязань и приступили к осаде. Несмотря на упорное сопротивление ратных людей и жителей, город пал, продержавшись всего пять дней. Татары разграбили и сожгли его, жестоко расправившись с eгo жителями.


После падения Рязани татары двинулись на Коломну. Там их ожидали рати Владимирского великого князя Юрия. Во главе их находились сын великого князя Всеволод Юрьевич, бежавший сюда: рязанский князь Роман Игоревич и воевода Еремей Глебович. После жестокого боя, татары взяли Коломну. B бою пали воевода Еремей Глебович и рязанский князь Роман Игоревич, а князю Всеволоду с малою дружиною удалось бежать во Владимир.
Взяв Коломну, татары направились к Москве. Обороною её руководил воевода Филипп Нянька. С ним был и сын Юрия Владимир. Татары взяли Москву, В бою погиб воевода Hянька, молодой князь Владимир был взят в плен. Отсюда татары пошли к городу Владимиру.

После падения Москвы князь Юрий оставил во Владимире вместо себя своих сыновей - Всеволода и Мстислава и опытного воеводу Петрю Ослядуковича. Великий князь Юрий Всеволодович, упустив столько случаев для организации отпора врагу, теперь, когда татары подступили к его стольному городу, предпринял запоздалую попытку собрать в кулак оставшиеся военные силы, свои собственные и других северо-восточных княжеств, и мобилизовать сельское население.
Он «поехав на Волгу с сыновцы (племянниками) своими, с Васильком, и Всеволодом, и Володимиром, к ста на Cити станом. Ждучи к себе брата Ярослава и Святослава с полки» (Летопись 1 Новгородская ПРСН т.1 СПБ 1941). Оставив здесь воеводу Жирослава Михайловича, а сам поехал по окрестным волостям «полки совокупляти противу татарам».

А татары осадили Владимир, но внезапно, сняв осаду, отошли к Суздалю и сожгли его. Только тогда татары вернулись к Владимиру, забросали городской ров сырым песком, установили стенобитные орудия «пороки» и, проломав крепостную стену, ворвались в город. Это было 7 Февраля 1238 г. Начался сплошной грабеж и жестокое истребление его жителей. Погибло семейство великого князя: его жена, сыновья, снохи и их дети, погиб и епископ. Культурные ценности города были разграблены и разрушения. Владимир, один из красивейших и богатых городов Руси, был превращен в груды развалин и пепла.

После захвата Владимира Батый разделил свои отряды на четыре части для окончательного завоевания Верхнего и Среднего Поволжья, Одна часть двигалась: «и они шли на Волгу, на Городец u ux пленища все по Волге, даже и до Галича Мерского» (Летопись по Лаврентьевскому списку. Изд. Археолог. комиссии СПБ 1872). Вторая часть шла на Юрьев, Переславль, Скнятин, Кашин, часть на Ростов и Ярославль, а часть пошла на запад, разорили Юрьев, Дмитров, вступили в пределы тверской земли, захватили Волоколамск, Торжок и Тверь «а иные дона к Переславлю и тот град взяла. Oттоле всю страну и городы много поплениша: Юрьев, Дмитров, Волох, Тферь ту же и сына Ярославла убоша и до Торжку несть идеже не повоеваша… Несть места идеже не повышава и на всей стране Ростовской и Суздальской земле взяла городов чегырнадесять, оприч слобод о погостов, в один месяц февраль кончевающуся лету 45» (Летопись Троицкая ПСРЛ т. 1 СПБ 1846).

 
К сожалению, летописи не указывали место битвы. Это породило спор между историками и краеведами. Одни из них (академик Погодин, Иванин, Гацисский, Кисловский) утверждали, что битва на Сити была в районе селения Божонка и Могилицы в Калининской области, а другие (Преображенский, Надеждин, Сабанеев, Мусин-Пушкин) указывали место битвы около селения Юрьевское, Красное, Лопатино в пределах Ярославской области.

