Глава 12. Семья. Рождение сына

Мария Лашкунова
Первое время молодые люди не чаяли души друг в друге. Все безоблачно и прекрасно было в их жизни. Мария заботилась о муже, тот был ласков и нежен с супругой. Слыша о том, как другие живут со своими мужьями, ругаясь и выражая обоюдное недовольство, Мария не могла понять, как так можно, если есть любовь.  Каждый месяц до года они праздновали свой день свадьбы. Антон покупал жене цветы, а та накрывала стол. Затем уже каждый год они также отмечали главное событие в их жизни. Казалось, что так будет продолжаться всю жизнь.

Однако, живя в доме  мужа, Мария остро чувствовала неприязнь и непринятие ее со стороны свекрови. Все той в избраннице сына не устраивало. То платье на ней слишком коротко, то ужин не приготовила мужу, дикой и неразговорчивой была для нее невестка, все в ней было не то и не так. Мария молча сносила все претензии в свой адрес.  Пыталась договориться с мужем о жилье на съемной квартире. Она даже подыскала вариант, недалеко от ее работы.  Муж не согласился, ссылаясь на то, что ему далеко добираться до места работы.

- Я же езжу в такую даль к себе на работу? –  сказала Мария.

 – Найди другую. Зачем тратить столько времени на дорогу к месту работы. -  Был ответ.

 - И вообще на съемной квартире я не собираюсь жить. -  Это говорило только об одном, что ее муж заботился только о себе и своем благополучии. Мало при этом думая о жене и ее состоянии. Все это послужило началу их разобщенности.

Молодые жили в комнате, которую пристроил к дому отец для сына. Комнатка была небольшая. В ней стояла кровать, а также шкаф для одежды, два кресла и журнальный столик, которые молодожены купили со свадебных денег. На первых порах им больше ничего и не надо было. Однако с наступлением холодов, зима была не за горами, в этой комнате нельзя было находиться. Удивляло то, что ни муж, ни его отец совсем не подумали об обогреве этого помещения. В самом доме стояла печь, обогревающая другие комнаты. В пристроенную  комнату тепло не доходило. Пришлось домочадцам подумать о предстоящей зиме. Молодоженам уступили комнату младшего брата мужа. Это также, всех живших в этом доме, особо не радовало. Немного погодя провели газовое отопление в дом. Молодые вновь стали жить в своей комнате.

Однажды Мария затеяла стирку. Вода не была проведена в дом, как было в родительском доме  Марии. Стирать надо было во дворе, там  стояла колонка. Чтобы набрать ведро воды, нужно было приложить недюжинную силу на нажатие рычага этой колонки. Девушка была хрупка и слаба. Мокрые руки соскользнули с рычага, обратный сильный удар его пришелся на лицо молодой женщины. В результате правая щека ее была рассечена до крови. Мария упала, потеряв сознание. Свекровь позвала соседку, которая работала в больнице, та оказала девушке помощь. Однако остался на всю жизнь шрам. Долгое время огромной величины гематома не сходила с лица. Несколько дней Мария не ходила на работу. Затем, благо была осень, платком прикрывала ушибленное место.

- Ничего себе! Надо же с чего начинается твоя семейная жизнь. Никак муж приложил руку? - На эти разговоры на работе Мария не обращала внимания, хотя это ей было неприятно слышать.
 Молча делала свое дело,  не пытаясь доказывать обратное. После этого случая она стиркой занималась только в доме родителей. Свекрови это тоже было не по нраву.

Живя в этой семье, Мария столкнулась с непонятным для нее обращением друг с другом членов этой семьи. Постоянные грубоватые насмешки, выпячивание себя за счет унижения другого. Это в дальнейшей их совместной жизни женщина ощутит на себе от своего мужа. Непонятно все это было для нее. Ведь это были самые близкие и родные люди! Однако близости, как таковой, как и гармонии в отношениях, не было. Также часто выпившим приходил с работы отец, который устраивал  скандал с женой,  дело доходило до драки, в которую вступал сын, защищая мать. Крики, нецензурная брань – все это было так ужасно для Марии. Ничего подобного в ее родительском доме не было.

- Куда я попала? Зачем мне все это? Для чего? - Со слезами на глазах вопрошала она.

Позже она явилась свидетелем поздних приходов мужа с работы и в нетрезвом состоянии. Пыталась об этом говорить с его матерью. На что та отвечала:
- Ничего страшного, если он выпьет немного, как-никак день получки.

