От революционного кумача до малинового пиджака

Элеонора Дорн
Красный дворник плещет вёдра
С пьяно-алою водой,
Пляшут огненные бёдра
Проститутки площадной,

И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык
«Город в красные пределы…».
Александр Блок, 1904

Никогда не предполагала, что такая банальная вещь как предмет мужской одежды может меня заинтересовать; однако мой интерес возник не случайно - один из моих фейсбучных друзей в ответ на мою публикацию, в которой я упомянула о красном пиджаке, заметил, что красный пиджак и по сей день у русских ассоциируется с лихими девяностыми. Я удивилась, ибо для меня красный пиджак был не более чем метафорой элегантности, жизнерадостности, оптимизма и хорошего вкуса. Именно в момент окончания своего опуса я и увидела в одной из передач знакомого журналиста; он был в красном пиджаке и выглядел скорее элегантно, чем броско. Получилось так, что в тот самый день мы с мужем обсуждали тему «желтых жилетов», столь трепещущую для французов. В итоге мы пришли к выводу, что столь сложные вопросы придется решать не нам - уже отжившим большую часть своей жизни, а молодым - им и предстоит строить мир будущего. Памятуя и мудрые слова профессора А. М. Вейна о том, что после семидесяти надо радоваться каждому прожитому дню, я и посоветовала мужу выбросить из головы все эти премудрости и купить себе пиджак радостного цвета - красного; тем более, что в последние годы яркие цвета основательно вошли в моду в Европе; и как ни странно, именно пожилые люди их чаще всего и носят. Вспомнила и нашу поездку в Москву, когда муж удивил сотрудников местного отделения милиции своим ярко- желтым пиджаком; было лето, в помещении было тускло и прокурено, и ярко - оранжевый цвет на какое - то мгновение осветил серый и безликий кабинет двух сотрудников, регистрирующих иностранцев. Они даже заулыбались и были крайне любезны; поведение не совсем типичное для наших стражей порядка.

Кстати мой друг на ФБ был не первым, от кого я услышала о красных пиджаках; неоднократно во время различных интервью многие ссылались на этот символ девяностых. Короче говоря, я была заинтригована и решила понять, откуда все - таки эта мода пришла к нам, да тем более в те далекие перестроечные годы. Я, честно говоря, не помню, чтобы в то время в Европе носили яркие пиджаки; Европа долгое время оставалась традиционной во всех смыслах этого слова; более того, яркая одежда многими не приветствовалась; предпочитали серо - сине - бежевые тона. Даже у итальянцев, так любящих яркие краски, стиль был довольно классическим, о чем свидетельствовал уже существовавший тогда Дом моды Джорджио Армани.

Было бы также нелепо с моей стороны ассоциировать эту моду в России с ее революционным прошлым; оно ушло, напоминая о себе лишь спектаклями, фильмами и литературными произведениями. Я ведь уже писала о том знаменитом спектакле Театра на Таганке - «Десять дней, которые потрясли мир», поставленном Юрием Любимовым. Кто не помнит, что до начала самого спектакля, уже в фойе, царила атмосфера революционных лет: девушки раздавали зрителям красные банты, а все буфетчицы были в красных косынках; флаги, знамена, красные ленты и кушаки - все погружало в революционную поэтику прошлого. И вот такая эстетика введения зрителя в атмосферу событий будущего спектакля была в то время новаторской.

Да и мы сами, говоря о моем поколении, большую часть двадцатого века прожила под красным флагом; даже тогда, когда нас принимали в пионеры, учительница объясняла, что наш красный галстук - это частица красного знамени цвет которого является символом крови, пролитой в борьбе за свободу трудового народа. Да и после 1991 года, когда в Россию вернулся дореволюционный флаг, то и красный сохранился как символ победы. В общем, к красному цвету мы привыкли давно; а если проследить историю самого цвета, то мы поймем, что он пришел к нам не с красным флагом или галстуком, а из дореволюционной эпохи; тогда из красного кумача шили не только сарафаны, украшая их вышивкой, но и мужские рубашки. Все это шили из кумачовой полотняной ткани; позже же из той же ткани начали шить и флаги, именно поэтому флаг и получил название кумачового.