Где же была битва?

В своей книге «Батый» Ян В.Г. так объясняет план войны в разговоре с племянником Василько Константиновичем Ростовским, с именем и гибелью которого связано много легенд в Калининской области. «Татары как реки в половодье, разливаются по всей русской земле и все больше распадаются на мелкие отряды. Мы же должны собраться в одну великую силу, создать единую грозную рать. Но собираться надо тихо и скрытно, в глухих местах, чтоб татары не догадались и не узнали, что где-то скопляются наши силы, А затем надо ударить на один отряд татар и уничтожить его, потом на другой и на третий, не давая им собраться. Надо держать их расколотыми и бить по частям. — Где ты думаешь собирать войско? — Где-нибудь в Галиче, Весьегонске, на Белом озере. — Больно далеко! — Тогда вот где можно скопить силу; на реке Мологе! Там стоят леса непроходимые, один Шервинский лес чего стоит. Выгодно место это еще вот почему. Татары, жадные до богатства, разумеется, пойдут на Новгород. Где же найти им ценные заморские товары, как не на складах Новгородских купцов? Когда татары сцепятся с новгородцами, тут наша рать перережет татарам дорогу и ударит им в затылок. Здесь мы их и прикончим».
 
Первая Новгородская летопись, недружелюбно настроенная к князю Юрию, отметила: «бежа на Ярославль». Это означало поехал на Волгу через Ярославль, По ней и её притоку Мологе и пришел князь в Божонку через Бежецкий Верх. В 1846 г. академик Погодин побывал в Божонке, о чем и писал; «Подъезжая к селу, увидели на берегу несколько курганов (болотных людей моё замечание). Так вот где было несчастное сражение или, лучше, поражение. У самой церкви возвышается огромный курган сажен пять высотою... Вот куда был притеснен несчастный Георгий Всеволодович!»
(Путевые записки по некоторым внутренним губерниям Москвитянии. 1848 r. № 12)


Давайте и мы побываем в Божонке Xlll в., в той Божонке, что стоит на правом берегу реки Сить и затерялась среди лесов и болот. Со всех сторон окружали её дремучие леса, возросшие на болотистой почве. Неказистая была деревенька на вид, но построена по старинному обычаю «сапогом», что, якобы, должно принести её жителям счастье и богатство. Стояла и стоит она на небольшом холме, спасаясь от затопления водами реки Сить, узкой в этом месте, но весной разливающейся на большие пространства. Бывают года, что весенняя, а иной раз в дождливый год и летняя вода подходит вплотную к самым дворам. Плохо кормила земля жителей Божонки. Взгляни на север — лес, болото, на юг — то же самое, на востоке — болота и лес, и лишь с запада кой-где проглядывали лесные полянки. На запад же шла единственная проезжая лесная дорога на Бежецк через Красный Холм. Очень редко пользовались ею в то время, и была она скорее похожа на лесную просеку. Правда, церковь и сюда прислала своего наставника старичка — попа отца Вахрамея. По его указанию жители построили деревянную церковушку на носке «сапога», а дом для него построили в «подъеме» так, что из oкон дома поп видел улицу всей деревни.
Плодородные земли вокруг Божонки принадлежали церкви, они и сейчас называются «попово поле». Большинство крестьян работало на «поповом поле», и только небольшая часть отвоевала от леса и болота «свою» землю.

 
Страшны были в то время сицкие болота. Много ловушек они ставили тому,.кто неосмотрительно нарушал их вечный покой. Немало проглотила храбрецов болотная пучина, даже и сейчас есть места, где их пройти нельзя. Идешь и чувствуешь, что почва уходит из под ног, замирает сердце, и каждый стремится не пройти, а пробежать это уходящее из под ног вниз топкое место, Сама «божонщина» представляет полуостров, вдающийся в сицкие болота, в поперечнике с севера на юг 4.5 км и с востока на запад — 2.5-3 км. И как лягушки по берегам расселись шесть деревень — «божонщина».