Это изумляло Марию:
- Как так можно? Мало того, что отец пьет, так и сын такой же путь избрал. К чему это приведет и что с ним станется? - Странное дело, но мать это как-то особо не трогало.

Мария была худенькой, стройной девушкой, вся она была как тростиночка. Казалось, что вот-вот еще немного, и она переломится, такая она была изящная и хрупкая. Родственникам по душе, да и самому парню, как уже позднее выяснилось, были по нраву девушки, обладающие более пышными формами.  Таким образом, еще больше занижалась самооценка девушки, которая в то время еще не понимала и не осознавала того,  что она удивительная и прекрасная именно такой, какая она есть. Под вкусы и желания всех окружающих невозможно подстроиться. Не было кому подсказать Марии то, что если с самого начала ее не принимают такой, какой она является, то о каких взаимоотношениях могла быть речь? Ведь каждый человек интересен и удивителен своей индивидуальностью, непохожестью на остальных.  Остается только  принять себя как совершенное творение Вселенной. Человек достоин любви лишь за то, что он появился на этом свете таким, какой он есть. Не было у Марии тогда этого понимания принятия себя.
 Родителям парня также не нравилось то, что девушка была необщительна, во многом не уступала желаниям и прихотям их сына. Она была независима и горда, серьезна не по годам.  Больше всего именно свекрови не по нраву была невестка. Так, как-то в один из дней у молодых были гости: двоюродный брат мужа со своей женой. Мария накрыла стол. Вели веселый разговор. Вдруг входит в комнату свекровь и во всеуслышание давай рассказывать о том, какая  у нее нехорошая невестка. До этого момента Мария молча принимала все, что исходило от свекрови. Деваться было некуда, как-никак молодая семья находится на ее территории. И это же мать ее мужа! Однако, в  конце – концов, наступает предел всему. Именно в тот момент, уже не сдерживая себя, Мария начала отражать все эти незаслуженные упреки и претензии к себе. Свекровь оторопела, исподлобья уставилась на невестку. Неожиданным был этот поступок для нее, что вначале она замолкла, не зная, что и возразить на отпор и  доводы невестки. Чего-чего, а такого свекровь не предвидела.  Затем, разозлившись, закричала:
- Вон! Вон из моего дома! Чтобы я тебя здесь больше не видела!!!

Мария молча встала, извинилась перед гостями, пошла в комнату, чтобы собрать свои вещи. Муж начал уговаривать ее остаться. Мать же его, услышав это сказала:
- Ты можешь оставаться, а ее  я не хочу здесь больше видеть!!! 

Мария вернулась в родительский дом. В этом доме, состоящим из трех небольших комнат, две из которых были проходные, кроме отца с матерью еще жили сестра и два брата. Следом приехал и ее муж. Первое время около месяца молодые жили на квартире родственников мужа, которые в это время уехали на отдых. Затем родители Марии уступили им одну из комнат. Мебель и вещи остались в доме мужа. В один из дней Мария договорилась насчет машины, чтобы полностью забрать свои вещи. Выкладывая вещи из шкафа, она обнаружила пропажу фаты и свадебного платья. Это так ее ошеломило... Раздражение, обида, вот-вот готовые нахлынуть слезы заполняли все ее естество. Молча уложила в машину вещи. Не стала при постороннем человеке выяснять отношения.  Муж с водителем повезли вещи. Мария, распираемая от нахлынувших чувств и переполняющих ее эмоций, пошла к кинотеатру «Октябрь», который находился не далеко от дома супруга.   Там они  договорилась встретиться. Накануне были взяты билеты на просмотр фильма. Вскоре подошел муж, торопя ее в кинотеатр. Мария больше не могла сдерживать себя. Остановилась и все высказала ему, захлебываясь от плача:
- Почему ты так поступил со мною? Не посоветовался. Разве так можно?

- Платье нужно было для сестры Лиды, которая собиралась замуж. - Ответил он.

