Тройственная диалектика в философии Веданты

Благородный Пират
Тройственное звучание философии Веданты - её существенный элемент. Это звучание похоже на идеи западной философии, касающиеся диалектической троицы: тезис - антитезис - синтез.

1. Диалектика гун

Диалектика такого рода нашла свое отражение в понятии гун материальной природы. Этих гун три: саттва - раджас - тамас. Между ними постоянно происходит взаимопревращения, когда одна из гун, пытаясь превзойти другую, порождает в результате третью. Из гун соткан весь материальный космос, в том смысле, что гуны и их взаимодействия составляют основной принцип, в соответствии с которым устроен и функционирует мир материи. Гуны: саттва, раджас и тамас - связаны с проистекающими повсюду процессами поддержания, творения и уничтожения. Таким образом они - адекватный язык описания динамики материальных взаимодействий, то есть причинно-следственных связей, иначе, реализации закона кармы.

Любая целостная философия материального мира должна содержать тройственное звучание, чтобы быть адекватной реальности. Например, из 18 пуран по 6 предназначено для людей, обусловленных различными гунами природы.

2. Троичность в БГ

Троичность лежит в основе Бхагавад-Гиты. Арджуна не хотел сражаться на Курукшетре, жертвуя своим материальным чувственным наслаждением и считая такое отречение более возвышенным состоянием. Таков антитезис его участию в сражении на основе личных мотивов. Кришна же преподносит ему синтез, утверждая, что более возвышенным решением (соответствующем саттве) будет не внешнее отречение, как простой отказ от деятельности, но внутреннее, как непривязанность к плодам этой деятельности. Деятельность же осуществляется не из эгоистических мотивов, но ради исполнения долга, и в конечном счете, удовлетворения Всевышнего. Можно написать ряд: отсутствие отречения - внешнее отречение - внутреннее отречение. В Бхагавад-Гите основное внимание уделено синтезу - последнему члену ряда. Само тройственное звучание подробно разобрано в главе про гуны материальной природы и соседних. Структура БГ также существенно тройственна. Мы имеем дело с идеальной философией, содержащей рефлексию бесконечного порядка: тройственным образом говорится о тройственности материального бытия и о преодолении этой тройственности. Так БГ, апеллируя к материальному интеллекту, построенному по троичному принципу логики, выводит сознание на более высокий уровень - трансцендентный к этой тройственности.

3. О понимании шастр

Понимание священных писаний может происходить трояким образом:

1). Начальное примитивное понимание, основанное на субъективном опыте ученика, когда все описанные факты интерпретируются непосредственным внешним образом. Все описания Бога, например, воспринимаются с материальной точки зрения. Божество в храме здесь не более, чем простая статуэтка из металла, Кришна - не более, чем обычный человек и т.д. Ученик будет пытаться найти всему грубо-материалистическое объяснение.

2). Понимание, при котором из описанных фактов будут извлекаться лишь всеобщие закономерности, но конкретная их форма будет игнорироваться. Тогда писания представляются в таком свете, что они составлены зашифрованным языком, что в них намеренно зашифровано тайное знание. То есть начисто отметается конкретная сторона описаний, но значение придается только внутреннему смыслу. Далее проводятся поиски непосредственно доступных для наблюдения явлений, которые бы имели аналогичное внутреннее содержание. Здесь Бог понимается безлично, т.е. любой человек равен Богу и Божества в храме хотя и не лучше любых других статуэток, но им тоже можно поклоняться, как и всему остальному. Это уровень осознания трансцендентности Абсолюта. Люди с таким пониманием могут признавать шастры лишь частично и в основном в тех местах, где изложены сведения всеобщего характера.

3). Понимание, при котором признается как конкретная, так и всеобщая стороны описываемых фактов. Понимание существенно объективное. Все истории пуран принимаются так, как они описаны. При этом ученика не смущают например огромные размеры гор и гигантское число погибших на Курукшетре. Он не пытается воспринимать все это с точки зрения своего субъективного опыта, но сначала принимает на веру и пользуется всеобщей составляющей написанного. В этом случае подразумевается, что если бы человек вошел в мир действующих персонажей пуран, его субъективный опыт полностью соответствовал бы описаниям. На этом уровне возможно уже личностное понимание Бога и все события пуран реально так и происходили. Эти три пункта описывают разницу в отношении к шастрам грубых материалистов, имперсоналистов (теософов и др.), бхакт соответственно.

4. О субъективных масштабах времени

Человек существует одновременно на разных масштабах времени. При этом можно провести нечто вроде спектрального анализа, рассмотрев данного человека на данном масштабе времени - устроив своеобразный фильтр. Для каждого воплощенного существа при этом есть минимальный и максимальный имеющие смысл временные масштабы - минимальный (1 сек) ритм самых быстрых колебательных процессов в организме, максимальный - продолжительность человеческой жизни (100 лет). У различных живых существ диапазон восприятия временных масштабов различный - для дэвов свой, для насекомых - свой. И только Верховное существо может воспринимать все многообразие временных масштабов. Те люди, которые живут с нами, воспринимают нас на мелком и среднем временном масштабах, где мы как правило ничего существенного из себя не представляем. Только на крупном масштабе становится возможным оценить личность человека по достоинству. Таким образом, становится понятным выражение, что нет пророка в своем отечестве. Интересна также связь с гунами природы. Вероятно, с гуной благости связаны низкочастотные процессы, с гуной невежества высокочастотные, а с гуной страсти - среднечастотные. В писаниях Вишнуджвара победил Шиваджвару, холод победил тепло, т.е. низкая частота высокую.