С севера — Сергеевское, с востока — Горка и Макаровское, с юга-Божонка, а с запада — Романцево и Турчаниново. Вот это-то глухое место и выбрал Юрий Всеволодович, чтобы тайно собрать войско. Приказал он на правом высоком берегу жилье для воинов строить. Копая ямы, землю не выкидывали вверх, а прямо спускали вниз к реке, отчего по всему берегу протянулись выпуклые валы. Мы с учениками школы проверили, естественные эти бугры или насыпные. Оказалось, что все они насыпные, так как имеют мелко комковатую глинистую структуру с прожилки плесени.
Еще было велено хоромы срубить рядом с поповским домом. При закладке венца собрал князь всех войнов и заставил отца Вахрамея обедню отслужить с выносом икон из церкви. И божились войны, что твердо стоять будут за землю русскую, что готовы сложить свои буйны головы, но не покориться поганым. Рядом с князем стояло его знамя.
В стан к князю поодиночке, партиями шли и шли люди.


Свою рать Юрий Всеволодович сосредоточил в Божонке, а рати приходивших князей распределялись по окрестным деревням. Для быстрой и удобной связи с великим князем племянники и братья руками воинов и крестьян через те болота от деревни Соловцы и села Шелдомеж прокладывали прямые гати. Одна из них шла от Шелдомежи через болото и выходила прямо на Божонку. За её длину (8 км) и ширину её назвали «ячейской», те. длинной и узкой. Вторая дорога через болото была проложена почти что параллельно ей и выходила к Божонке севернее «ячейской» на 400-500 метров. В народе осталось название ей «ивановская». Третья дорога шла из деревни Соловцы по «богатыревым нивам» (суходол в болоте) и выходила на реку Сить в 4-х км от Божонки и называлась Андреевской. Восточнее её, тоже на реку Сить, выходила из Соловцев «кузовская» лежневая дорога. При расспросе старожилов об этих дорогах мне пришлось не раз слышать приставки к двум названиям дорог, а именно: князь-Ивановская, князь-Андреевская. По этим дорогам и должны были двигаться войска на помощь князю по его сигналу. Берега реки Сить очень узки. Растягивались силы, а поэтому войска, двигавшиеся по Андреевской и Кузовской дороге, при выходе к реке, шли по правому и левому берегу одновременно. Переправу делали из дубов, росших по берегам реки. Вековые дубы, в обхват размером, поджигали, и когда подгорал корень, валили их поперек реки, создавая удобную и прочную переправу. (После чистки реки они и сейчас еще лежат кое-где на берегах реки).

Укрепляли и стан князя Юрия. С запада, в лесу Долгуша сделали «засеку».
Коновязь перевели за высокий берег реки, укрыв её от любопытного взора.
Незадолго до битвы князь Юрий послал трехтысячный отряд воеводы Дорожа в «просоки». Об этом повествует большинство наших летописей. Само слово «просока» вызвало спор. Даль в своем словаре объясняет его как разведка. Тоже подтверждает и Срезневский, но есть и другие толкования. На помощь пришла новая наука об исторических названиях — топонимика.
Оказывается, «просоки» — передовая застава, скрывавшаяся за засекой (искусственным завалом из деревьев, делать которые русские войны умели. мастерски).
Но куда мог послать князь Дорожа (христианское имя — Дорофей). из Божонки? Конечно, навстречу вероятному противнику. А враг был южнее.

Вот почему мои первые походы со школьниками были направлены к с. Каю.

Правда, там мы нашли древнее городище, но это не было место битвы Дорожи.
Поиски продолжались. И только случайное упоминание Брейтовской районной газеты о вероятном месте сражения воеводы Дорожи, заставили изменить меня план поисков.


В июне 1971 г. мы с учениками 7 класса совершили поход в село Присеки.
 Оно стоит на берегу реки Мологи в 12 км от Бежецка. В центре церковь «Преображения».