Сама история красного цвета весьма интересна; как известно и в Европе, и на Руси красный цвет считался цветом царской власти, «державности»; и вот эта традиция шла из древнего Рима, где красный цвет был не только символом власти, но и могущества. Именно Юлий Цезарь был первым, кто надел пурпурную тогу; с тех пор она стала обязательной для всех римских императоров, однако наместник императора в провинции, именуемый прокуратором, довольствовался «белым плащом с кровавым подбоем»; вы и сами это помните по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Да ведь и красный сургуч использовался лишь для королевских печатей; частным лицам употребление именно красного сургуча было строжайше запрещено. Таким образом, на протяжении веков красный цвет являлся прерогативой монархов и высшей знати. Даже если вспомнить парадные портреты королевских особ, то и они писались либо на красном фоне, либо сам монарх был облачен в пурпурные одежды - это был символ власти и доблести. Ну, а в средние века красный цвет носили как защиту от ведьм и дурного глаза; именно женщины носили красные пояса или ожерелье из красных кораллов, надеясь, что этот красный цвет защитит их от болезней и прочих бед. Что касается церковной жизни, то там этот цвет был не только символом все той же власти, но и Христа; он также символизировал распятие, благотворительность и пламя Ада. Так что с древних времен цветам придавалось большое значение, и их символика вошла в коллективное бессознательное целых народов.

Вот и французский писатель - основоположник психологического романа девятнадцатого века Мари - Анри Бейль (Стендаль), назвал свой роман «Красное и черное»; после выхода в свет этого романа многие бросились интерпретировать само название романа; при этом каждый вкладывал свой смысл: кто - то писал, что черный цвет - это цвет сутаны, в то время как красный был для них символом пролитой крови. Интерпретировать можно до бесконечности: для кого - то черный цвет может быть символом и траура, и смерти, а красный символом страсти, энергии и любви. В любом случае, эти два цвета органично переплетаются с самой человеческой жизнью.

Начав искать информацию о том, каким образом в перестроечную Россию могли прийти пиджаки столь яркие цветов, особенно малинового, я подумала, что, возможно, после столь долгого периода жизни с революционными символами людям захотелось немного приглушить яркий кумачовый цвет, поэтому и появился малиновый. Малиновый цвет, находясь между красным и розовым, намного спокойнее и мягче; кроме того в истории искусства он ассоциировался со стилями барокко, ампир и ренессанса. Однако оказалось, что красные и малиновые пиджаки начали в те годы носить не только бизнесмены, но и воры в законе; неспроста есть в воровском жаргоне слово -  « малина ». И вот все это долгое время оставалось для меня загадкой.

Совершенно случайно я узнала, что именно в 1992 году в Париже, на Неделе высокой моды, Дом моды Версаче продемонстрировал красный пиджак; вот именно тогда, кто - то из русских и был ослеплен этим ярким цветом. Все тем же русским понравился пиджак, но не понравились серые брюки, с которыми этот пиджак демонстрировался; они сочли, что серый цвет не сочетался с красным; это как раз свидетельствовало о некотором отсутствии вкуса тех самых русских; вспомните картину Боттичелли « Весна » - именно на этой картине можно увидеть сочетание красного с нежно - серым, почти перламутровым; а ведь всякий выдающийся кутюрье не только прекрасно знает историю искусства, но и очень часто вдохновляется великими произведениями. Кроме того сам подиум - это место эксперимента, творчества, когда создается не картина, а предмет одежды. И вот эти предметы туалета, восхищающие с подиумов высокой моды, не предназначены для того, чтобы их носить массово. Для массовости существуют магазины прет - а - порте; а единичные коллекционные экземпляры предназначены для того, чтобы ими любоваться и восхищаться. Всем понятно, что не каждый может себе позволить приобрести столь прекрасный предмет точно также как не каждый может приобрести красивую картину.

