Представим себе, что вы - композитор и хотите взыскать с меня 100 000 долларов по суду за ущерб вашему доброму имени и бизнесу. Вы заявляете, что именно это я и делаю своими записями вашей музыки с моими фальшивыми нотами и ритмом.
Я же утверждаю, что играю именно то, что вы написали.
Как хороший, честный судья должен решить наш спор? Он должен вызвать в суд человека, который умеет записывать ноты по слуху, или использовать компьютерную программу с этой способностью. Затем судья сравнит сделанную этим специалистом (или программой) нотную запись моего исполнения с оригиналом, и всем сразу станет ясно: кто из нас прав, а кто - лжец?
И я потеряю мои 100 000 долларов, даже если стану утверждать в суде, что мои фальшивые ноты с ритмом ещё лучше тех, что вы там написали.
Сегодня Бетховен таким путём стал бы миллиардером с одной лишь его пьесы “К Элизе”.
Я не смог найти ни одной записи, на которой была бы подлинная музыка Бетховена, а не дешёвые собственные выдумки и подделки пианистов вместо неё. И все они намного хуже оригинала. Если вы знаете запись без подделок - поделитесь адресом записи, пожалуйста.
В этом моём наборе из 8 Видео (пока ещё не переснял их на русском, извините, но здесь напечатано ВСЁ, что я говорю в кадре на английском) я расскажу об ошибках и искажениях в исполнении этой пьесы, сыграю их в неправильном и верном вариантах, объясню причины этих ошибок и покажу нетрудный, быстрый и надёжный путь к их исправлению.
https://www.youtube.com/watch?v=aIaxjSYmI3g
https://www.youtube.com/watch?v=cXkMHcshCP8
https://www.youtube.com/watch?v=FosSUMb4gCs
https://www.youtube.com/watch?v=jnI2YKnaL40
https://www.youtube.com/watch?v=-NSNpaYTg3Q
27-го апреля 1810 года Бетховен написал в альбоме девушке, которую любил и хотел жениться на ней (но получил отказ) пьесу со словами “Элизе (или Терезе - почерк Бетховена неразборчив) на долгую память”. И почти 60 лет с того дня до 1867 года, когда уже ни Бетховена, ни девушки не было в живых, мир этой музыки не знал. В этой музыке есть что-то волшебное - её все и повсюду любят. Ко мне несколько раз приходили люди, заявлявшие, что музыкой они не интересуются, но хотят научиться играть начало (часть “А”) этой пьесы.
И всем им пришлось ради этого узнать столько всего интересного о музыке, что затем они увлеклись музыкой на всю жизнь.
Если бы мы могли играть на рояле верные ноты, с верным ритмом и с верной интенсивностью каждой ноты (интенсивность - это «персональная сила каждой отдельной ноты” - ее не следует путать с общей громкостью всех нот вместе, что называется уже другим словом - «Динамика»), то наша музыка была бы идеальной. К сожалению, люди так играть не могут и ВСЕГДА делают ошибки хотя бы в чём-то одном из трёх: или в Высоте нот, или во Времени их звучания, или в их Интенсивности. Я воюю с этими ошибками (моими собственными и других музыкантов) много десятилетий и хочу помочь тем, кто делает то же самое или даже не подозревает об этих своих ошибках.
Начнём с верных нот в этой пьесе. Казалось бы, здесь ну просто невозможно играть фальшивые ноты, потому что все знают каждую ноту в этой пьесе. Однако Владимир Ашкенази и его в этом последователи играют в мелодии фальшивую ноту Ре вместо Ми целых семь раз (в 7-м, 15-м и других подобных тактах). Наверное, Владимир пропускал уроки по гармонии в Московской консерватории или забыл, что септима (Ре) в доминант-септ аккорде никогда в классической гармонии не может разрешаться вверх, тем более на целых пять нот вверх (в Ля). Эта септима может разрешаться только вниз (в До), что и сделано в последнем такте некоторых изданий.
https://www.youtube.com/watch?v=GjbSqDgh1B4
К сожалению, сегодня некоторые недобросовестные издатели уже печатают эти фальшивые ноты “по-Ашкенази” вместо сверки с первым изданием и черновиками Бетховена, которые сегодня есть на Интернете.
