Теодор Драйзер. Гений

Антон Шишкодремов
Мне кажется, что нечто подобное мог налепить только Драйзер. Здесь не нужна знаменитая речь Никиты Хрущева на выставке авангардистов, потому что в ходе повествования художник Юджин, о котором идет речь в этом произведении, мечется по периферии своей жизни, периодически пробуя себя и в коммерции, и даже мешки таскает. Неудивительно, что Драйзера так любили при советах - он воплотил в литературу предложение Евгения Евстигнеева о том, что Ермолова, отпахав смену на заводе, гораздо бы лучше играла вечером на сцене.

Нужно сказать, что начинал читать я эту книгу уже с легкой скептической усмешкой, Драйзер мне никогда не казался тем человеком, что способен написать о творческих людях что-нибудь убедительное, и мои ожидания полностью оправдались. Зато где-то ближе к середине книги его Юджин бросил всю эту свою чепуху и ринулся зарабатывать деньги, быстро поднимаясь по карьерной лестнице. Здесь я обрадовался и почувствовал в полной мере настоящий драйзеровский дух. Повествование, наконец, приобрело убедительные и реальные формы.

Я думаю, что художник из Юджина получился отвратительный, он постоянно думает не о сакральном, а о деньгах, эдакий типчик, мазюкающий всякую чепуху с тем, чтобы кому-нибудь подороже ее впарить. У автора есть уверенность в том, что творческая личность должна быть развратной и этого достаточно, чтобы убедить читателей, поэтому вокруг Юджина вьется толпа женщин. Помимо цен на картины, о которых герой, благодаря Драйзеру, знает достаточно, они вдвоем еще пытаются давать описания этим картинам. Максимум это выливается в несколько предложений и видно, что основной труд для них именно в этом. Бедные.

В конце книги я попал вообще на цирковое предложение, где быстренько налепили смыл жизни, что-то о боге, цитаты какие-то. В общем, плохо все, зачем было человеку, который прекрасно знал свои сильные стороны и проблематику, в которой хорошо разбирался, было пытаться освоить эту ненужную ему сторону деятельности общества. На фоне таких мощных произведений, которыми является "Американская трагедия", "Дженни Герхардт" и "Трилогия желания" это произведение не выглядит никак.

Судя по всему, я опоздал с чтением Драйзера. Насколько радостным было знакомство с автором посредством "Сестры Керри", которая так и осталась моей любимой книгой, и настолько же досадую по поводу того, что вообще взял в руки "Гения".