 Река с трех сторон огибает населенный пункт. Село большое, дома добротные, Посмотрев в сторону деревни Михайловское, я был удивлен, увидев всего лишь в километре от церкви в с. Присеки, еще одинокую церковь в открытом поле. Как это так? Две церкви на одном километре. Нам посоветовали сходить к самому старому жителю села Федору Ивановичу. Он рассказал нам, что «в сторону деревни Михайловское была битва между русскими и татарами, что татары всех русских «пересекли». Русских было много, а татар еще больше. Они «валом валили» со стороны Бежецка. Навстречу им вышли русские и на поле, между селом Присеки и деревней Михайловское, произошла битва.
Это там, где протекает ручей Поставец или Посталец (кто как назовет) и где церковь стоит «Успенье». Побывали мы на восьмиметровом кургане, с которого открывается вид на одинокую церковь и ручей Поставец, где по преданию поставлены были войска к бою. По-видимому, большой отряд татар, возглавляемый известным полководцем Батыя Бурундаем, напал на отряд Дорожа и разбил его. Об этом в свое время писал историк Н.И. Надеждин.

Успели ли дозорные воины воеводы Дорожи оповестить князя о приближении врага? Вероятно, нет, хотя в более поздних летописях в уста воеводы вложены слова: «А уж, княже, обошло суть нас около татарожи» (Летопись Троицкая ПСРЛ т. 1 СПБ 1846). Татары обладали хорошей разведкой, и еще в Кашине, узнав о тайной ставке князя в наших лесах, Батый выслал двух темников для точного определения местонахождения князя, численности и дислокации его войск. Ставка Батыя была в Каю, а темники с 20-ю тысячами всадников пошли через Бежецк, где, разбив трехтысячную заставу Дорожи, вышли на дорогу к Божонке. По принципу эстафет Чингиз-хана работала конная почта: на каждом километре оставался всадник, который передавал полученное донесение следующему. Разведав подходы к Божонке и, видя беспечность русских, не ожидающих столь быстрого нападения, враг решил атаковать. Может, спешили темники ударить по рати Юрия, пока не подошло подкрепление, а может быть, видя малочисленность русских, решили пожать лавры славы сами. Но факт остается фактом: татары напали первыми.

Князь Юрий, собирая войска, не ожидал, что татары так скоро придут на Сить, да он еще и не успел занять такое положение, которое бы было выгодно при обороне. Суздальская летопись говорит: «И наче князь полки ставити, и её внезапу приспеша татарове на Сить, npoтиву князю Юрию» (Летопись Суздальская по Академическому списку. Изд. археолог. комиссии. СПБ 1872). Начав бой с татарами, великий князь Юрий Всеволодович надеялся на помощь Новгорода, о помощи старшего города молились жители осажденного Торжка. Воскресенская летопись о битве говорит так: «бысть сеча зла и велика и побегоша перед иноплеменники. И ту убиен бысть великий князь Юрий Всеволодович на реце Сити и вои его побиша» (Летопись по Воскресенскому списку т. 1 СПБ 1846).
Тактика татар, описанная в учебниках, - это крупицы воинского искусства, собранные историками, позволили мне составить свою картину битвы на реке Сить 4 марта 1238 г. Татары ударили двумя крыльями со стороны Красного Холма на д. Романцево и Турчаниново. От Романцева в лоб через лес (Долгуша) наступал первый темник, его задача - завязать бой перед Божонкой, отвлечь противника, выманить его из леса на поле в пешем строю. Другой темник должен, обойдя лес по холмам к д. Горка и Макаровское, переправившись через реку, отрезать русских от коновязей, скрытых за высоким берегом вблизи деревни. Этот же темник перекрывал князю Юрию дороги гонцам за подкреплением и выходил в тыл к пешим русским ратям, сражающимся с конницей первого темника. Так, одним ударом решили разделаться татары со своим основным противником. В Кой послана депеша об уничтожении отряда Дорожи и подхода войск к Божонке. План нападения на Божонку у темников был прост, но ход битвы опроверг замыслы нападающих: первый темник в лесу Долгуша, через который шла дорога к Божонке, напоролся на засеку. Нескоро опомнились татары, а когда опомнились, то поспешно начали растаскивать засеку, слыша впереди шум боя. Пока татары растаскивали завал и накапливались для атаки, второй темник, совершив обходный маневр по суходолу (от Турчанинова к Горке и Макаровскому) уже вышел во фланг к русским. Его заметили и организовали отпор. Замысел внезапного удара в тыл сорвался. Начался бой за коновязь. Татары хотели во чтобы ни стало прорваться к коновязи, а русские стеной преградили путь. Весь уже правый берег у деревни Макаровское покрылся трупами людей и лошадей. О появлении князя на поле боя Тверская летопись говорит: «Он же с братом Святославом и сыновьями своими, Васильком и Всеволодом и Володимиром и с полки ополчившиеся и полдоша противу иx, и постави полки около себе, но неуспеша ничтоже, а татарове пришедше к ним на Сить, и бысть сеча зла, и победиша русских князей» (Полное собрание сочинений русских летописей т. 15 Тверская летопись. СПБ, 1863 г. С. 370).