Многие пианисты не могут правильно сосчитать шестнадцатые в тактах 21, 22 и им подобных. Играют их или "слишком много" или "слишком мало". Эта проблема исчезает, если считать не на 3/8 , а на 6/16 в каждом такте. Замечательно в этом может помочь современный метроном с “человеческим голосом”. Он просто не даст ученику ошибиться в этих тактах.
Бетховен не написал ни одной лиги в этой пьесе. Все они выдуманы редакторами, чтобы увеличить себе оплату за "привнесённую ими (в музыку Бетховена) свою интеллектуальную собственность". Поэтому место этим лигам лишь на помойке, их нужно игнорировать, а лучше - достать издание без фальшивых лиг.
Судя по музыке, Бетховен представлял себе Элизу ангелом. А ангелы, как мы знаем, играют на арфах, но не на скрипках, виолончелях или саксофонах. Чтобы звук рояля был похож на арфу, мы должны играть стаккато, а не легато. Так что лигам здесь не место.
О ритме.
Сделать ритмическую ошибку в этой пьесе тоже кажется невозможным, потому что вся она состоит из непрерывного, размеренного потока одинаковых шестнадцатых нот. Однако многие делают “незаконную” остановку там, где левая рука “передаёт эстафету” правой.
В разделе “Б” часто играют медленные триоли вместо быстрых 32-х нот. Тут метроном тоже может помочь.
О темпе.
Каждый грамотный музыкант знает, что устойчивый, ненарушаемый темп в классической музыке является обязательным. Однако все пианисты, которых я слышал на You Tube, раскачивают темп, как лодку. Причём, не только в каждой фразе, но и почти в каждом такте.
https://www.youtube.com/watch?v=q5oSa4itomE
https://www.youtube.com/watch?v=z8QUw-bf-04
И делают они это не потому, что хотят выглядеть и быть неграмотными, а потому, что не могут себе позволить умеренного и устойчивого темпа вместе со своими дикими ошибками в Интенсивности нот. Эти ошибки становятся явными и невыносимыми, если их не замаскировать этим постоянным дёрганием темпа, отвлекающим от них слушателя.
Другой способ маскировки дефектов исполнения - это быстрый темп. Плохая музыка является пыткой как для слушателей, так и для самого музыканта. И короткая пытка несомненно лучше долгой пытки. Поэтому все, кто не умеет играть медленно и красиво, всегда пытаются всучить слушателям свою предельную скорость вместо красоты музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=OejutS9h16U
Каждый любитель итальянской оперы (а Бетховен был одним из них) сразу же узнает в разделе “Б” этой пьесы типичное для оперной сцены признание в любви в стиле знаменитого "bel canto" ("прекрасного пения"). Это признание в пьесе прерывается жестоким смехом девушки в ответ.
Каждому понятно, что объяснение в любви не может происходить в темпе галопа, никто такому признанию не поверит. Однако большинство пианистов исполняет это трогательное объяснение автора в любви своей Элизе “на полном скаку”, несмотря на то, что ни один из них просто технически не умеет сыграть такт с аккордами перехода к разделу “Б” в таком же быстром темпе. Поэтому, как будто так и надо, все они играют эти аккорды в два-три раза медленнее, чем остальную музыку до и после аккордов. А затем тотчас же опять ударяются в свой галоп. Это звучит смехотворно и уродливо.
Ведь никому не может понравиться дом, сделанный из кирпичей какого попало, разного размера вместо строго одинаковых. Ничего хорошего не может быть и в музыке (даже Бетховена), если её играют с неустойчивым и безумно быстрым темпом.
Однако самой большой и трудной проблемой в этой пьесе является Интенсивность нот.