5. Природа трех гун

Три гуны природы связаны с тем, что в мире есть структуры, процессы и некий баланс между ними. Естественно, что процессы не существуют сами по себе, но проявляются как изменения структур, а структуры соответственно порождают определенные процессы, с ними связанные и сами являются результатами неких процессов. Существуют состояния, когда процессы замирают, а структура консервируется, т.е. структурная сторона играет главную роль - такие состояния могут быть описаны, как тама гуна. Когда преобладают процессы над структурностью - это раджа гуна. Когда есть баланс между процессами и структурами некоей материальной общности, то имеет смысл говорить о системе. Получается определение системы такое, что система есть некое материальное образование, относительно устойчивое, и, следовательно, относительно долго существующее, постольку, поскольку в нём есть устойчивое равновесие между структурой материальных элементов, составляющих систему, и процессов, порождаемых этой структурой. Иначе говоря, структура порождает процессы, которые заново воспроизводят ту же структуру. Таким образом, система есть другое название для саттва гуны.

6. Универсальность концепции гун

Универсальный характер трёх гун материальной природы можно проиллюстрировать ещё и так, что всё, что мы наблюдаем в мире - это различные системы, которые могут появляться и исчезать. Три гуны существенно описывают состояния систем. В математике также присутствуют эти три гуны даже в простейшем уравнении: a + b = c. Здесь "a", "b", "c" - относятся к структуре, знак "+" относится к процессу, а знак "=" относится к системе, то есть в результате процесса сложения над структурой, скажем, целых чисел воспроизводится эта структура. Здесь то и видна системная целостность, когда система не сводится просто к совокупности элементов, но благодаря связям (взаимодействиям) между ними или, иначе говоря, благодаря порождаемым ими внутренним процессам, представляет собой нечто большее. Система есть самовоспроизводящаяся, самосогласованная общность некоторой структуры элементов и порождаемых ими процессов. Несложно видеть, что система может быть описана математическими уравнениями согласно принципу моделирования для систем. Общий вид такого уравнения будет P * A = 0. Где А - вектор состояния системы, описывающий ее структурность, P - оператор, представляющий процессы в системе, а знаки (= 0) как раз и отражают баланс между структурой системы и ее внутренними процессами. То, что в механике для полного описания механической системы необходимо знать не только координаты, но и скорости всех частиц, как раз и является иллюстрацией баланса между процессами и структурами в системе. Пространство - это структурность, время - процессуальность. Есть класс уравнений, которые явно отражают сей факт, а также то, что структура порождает процесс, а процесс - структуру. Это эволюционные уравнения, имеющие вид Pt * A = Ps * A. Таковы например, уравнение Шредингера, нелинейное уравнение Шредингера, различные типы волновых уравнений. Pt и Ps - операторы, содержащие временные и пространственные производные соответственно. Гуны природы как раз и видны в том факте, что все явления происходят во времени и пространстве. Пространство (акаша), эфир - действительно и есть ложное эго в тамасе.

7. Динамика взаимодействия гун

Обратимся к стиху из Бхагавад-Гиты 14.10

раджас тамаш чабхибхуя    саттвам бхавати бхарата
раджах саттвам тамаш чайва    тамах саттвам раджас татха

"Когда гуна страсти пытается превзойти гуну невежества, то в результате саттва гуна становится преобладающей. Аналогично, когда раджас пытается превзойти саттву - в результате становится преобладающим тамас, и когда тамас, взаимодействуя с саттвой пытается её превзойти, то порождается и становится преобладающим раджас."

В этом стихе фактически описаны различные варианты переходных процессов в материальных системах, или, иначе говоря, процессы развития. А раз так, то в стихе представлена не иначе как диалектика в её классическом (гегелевском) понимании. Оказывается, что все так называемые законы диалектики имеют в своей основе динамику взаимодействия гун природы. Поскольку материальная природа (пракрити) состоит из трёх гун - то отсюда также очевидно, что в материальном мире законы диалектики имеют всеобщий характер. В стихе утверждается что процесс взаимодействия двух определённых гун порождает третью и приводит к её преобладанию. Это можно представить в виде трёх формул: Р + Т = С, Р + С = Т, Т + С = Р. Явственна видна гегелевская триада - тезис, антитезис, синтез - как представляющая общую структуру этих формул.