По лежневым дорогам и по р. Сить подошло подкрепление. От Макаровского татар отогнали. Осталось лишь одно название. По-видимому, как «плотно было сражаться и плотно лежали тела павших» за местом осталось название «Плотовик».
Бой разгорался между Макаровском и Божонкой. Заснеженное поле площадью около квадратного километра все было запружено конными и пешими воинами. Лязг оружия, стон и вой стояли над полем... На какое-то время противнику удалось потеснить русских к высокому правому берегу. И вот уже бой разгорелся на льду реки. (И сейчас ещё река вымывает в берегах кости и черепа павших). Шаг за шагом, под напором русской рати, татары вынуждены были отступать к полуразобранной засеке. Дорого приходилось платить русским за каждый победный шаг. Но и силы врага таяли. Казалось, ещё немного и татары будут разбиты.

Но не суждено было русским пожать лавры победы, а князю испытать радость победителя. Всего лишь в километре от Божонки, со стороны Красного Холма, во весь упор мчится со своей ордой разгневанный хан Батый...
И вот уже через засеку полились бесконечные орды Батыя, и мгновенно оценив обстановку, стали вливаться в бой. И князь решил отступать. Приказ князя ясен: «Всем отступать по лежневым дорогам и реке Сить к деревне Соловцам. У Соловцов принять боевой порядок и приготовиться к бою. Дороги разрушать». Теснимые татарами, отходили русские воины от Божонки по лежневым дорогам, разбирая их за собой. Пользуясь узостью берегов реки Сить (50-106 м) отход ратей прикрывал арьергард, возглавляемый, по-видимому, самим князем Юрием Всеволодовичем.
По легенде он погиб, отступая в Сидоровом ручье, что в 4-х км от Божонки вниз по течению реки Сить в сторону Соловцов. Арьергард и после смерти князя все же сумел обеспечить отход отрядов. И когда сам, отступая, очутился около Соловцов, то на берегу реки увидели выстроенную в боевой порядок русскую рать, готовую к новому бою. И снова бой, и снова поражение. В память потомкам осталась лишь братская могила, да название местечка Могилицы.

И еще одно название напоминает нам о тех далеких временах Шелдомеж. Не надо гадать, что оно состоит из трех слов: шел до межа. По-видимому, какой-то отряд русских, после поражения при Соловцах, отступил за Соловцы, а татары погнались за ним и в шести километрах от Соловцов или уничтожили его, или рассеяли так, что делать им дальше было нечего, и они вернулись, а название осталось — Шелдомеж — дошел до межи. А Божонка, эта полузабытая деревенька, стала свидетелем пира победителей и казни двух темников, посягнувших на славу и победу грозного Бату-хана, внука «потрясателя вселенной», непобедимого Чингиза. Так сорвалась первая попытка организации отпора захватчикам. В битве за свободу и независимость сложили в Ситских болотах свои головы сыны русского народа. Но народ чтит их память.