Обычно пианисты не знают: какая из нот (любых соседствующих двух по выбору) должна быть громче, а какая - тише. А это - такая же катастрофа для музыкального языка, как незнание верных ударений в словах любого другого человеческого языка.
Никакая “выразительность”, “эмоция”, “страстность”, о которых только и говорят на “мастер-классах” знаменитостей, не спасёт ваше исполнение, если вы элементарно не знаете, что нужно говорить “зак-А-т”, а не “з-А-кат”, “рассв-Е-т”, а не “р-А-ссвет”, “подъ-Ё-м”, а не “п-О-дъём”, и т.п. Но сегодня музыканты, массово обученные этому в музшколах, не желают знать естественные, знакомые ВСЕМ остальным людям на земле ударения в музыкальных словах. После “промывания мозгов” в музшколах они всерьёз верят в одно, тоталитарное “универсальное правило” для всех и любых слов музыки. Они убеждены (и учат, и играют так), что любая нота на счёт “РАЗ” должна быть сыграна громче, а нота на счёт “два” - тише.
А ведь взято это “универсальное правило” всего лишь у военных оркестров, которые действительно “поддают погромче” каждый “РАЗ” в своих маршах, чтобы все солдаты топали своей левой ногой одновременно.
Однако это “универсальное правило” никуда не годится, если мы исполняем музыку не для ног, а для сердца, для души, для мозгов, для всего, что выше талии. Я уже опубликовал много статей и видео на эту тему с простыми, легко запоминающимися правилами произнесения наиболее употребительных музыкальных слов (а их, этих слов, всего-то лишь несколько десятков во всём музыкальном языке). Эти правила сберегают океан времени при работе над новым произведением и поражают всех “вашей музыкальностью” при читке с листа. Но не беда, если вы эти правила не знаете или забыли.
https://youtu.be/9sO2WqaKx34?si=K8-hePyk_hQHEVpZ
К счастью, лично ВЫ (кем бы вы ни были, мой читатель, и как бы вам ни промывали мозги в музшколе) непременно знаете правильное произношение любого музыкального слова и правильное соотношение по силе между ЛЮБЫМИ ДВУМЯ соседними нотами в любом музыкальном произведении благодаря заложенным В ГЕНАХ каждого человека на земле действительно универсальным законам музыки. Научно доказано, что новорожденный ребёнок уже понимает музыку и знает её основы. Вам нужно всего лишь высвободить это ваше врождённое знание музыкального языка от навязанных вам искажений.
И это ЛЕГКО сделать. Сыграйте интересующий вас участок мелодии медленно и в низкой октаве, потому что наши уши и мозг различают и анализируют низкие и медленные звуки в десятки раз лучше, чем высокие и быстрые. Сыграйте так, например, самое начало “К Элизе”, чтобы выяснить себе: “Ми” или “Ре-диез” здесь должны быть громче. Послушайте такие же тесты на моих Видео. Применяйте этот тест во всех случаях, когда нужно выяснить: какая из данных двух нот должна быть громче, а какая тише? Ваши уши и гены вас не подведут, в отличие от “универсального правила” музшкол.
Каждый музыкант должен понимать, что горстка музыкантов, приверженных своему “РАЗ-два”, никогда не сможет изменить естественного, с рождения в них заложенного музыкального языка всех остальных людей на земле и навязать этим людям свой “новояз” по Оруэллу. И при этом не общаться музыкантам с этими людьми тоже не получится - ведь именно они-то и платят нам за нашу музыку.
А вот все эти “остальные люди” планеты могут ЛЕГКО обойтись без приверженцев солдатских акцентов на каждый “РАЗ” в лирических пьесах вроде чудесной “К Элизе”, что мы и видим в пустеющих с каждым днём концертных залах классической музыки.
Произносите музыкальные слова правильно. Не замещайте красоту музыки безумной скоростью, а мысли великих композиторов - нелепыми бессмыслицами.
И вы будете наслаждаться прекрасной музыкой вместе с вашими слушателями.