А тогда в Париже в 1992 году Джанни Версаче впервые представил свою революционную коллекцию. Именно тогда в его коллекции появились очень яркие вещи и именно тогда он смог обозначить свой стиль - яркий, сексуальный и гламурный. Тогда его коллекция всех поразила - было такое впечатление, что сама Италия со всем разнообразием красок ворвалась в мир моды; тот самый красный пиджак в его коллекции был свидетельством рождения нового стиля. Получалось, что он практически разрушил существующие тогда представления о стиле и о сочетании цветов. Он очень любил театр, современное искусство, балет и архитектуру; он также посещал ночные гей - клубы в Нью - Йорке; именно там он и увидел столь яркие цвета в одежде. Таким образом, именно Джанни Версаче, продемонстрировав в Париже в 1992 году свой красный пиджак, и оказал влияние на эстетику новых русских. К сожалению, жизнь его была весьма короткой: он был убит серийным убийцей, ему было всего 50 лет…

Точно таким же был и остается французский кутюрье - Кристиан Лакруа, родившийся в солнечном Арле, в Провансе; будучи еще молодым, он увлекся живописью и начал изучать историю искусств; в музее своего родного города Арля он любовался картиной «Ателье портнихи», написанную в 1785 году художником Антуаном Распалoм (Antoine Raspal), а на чердаке дома своей бабушки он нашел старый иллюстрированный журнал моды девятнадцатого века. Прекрасная картина восемнадцатого века поразила его яркостью и сочностью красок; он был не единственным из великих кутюрье, кто черпал вдохновение в произведениях великих живописцев; порой такую красоту демонстрировала и сама природа - посмотрите на какую - нибудь экзотическую птичку или рыбку; красота повсюду, надо лишь эту красоту увидеть.. Именно художник обладает особым даром видения.

Как выяснилось именно в 1992 году на показе коллекции Джанни Версаче «образцы были раскуплены гостями из далекой восточной страны». Вполне вероятно, что, купив коллекционный пиджак на дефиле за большие деньги, они и наладили их массовое производство; еще со времен СССР существовали подпольные мастерские; и вот, по словам все тех же очевидцев, российский рынок был буквально завален красно-малиновыми пиджаками; были как польские, так и турецкие подделки. Кто - то даже упомянул того самого Мавроди - мошенника и авантюриста, который совершенно неожиданно появился в красном пиджаке на экранах российского телевидения, с поздравлением россиян с Новым 1994 Годом.
И вот с тех пор российские нувориши и бандиты начали носить красные и малиновые пиджаки - символ успеха, власти, богатства. Ну, а позже, к 1996 году малиновые пиджаки уже вошли в анекдоты и стали восприниматься не только как нечто устаревшее, но и как символ криминальной эпохи девяностых.

Поняли ли тогда вот эти новые русские, что в Европе одеваются не с подиумов, а в магазинах, именуемых пре - а - порте. Именно в этих магазинах в отличие от высокой моды одежда тиражируется; и вот именно эти магазины и являются основным источником доходов модных домов. Возможно, что эти новые русские решили, что вся Европа одевается с подиума. Мысль весьма экстравагантная; кто может себе такое позволить. Однако вот уже тогда ошибочные представления в столь далекой от политики сфере породили неадекватное восприятие западного мира.

Вспомнив Мавроди в красном пиджаке на экранах российского телевидения, нельзя не вспомнить и о его деятельности; кто из нас не помнит знаменитую рекламу его Акционерного Общества МММ, ставшей крупнейшей в истории России финансовой пирамидой; от него пострадали миллионы людей. Я и сама прекрасно помню эту рекламу; её крутили практически с утра до вечера. Эта реклама обещала неслыханные проценты на вклады; в итоге каждый месяц можно было на них что- то купить - то сапоги жене, то шубу, то еще что. И ведь самое главное во всем этом это то, что все мы смотрели, слушали и верили. Даже моя приятельница - дама вполне рациональная, убеждала меня в том, что если что и случится с нашими вкладами, то вот те помещения, которые якобы принадлежали самому Мавроди, позволят ему расплатиться с обманутыми вкладчиками. Увы, сама помню, как в 1994 году перед офисом знаменитого частного банка стояли километровые очереди, да и сама приятельница была в панике; она потеряла огромную сумму денег.