«Божонщина» каждый год 17 февраля справляет исторический праздник в честь Юрия Всеволодовича. Приведу высказывание одного из старожилов: «У нас поминали его два раза — 4(17) февраля и 4 марта. 17 февраля из окружающих приходских церквей в Божонку приезжало духовенство и служило обедню и панихиду по князю Юрию. 4 марта князя поминал народ. По деревням собирали солод и хмель, варили мирское пиво, пекли пироги и привозили их на кладбище в Божонку. У кургана устраивали пир. Сюда собиралось неведомо откуда большое количество нищих. Здесь они тоже угощались. Вечером их разводили по домам на ночлег. После революции 4 марта уже отмечают только кое-кто дома, а 17 февраля это наш престольный праздник «Егорий». На мой запрос об этом празднике из духовной семинарии г. Загорска был получен ответ: «Посылаем Вам вырезку из календаря церковного, где 4 февраля старого стиля или 17 нового стиля чтится память благоверного Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). 28.04.71 г. Канцелярия Т.С.Л.

Этот документ говорит о многом: во-первых, «божонщина» принадлежала не Новгороду, а Владимиро-Суздальской земле, отсюда чтут не Александра Невского, а Юрия Всеволодовича. Во-вторых, праздник «Егорий» 17 февраля справляет только «божонщина» — шесть деревень и больше нигде, Здесь и только здесь, видно, больше всего связано с именем великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича.

Поиски новых подтверждений и доказательств,  продолжаются.
Виктор Попков.

PS. 2022г.
Через 3 года решил эту статью дополнить рецензией и своим ответом на неё.
Рецензия на «О Ситской битве» (Александр Борисович Банков)

В список произведений, помещенных на главной странице, вкрались очепятка и ашипка:

Иван Ефремов – Острие бритвы."На самом деле - "Лезвие бритвы"
"Таким образом, этот монумент является самым старым из всех, установленных в памятных местах Ситской битвы на территории Тверской и Ярославской областей."
Выходит, читатель должен знать, что до сентября 1972 г. никаких памятников, поставленных в связи с битвой, на указанной вами территории не было. На самом деле вы переписываете своими словами текст, помещенный на сайте http://bitva.site

