Головой в унитаз

Игорь Кутузов
В Приморье родители два с половиной года встречали своих детей, возвращавшихся из школы, зареванными — то обиженными, то избитыми, то ограбленными. И каждый раз мальчики и девочки объясняли — виноват хулиган-одноклассник. Родители бежали к директору и в полицию, но ничего не менялось. В декабре тот же агрессивный пятиклассник принес в школу нож и порезал вещи нескольких детей. Об этом даже написали местные СМИ, но снова — никаких результатов, кроме формальных обещаний «провести проверку».

Наконец, на днях хулиган напал на девочку и отпинал ее ногами до разрыва селезенки. Обезумевшие от страха и бессилия родители устроили самосуд, руководствуясь собственными — довольно дикими — представлениями о методах воспитания: один из отцов макнул школьника головой в унитаз. Неужели это все, что государство и общество могут противопоставить асоциальному ребенку?

Корни всего этого кроются глубоко, в системе общественного воспитания, а также и в положении учителя в обществе, статус которого сегодня сведен до роли обслуживающего персонала. Поэтому нужно, с одной стороны, глобально реформировать систему воспитания, с другой — повышать уровень авторитета учителя в обществе.

У нас сейчас школьники стали „неприкосновенными личностями“, и это не идет на пользу ни детям, ни образованию. Это не значит, что нужно их жестоко наказывать, но пылинки сдувать — тоже чревато.

Подобных трудных детей можно переводить на домашнее обучение, хотя бы на какое-то время. Такая практика была в „девяностых“ и „нулевых“ годах, и, по словам тех педагогов, это было достаточно эффективной мерой: количество связанных с детской агрессией инцидентов внутри школы снижалось, уровень безопасности в учебных учреждениях был выше. Но, увы, тут мы снова сталкиваемся с экономией на образование: домашнее обучение трудных детей — это дополнительные затраты для школы, лишние часы, за которые надо платить учителям, обучающим ученика на дому.

Для решения подобных проблем важны еще и вопросы самоорганизации в среде школьников. Например, в Петербурге создан и развивается уже в других регионах профсоюз „Ученик“. Он не является профсоюзом в юридическом смысле слова, — это общественное движение школьников, которое решает вопросы самоорганизации и регулирует внутренние моменты. Если такое движение будет развиваться среди сознательных школьников, то оно сможет стать подспорьем в решении конфликтных ситуаций.