- А со мной поговорить нельзя было? Тебе и самой Лиде?
- Ведь мы с ней в нормальных отношениях. Я бы ей никогда не отказала.
- А так все вышло тайком, украдкой. Никто даже и не посчитал нужным попросить меня об этом.
- Это ты считаешь нормальным?
- Не считаешься со мной, с моим мнением, слушаешь маму, так и живи с нею…

 Ни о каком фильме уже не могло быть и речи. Ничего подобного муж не ожидал от нее. Подошел троллейбус, Мария вошла в него  и уехала домой. Вечером она сложила вещи мужа. На следующий день отдала их ему, не слушая больше его доводы.
На свадьбе сестры он был один. О Марии никто не подумал, приглашения на свадьбу не прислали. Да и она тогда решила:
- Все на этом, с меня хватит, пусть подает на развод.

Несколько месяцев они прожили порознь. На развод никто из них не подал. Каждый ждал этого шага от другого. Мария успокоилась. Ей нравилась настоящая жизнь. Были поклонники. Но в ее голове гнездилась мысль, что если она была замужем и уже не девушка, то она никому не будет нужна. Именно это и сострадание, жалость к мужу сыграло и сыграет не раз свою решающую роль в жизни этой женщины.

Муж не оставлял жену в покое. Убегал с работы и караулил ее на танцплощадке. Вызывал, пытался договориться с нею. Ждал Марию  после работы возле ее дома. Интересен тот факт, что мать Марии на протяжении всей их семейной жизни питала к мужу дочери какие-то теплые, материнские чувства. Разговор с матерью, а затем с мужем, который слезно просил простить его, способствовали тому, что Мария дала еще один шанс ему, да и себе самой.
- А вдруг! Может быть, еще не все потеряно?!
- Ведь все это исходит от его матери, а  сам он такой хороший. Сейчас же он находится между матерью и женой, как между двух огней. - Парень опять начал курить, весь его вид вызывал жалость в ее сердце.

Однако им надо было где-то жить. Мария предлагала мужу уехать в совхоз, где предоставляли  жилье и работу. Она бы работала по строительству. Специалистов там не хватало. А муж на тракторе смог бы работать, так  как в армии он был танкистом.

- Я – городской. – Было гордо произнесено.
- И в деревне мне делать нечего.

Затем Мария даже предлагала ему уехать жить к его родственникам на Украину.  Муж был категорически против всего этого.  Задуматься тогда бы молодой женщине над всем этим. Какая ждет ее совместная жизнь, если один из ее членов не радеет о семье и ее благополучии? Этот человек, плыл как бы по течению жизни, и  никаким образом не проявлял усилий в этом направлении. Не брал ответственности за их совместную жизнь, за свою избранницу,  не становился опорой и поддержкой ей. Все это говорило о безответственности и неготовности мужа к семейной жизни, о проявлении его себялюбия.

  С той поры изменилось отношение мужа к жене. Мария уже и жалела о том, что предоставила  ему этот  шанс.  Дойти до полного понимания, что все обстоятельства жизни и все  встречи  -  только  твое  собственное творчество, не менее трудно.   
Жизнь предоставляла свои уроки.

- Я стою на заводе в очереди на получение квартиры, так что жилье у нас будет. – Говорил ей муж.

У Марии затеплилась надежда, что у них в скором времени будет своя отдельная квартира. Однако больше десяти лет ушли на то, пока они получили свое  жилье.
Пока же родители Марии не только оставили жить молодых у себя, но позаботились о том, чтобы у них была отдельная жилплощадь. Отец, по просьбе матери Марии, сам он не очень жаловал зятя за его отношение к дочери, сарай переоборудовал в жилье (времянку) для них. Между досками были засыпаны опилки. Установил там отец котел для отопления, попозже еще пристроил к нему небольшую кухоньку. На переносной газовой плите Мария готовила пищу. Перевезли купленную ими мебель. Вместо кровати купили тахту. Так и жили они там вначале вдвоем, а затем втроем.
 
Антон, живя с женой, перестал пить, завоевал уважение в своей бригаде. Ему повысили разряд. Избрали комсоргом. Печатали о нем в заводской газете. Он как бы тянулся за Марией, которая была в то время секретарем комсомольской организации завода.  Работала в то время начальником цеха. С родными мужа Мария не общалась, но и не запрещала ему ездить к ним. Она видела и понимала особую его связь с матерью. Мать есть мать! С этим приходилось считаться. Мария надеялась, что мать мужа все-таки когда-нибудь поймет и оценит ее, как достойную избранницу сына.

Все бы ничего, да только, побывав у своих родителей, Антон возвращался пьяным и накрученным против своей жены. Ему там говорили:
- Разводись! Детей у вас нет. Видно она бездетная.
- Зачем она тебе такая? – Все это сказывалось неблагоприятным образом на их взаимоотношениях.