"В.Д. Попков собирал доказательства и материалы, о том, что Ситская битва произошла у села Божонка"
Вы ничего не говорите о раскопках тверского археолога Д.А. Воронцова в этом районе.
"... на берегах реки Сить произошло кровопролитное сражение между русскими и монголо-татарами под руководством хана Батыя..."
Под руководством Бурундая, который командовал одним из отрядов Батыева войска (численность отряда не известна, максимальная оценка его численности - 40 тыс. чел., на мой взгляд, завышена).
"Взяли её столицу Великий город..." Правильно - Великий Булгар
"Великий князь Юрий Всеволодович, упустив столько случаев для организации отпора врагу..." Нам легко корить далеких предков за нераспорядительность и ошибки, хотя мы не знаем истинных причин этих ошибок. Как представляется, русские князья той эпохи не имели поставленной разведки, системы мобилизации войск, не выработали стратегии и тактики борьбы с вероятным противником. Несмотря на предупреждения беглецов-булгар, оказавшихся в 1236 г. на Руси, князья палец о палец не ударили, чтобы хоть как-то подготовиться к вторжению татар. В данном конкретном случае суздальские отряды простояли на месте, хотя и, видимо, знали о гибели Рязани, Коломны и Москвы. Итог - бесславная гибель, оставившая Суздаль без защиты.
"В своей книге «Батый» Ян В.Г. так объясняет план войны в разговоре с племянником Василько Константиновичем Ростовским..."
Это художественный вымысел. Либо воспринятая писателем точка зрения тогдашних советских историков. Возможно, правильная тактика как раз и заключалась в осуществлении "партизанской войны" - беспрестанных нападений на отдельные татарские отряды, уничтожения запасов продовольствия.
"Нам посоветовали сходить к самому старому жителю села Федору Ивановичу. Он рассказал нам, что «в сторону деревни Михайловское была битва между русскими и татарами, что татары всех русских «пересекли».
Учитель Попков - взрослый человек. Неужели он полагает, что Федор Иванович располагает точными данными о данном эпизоде, случившемся 7 веков назад? Историкам известно, что Бурундай (о роли Батыя в данной операции ничего не известно) "применил тактику скрытных переходов по ночам, кроме того, к месту будущей битвы шли отряды с нескольких сторон... так называемый «ярославский отряд» с севера и два отдельных отряда со стороны Углича. Все они в ходе сражения должны были соединиться и замкнуть кольцо окружения. Поскольку все отряды монгольского войска подошли без спешки, скрытно, их действия по окружению русских дружин были согласованы, то больших интервалов между боями в разных местах не было. А Юрий Всеволодович, не ожидавший столь стремительного развития событий, оказался не готов к отражению удара". Как следует из исторических источников, татары переиграли нас по всем статьям и взяли врасплох все русские заставы. "Нападение (татар на деревню Божонки) случилось, когда русские воины находились в крестьянских избах и не были готовы дать отпор врагу... Превосходящие силы Бурундая окружали и уничтожали русские войска по частям." Т.е. после побоища у Божонок русские заставы были разгромлены в пунктах Данилово и Покровское.
"великий князь Юрий Всеволодович надеялся на помощь Новгорода"
Новгород боялся за собственную шкуру и оборонял свой форпост - Торжок, он не стал посылать свою рать Юрию Всеволодовичу.
"Всего лишь в километре от Божонки, со стороны Красного Холма, во весь упор мчится со своей ордой разгневанный хан Батый... "
Да никуда он не мчится. Это выдумка.

Алексей Аксельрод   10.03.2019 12:41
 
Ответ на рецензию.
Уважаемый Алексей, выскажу свои замечания к Вашему комментарию, отвечу Вам по всем пунктам:
1 За давностью лет понадеялся на свою память и вместо слова – Лезвие бритвы, написал – Острие бритвы. Спасибо Алексей за исправление ошибки.
2.По поводу памятника, что Вы указываете, что не зачем читателю знать, или как вы пишите, выходит, читатель должен знать, что до сентября 1972 г. никаких памятников, поставленных в связи с битвой. Да я думаю, что читатель должен это знать и чья это инициатива.
Эта Работа была выполнена в 1972 году, к 735-летию битвы с монголо-татарами на реке Сить. Это одна из первых послереволюционных версий о месте встречи воеводы Дорожи с татарами. Этим она и ценна. Предваряя её, В.Д.Попков написал – «Я не претендую на абсолютную непогрешимость своих выводов, но документы и наблюдения, устные легенды
жителей, сохранившиеся до наших дней обычаи, заставили меня
подвести итоги поисков и придти к выводу…»
Работу свою он изложил в художественной форме. На основании его исследований и Его усилиями и был поставлен памятник – героям битвы. (конечно сам памятник строили рабочие М-З СМУ, но открытие финансирования и проект памятника это работа В.Попкова). Памятник в виде крепостной стены красного цвета с зубцами, стилизация под Московский кремль, был установлен в селе Божонка 23 сентября 1972 года, и является самым первым из всех, установленных в памятных местах Ситской битвы на территории Тверской и Ярославской областей, в настоящее время.
3. Вы ничего не говорите о раскопках тверского археолога Д.А. Воронцова в этом районе.
Я пишу о краеведе В.Д. Попкове, а не об одном из исследователей (Воронцове), которых было очень много. Попков В.Д. их перечислил и озвучил их версии. Академик Погодин, Иванин, Гацисский, Кисловский утверждали, что битва на Сити была в районе селения Божонка и Могилицы в Калининской области, а другие (Преображенский, Надеждин, Сабанеев, Мусин-Пушкин) указывали место битвы около селения Юрьевское, Красное, Лопатино в пределах Ярославской области.
В Советское время не каких раскопок в с.Божонка не велось, курганы стоят целые. Возможно, Вы имели в виду Воронцова А.Д., но он проводил раскопки хотя и в Тверской губернии, но в Старицком уезде. См. его отчет- Воронцов А.Д., 1910. С 20. Раскопки курганов при усадьбе Кошево Старицкого уезда // Журнал заседаний Тверь УАК. Заседание 108. 22 августа 1910 г. Тверь.