8. О законах диалектики в терминах гун

Касательно законов диалектики, первый закон единства и "борьбы" противоположностей следует из того, что гуны природы, с одной стороны, составляют единую конструкцию, замкнутую на себя, так как других гун нет. Гуны природы попарно противоположны и, в то же время, имеют достаточно общности между собой, чтобы вступить во взаимодействие. Все материальные процессы и явления могут быть описаны через взаимодействие этих гун и их взаимопорождение. Тамас - это покой, вырождение, раджас - движение в чистом виде, порождение, саттва - динамический баланс между ними. Тамас и саттва противоположны, как невежество и знание, гьяна и вигьяна, знаковая система и реализованное знание, явление и сущность, но имеют общность в своей относительной устойчивости. Саттва и раджас противоположны, как баланс и дисбаланс, устойчивость и неустойчивость, результат и процесс. Раджас и тамас противоположны как движение и покой, процессуальность и структурность.

9. Прогресс и регресс в терминах гун

Третий закон диалектики, закон отрицания отрицания говорит о том, что развитие не идет до дурной бесконечности, а имеет трехступенчатую структуру, согласно гегелевской триаде: тезис, антитезис, синтез. При этом происходит два отрицания, в результате чего синтез как бы повторяет тезис, но на качественно более высоком уровне. Сам этот закон является очевидным следствием разбираемого стиха БГ 14.10, который раскрывает локальные законы взаимодействия гун. А закон является его интегральным следствием. Разберём конкретные примеры. Прогрессом можно назвать переходный процесс от состояния тамаса к состоянию саттвы. Три ступени этого процесса по схеме - тезис, антитезис, синтез - тамас, раджас, саттва. Когда тамас, как тезис, приходит во взаимодействие с саттвой, которая видится как конечная цель, синтез, то порождается антитезис - раджас. Таково первое отрицание. После этого возникший раджас, взаимодействуя с имеющимся тамасом порождает уже саттву, как конечный результат процесса под названием прогресс. Обратный процесс называется регрессом и происходит в обратной последовательности: саттва, раджас, тамас.

Пример прогресса можно увидеть в становлении христианской цивилизации. Тезис здесь - иудаизм Ветхого Завета, выродившийся в фарисейство и соответствующий тамасу. Христос олицетворял саттва гуну, которую он привел во взаимодействие с преобладающим тамасом. Это привело к отрицанию всей системы и бурным событиям раннего христианства (разрушение например храма в Иерусалиме произошло согласно внутренней логике к порождению раджаса через взаимодействие саттвы с тамасом, Христу не нужно было самому разрушать храм, а достаточно было просто привнести немного саттвы), иначе говоря, к раджасу и последующему прогрессу материальной цивилизации со всеми её войнами, концлагерями и прочими прелестями. Теперь же материальная цивилизация с преобладающим раджасом взаимодействуя с тамасом порождает в качестве конечного итога саттву, некое подобие царства божия на земле.

10. Материальный и творческий циклы

Еще один род процессов можно обозначить как материальный цикл, представляющий например цикл существования материальной вселенной и вообще всех материальных тел: раджас, саттва, тамас. Вначале нечто творится (раджас), существует в середине процесса (саттва), и уничтожается в конце (тамас). Следующий тип процессов можно обозначить как творческий цикл: тамас, саттва, раджас. Так Брахма в шастрах творил Вселенную. Вначале неудовлетворенность начальным состоянием, невежество (тамас), затем медитация, аскеза, обретенное знание (саттва), далее процесс творения, деятельность (раджас). Смысл этого процесса в том, что прежде чем что-то сотворить, нужно это всё хорошо продумать.

11. Авторегуляция и познавательный цикл

Другой процесс можно назвать циклом авторегуляции: саттва, тамас, раджас. Когда в некой системе (саттва) возникают застойные явления или побочные продукты (тамас), то это приводит к их выбросу или нейтрализации, иначе говоря, инициируются некие процессы (раджас). Таков, например, процесс опорожнения кишечника. Обратный процесс можно назвать познавательным циклом: раджас, тамас, саттва. Экспериментальная, практическая деятельность (раджас) порождает вначале ложные, поверхностные представления о природе исследуемых объектов, неистинные структуры (тамас), из многообразия которых, в конечном итоге, вылупляется истинное знание, в котором есть адекватность проводимых экспериментов и структур описания (саттва).

12. Количество и качество

Второй закон диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные также можно рассмотреть в терминах гун. Правда основных качеств существует всего три - это три гуны. Любое сложное качество есть просто сложная комбинация гун. Качество, как внутренняя определённость вещи, проистекающая из противоречий в сущности этой вещи с очевидностью сводится к балансу составляющих её гун. Количество, как внешняя определённость вещи характеризует её вхождение в общность более высокого уровня, её взаимодействие с другими элементами системы. Этот закон диалектики подчеркивает своеобразную "нелинейность" взаимодействия гун и относительную устойчивость их комбинаций, когда необходимо перейти границу меры, чтобы соотношение между гунами изменилось. Происходит не плавный переход между состояниями, а своеобразное переключение между ними, иначе говоря, скачки или революции.

Следствием этого закона диалектики является возможность выделить в материальном мире набор систем, его составляющих. Системы появляются в результате скачкообразных системообразующих процессов. Материальный мир в результате оказывается не однородной недифференцированной массой, а сложной совокупностью структур (тамас), систем (саттва) и процессов (раджас).

2002, из случайно сохранившихся архивных записей