В 1977 году в октябре месяце родился у них сын, о котором так мечтал муж. Тогда про пол ребенка можно было узнать только после его рождения.  Роды были тяжелые. Все это время Мария, превозмогая боль схваток, бегала по коридору, так, как ей казалось, было легче. Совсем выбилась из сил, ее уложили под капельницу. Уже пришла утренняя смена врачей. При обследовании рожениц, выявили в одной из женщин отсутствие сердцебиения ребенка. Ребенок был мертв.  Тревога за своего ребенка охватила Марию. Она то и дело прислушивалась к нему, есть ли какие толчки с его стороны. Да и сами врачи все чаще и чаще обследовали и прослушивали всех беременных. Только через шестнадцать часов: в 14:15 пришел в этот мир ее сынишка. Радость переполняло сердце женщины-матери. Она лежала, улыбалась и рассматривала своего сына. Любовь и нежность струилась от матери к новорожденному.
Однако на этом все испытания для этой женщины не закончились. У нее после ребенка не отходил послед – детское место. Требовалось хирургическое вмешательство. Под наркозом делали эту операцию. Перед самым заключительным  этапом ее, выяснилось, что заканчивается кислород. Мария ощутила жуткую боль и закричала. В этот период  ей привиделось, что она стоит на рельсах железнодорожного полотна, на нее мчится состав поезда. Женщина  хочет уйти с пути и не может. Видит идущего вдоль рельсов отца. Кричит и просит его о помощи. Проснулась от боли и собственного крика, возгласов акушерки, которая тормошила ее:
- Просыпайся. Все закончилось. Просыпайся.
 
Женщину на каталке завезли в палату, уложили на кровать, сказали:
- Нельзя вставать. Много потеряла крови. Если что надо, к тебе придут. - Обессиленная  роженица уснула.

Разбудили ее женщины по палате, сказав, что испуганы были ее жутким храпом. Видно сказывались последствия после операции. Уснуть уже Мария больше не могла, так как не хотела причинять беспокойство остальным женщинам. Утром лечащий врач при осмотре сказала:
- Больничный у вас будет не 56, как у всех, а 70 дней в связи с трудными родами.

Через каждые четыре часа делали уколы, чтобы не было воспаления после проведенной операции. Когда принесли Андрюшку, так Мария сразу назвала сына, то остались позади все неприятные моменты. Она ощущала радость за то, что все тревоги и испытания позади. Тихая нежность и любовь полностью заполняло все ее естество, устремляясь к новорожденному малышу. В роддом к невестке приходила и свекровь. Мария была рада тому, что лед тронулся, налаживаются  их взаимоотношения. Также когда они  с малышом вернулись домой, свекровь с дочерью Лидой навестили их. Наступило мирное существование сторон.

Много было в их семейной жизни и прекрасных моментов. Все было сообща. Уборка в доме, заготовка дров, топлива. Проводили вместе отпуск. Читали книги, слушали песни. Не пропускали ни одного нового фильма. Подросшего сына брали с собой. Зимой катались на санках и лыжах, которые были куплены для всех членов семьи. Летом ходили в лес собирали ягоды и грибы. Купались и загорали на реке Сож. Мария с мужем и ребенком вновь стали посещать  дом его родителей. Однако для молодой женщины была тягостна сама атмосфера в этом доме, в котором не были привиты гармоничные взаимоотношения. Угнетал их образ жизни. Каждый сам по себе. Нет единения и общности в семье. Кто кого лучше обзовет, ранит. Какие-то клички друг другу. И это веселит всех! По возвращению домой, Марии приходилось восстанавливаться заново.
В своей семье она чувствовала неподдельные чувства, смех, радость, зажигательный юмор. Все это наполняло ее существо еще большей энергией. Свекровь, бывая у них в гостях, все время выражала свое недовольство по любому поводу: не ту тарелку поставили перед ней, не то угощение приготовили и все в этом роде.  Мария молчала,  и никак не реагировала на провокационное поведение свекрови. Повзрослев, она стала мудрее.
Марии предстояло еще учиться  уходить вовремя, как внутри создавшейся ситуации, так и от самих ситуаций и обстоятельств в жизни. Ведь каждый  всегда знает этот момент, нужно только доверять себе, не уговаривать себя, не обманываться и не обманывать других…