4.Великий город, здесь смысл и так всем понятен – главный город страны булгар, в этом же смысле русские называли Константинополь, - Царьградом. А Великий Булгар он негде не фигурирует в летописях. Просто город Булгар, он был столицей до 12 века.
Город Булгар был основан волжскими булгарами в X веке. Он был первой столицей государства Булгар до 12 века, - находился 140 км южнее нынешней Казани, нынешний город Болгар.
Вторая столица Булгарии – город Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель).
В русских летописях вторую столицу волжских булгар называли – Великий город.
Тоє же осени придоша с восточних стран в Болгарьскую землю безбожнии Татари и взяша славн;и Велик;и город Болгарьскии и избиша оружьєм и старца и до юнаго и до сущаго младенца и взяша товара множество а город их пожгоша огнём и всю землю их плениша.(Полное собрание русских летописей, том.1, с.460)

5. Великий князь Юрий Всеволодович, упустив столько случаев для организации отпора врагу, это же только версия автора В.Д.Попкова, Вы же предлагаете свою версию - русские князья той эпохи не имели поставленной разведки, системы мобилизации войск, не выработали стратегии и тактики борьбы с вероятным противником. Я на стороне первой версии. Упустить еще можно, но чтобы русские были дураками и не имели представления об организации армии и военных действий , верится с трудом.
6. В своей книге «Батый» Ян В.Г. так объясняет план войны …
Вы пишите. Что это вымысел предлагаете свой – партизанскую войну. В любой художественной книге есть авторский вымысел, на то она и художественная. Но до 1812года в России не применялась партизанская тактика. В книге автор ближе к тем событиям.
7. "Нам посоветовали сходить к самому старому жителю села Федору Ивановичу.»
Это же один из способов исследовательской работы, получение о событии информации от людей. Версии историков также строятся на изучении всех источников. (информация от свидетелей, потомков, письменная, легенды, археология).
8. "великий князь Юрий Всеволодович надеялся на помощь Новгорода"
Новгород боялся за собственную шкуру …… он не стал посылать свою рать Юрию Всеволодовичу.
Это также Ваша версия тех событий. Летописи говорят, что ждал его Юрий, значит, связь между ними была. Многие историки говорят, что он готовил оборону Великого Новгорода и поэтому не пошел на помощь. На мой взгляд, это причина просто не возможна. По всем письменным договорам и по «старине», все князья обязаны были по первому требованию Великого князя придти к нему со своими дружинами, в место сбора. (так было даже 100 лет спустя во время Куликовской битвы). Здесь причина только одна—не успел. Пришли кроме братьев и племянников, все воеводы-посадники малых городов. Летопись сетует, что опоздал третий младший брат Иван Стародубский «с малым войском». Он пришел на Сить уже после битвы. Путь из Новгорода был еще длинней на сборный пункт, чем от Стародуба. Это, на мой взгляд, главная причина опоздания.
Но все равно, Алексей спасибо еще раз за развернутый комментарий и изложение своего видения исторических событий на Сити.

Александр Борисович Банков   29.03.2019 13:13