Универсам Пятёрочка как Одесса в миниатюре

Макс Димур
Я очень люблю Одессу.
Я продолжаю её любить, даже когда она осталась в когда-то близкой, а теперь уничтожаемой национальной гордостью и недоступной стране.
Разве можно забыть её улицы, где склонившиеся вековые тополя и акации образуют прохладный тоннель. Море, иногда кристально – прозрачное и умиротворяющее, иногда злобно-мутное…
Но полюбил я её не сразу.
С первой встречи я её возненавидел.
В самый же первый приезд я был так бесхитростно, так, мимоходом обманут на несколько сотен мятых гривен…
Произошло это при обмене долларов, которые в то время в России были ближе и понятнее рублей. А на Украине (не люблю говорить «в Украине», извините уж, герои..) доллар вообще ценился выше, чем национальное достояние, сало…
Меня спокойно, размеренно, по -южному, обсчитали при обмене. Как это обычно бывает, засунув руку в глубокий тёмный лоток обменного пункта, я достал то, что лежало там ближе ко мне, не заметив искусно оставленную со стороны кассира стопочку гривен.
Я, конечно, пересчитал деньги, сев в машину.
Естественно, не досчитался.
Разумеется, с глупым выражением лица вернулся к окошечку.
Дальнейшее вам, очевидно, знакомо.
Недоумённый взгляд кассирши из своего бронированного укрытия, попытка скандала с моей стороны.
Короче говоря, потерял лицо. Разумеется, ничего не добившись.
И возненавидел этот город всей душой. Как же так, меня, такого ловкого и почти порядочного, кинуть, да так элементарно. Как пацана!
Бесился я недолго.
Благо, моя мудрая супруга, отношения которой с Одессой насчитывали уже больше пятнадцати лет, посмотрела на мои терзания, подождала, пока пар выйдет полностью и перейдёт в сопли и претензии к самому себе, и высказала мудрую вещь.
Город здесь ни при чём, сказала Ольга. Город сам по себе очень хорош, ты это заметишь позже. Варежку-то не разевай, надо быть внимательнее.
Надо быть настолько внимательным и осторожным, чтобы со стороны ты казался параноиком…
В Одессе можно сделать хороший базар. На одесском языке это означает купить что-то хорошее по очень и очень привлекательной цене. Но можно пролететь и сделаться лохом (это означает быть обутым, а ещё проще- обманутым)
Это был мудрейший из советов.
Я стал почти параноиком.
Нет, конечно, отдельные эпизоды случались и потом, но вот так, по большому, я Одессе больше не поддавался.
С каким наслаждением на следующий год я зашёл в тот же самый обменник, снова предъявил доллары к обмену . Потом с почти садистским наслаждением пошарил рукой  в тёмном лотке, достал оттуда всё, что прилипло к дну в задней части, до бумажки… Мстительно пересчитал на глазах кассирши, наливавшейся ядом и желчью при виде этой картины, и, вежливо поблагодарив, ушёл…
И больше уже не позволял себя разводить, постоянно контролируя складывающиеся ситуации.
К чему это я про Одессу?
Извините, увлёкся.
Есть у нас за углом магазин Пятёрочка. Да где их только нет, каждое мало-мальски свободное место в российских городах и весях занимают эти универсамы с яркими вывесками.
Зашёл я на днях в магазин за какими-то мелочами.
Глянь, в колбасном отделе- жёлтый ценник на приличной с виду колбасе. Это значит, товар со скидкой. Девяносто девять рублей, такой, знаете, аппетитный полбатончик.
Посмотрел на срез колбасы, симпатично выглядит, думаю, дай возьму. Иногда хочется себя побаловать. Идя к кассе, подумал, а не взять ли сразу пару, пока акция…
Пока я уговаривал сам себя, тётка, только что отошедшая от кассы, издала возмущённый возглас.
-Откуда это у меня пять килограммов сахарного песка в чеке???!!!
Взоры всех присутствующих обратились к её тележке. Явно там не было означенного количества сахарного песка. Конечно, можно было предположить, что она оперативно спрятала его на себе, но вряд ли она так быстро обернулась…
Кассирша ничуть не удивилась.
С видом оскорблённого достоинства, она даже не посмотрела в сторону тележки покупательницы, а скучным голосом позвала менеджера, чтобы отменить покупку.
Её взгляд мне что-то напомнил. В голове что-то щёлкнуло. Давнее воспоминание высветилось слайдом на стене.
Я мельком взглянул на свежевзятую колбасу и стремглав кинулся к колбасному отделу.
Присмотрелся к заманчивому жёлтому ценнику.
(Надо иметь хорошее зрение, чтобы разбирать всё, написанное на пятёрочных ценниках).
Девяносто девять рублей, как оказалось, это цена за сто граммов. До скидки было сто сорок девять рублей, а ещё неделей раньше- сто девяносто девять рублей…
Вот это выгода!!!!
Я положил колбасу обратно, усмехнулся, взял другую, попроще и подешевле.
И прямо-таки, отчётливо увидел Одессу.
В Пятёрочке, как, впрочем, и в других универсамах, надо быть параноиком. Смотреть на даты, на цены, тыкать пальцем, если сможете надкусить незаметно - кусайте.
Знайте - сетевые магазины созданы не для нашей выгоды и с беззаветной заботой о покупателе.
Эти монстры организованы со знанием дела и психологии потребителя, опыт более пятидесяти лет (я это к тому, что сетевые магазины родом из США, откуда ничего хорошего и доброго никогда не выходило).
Нужно иметь большую силу воли, чтобы не навалить полную корзину непонятно чего…
Так что, друзья мои, желаю хороших покупок и поменьше разочарований!
А в Одессу я надеюсь когда-нибудь снова поехать.
С любимой супругой.

Макс Димур.
21 февраля 2019 года.