Зарабатывать деньги таким образом ни в Европе, ни в США невозможно; хотя и здесь встречаются авантюристы: был и здесь свой мавроди, создавший финансовую пирамиду - он и по сей день сидит; а наш тогда же в Государственную Думу баллотировался; да ведь эту мошенническую схему рекламировали по телевидению, а телевидение было тогда общественным; получается, что оно само участвовало в этом мошенничестве. Кстати по российскому телевидению в те годы призывали не только отнести деньги в банк, чтобы поправить свое материальное положение, да купить жене сапоги или шубу; проводились также и сеансы массового гипноза - Анатолий Кашпировский и ныне здравствующий, собирал у экранов телевизоров миллионы страждущих избавиться от болезней. Да не он один такие сеансы проводил; был и Алан Чумак; именно он в конце восьмидесятых стал одним из самых известных российских «целителей»; во время сеансов, с помощью пассов, он «заряжал» воду и кремы.

Дело, естественно, не только в самом Чумаке или Кашпировском, а дело в нас самих, столь доверчивых к любой телевизионной информации: будь то реклама сомнительного банка или телевизионного целительства; чему же удивляться, что и по сей день в стране существует огромное количество россиян, подсевших на эту телевизионную иглу. Кто знает, может быть, и я сама, продолжая жить там, ничем не отличалась бы от тех, кто сидит сегодня перед телевизионным экраном. Ведь и у меня тогда дома на подоконнике кооператива, где живут артисты, стояли вот такие пустые стеклянные трехлитровые банки для воды. Мы и собак окропляли этой « заряженной » водой. Да и сама я была тогда уже не столь юной. Вспоминая все то, что происходило в девяностые годы на российском телевидении, я никого не осуждаю, а лишь задаю самой себе вопрос - не оказались ли мы все в стране, в которой уже ничего не понимали…Как видно, именно поэтому я не склонна относиться чрезмерно критически к тому, что произошло в нашей жизни тридцать лет тому назад; мы сами были другими, и ситуация была другой; мы многое не понимали.

Именно поэтому я не поддерживаю тех, кто говорит, что СССР якобы сознательно разрушили, да и саму страну тоже. Я - то очень хорошо помню ту страну, в которой вообще ничего не было, и вот с этим «ничего» мы и жили. Оказавшись неожиданно в совершенно новой реальности, к которой никто не был подготовлен, каждый действовал, как мог - и власть, и мы сами. Так что известное гоголевское выражение из «Мертвых душ» -« русский человек задним умом крепок » очень уместно помнить каждому из нас. Естественно, что ни в какой заговор я не верю, думаю, что все было намного проще - не имея никакого представления о западной демократической системе, наши политики имитировали лишь внешнюю сторону; они, возможно, даже и не вникали в суть устройства западного общества; а нам гражданам захотелось выглядеть и жить, как живут в Европе, при этом совершенно не понимая того, как там живут на самом деле. Согласитесь, что съездить на неделю в Париж не означает того, что ты постиг то, как живут во Франции. Любой турист - будь то российский или западный видит лишь фасад, внешнюю оболочку без содержания.

Вспоминая все о тех же телевизионных передачах девяностых, не перестаю удивляться тому, как можно было выпускать в эфир и рекламировать мошеннические схемы нашего перестроечного Остапа Бендера. По всей вероятности, решили, что раз свобода, то и рекламируй все, что тебе заблагорассудится. Да и о религии заговорили как - то тоже с чрезмерным подъемом; была страна атеистической, а здесь все бросились креститься; крестились все подряд, на дом батюшек приглашали. К собственному стыду признаюсь, что у меня самой этих крестников было не мало, да самых разных - были и известные писатели, и работники МИД а, не говоря о юных отроках и отроковицах. Самой даже неловко, ибо многие на меня теперь обижаются, говоря, что недостаточно интересуюсь своими крестниками. Они правы, однако за эти почти тридцать лет и я изменилась. Против религии я ничего не имею, сама в церкви в то время много времени проводила; единственное, что во всем этом меня смущает, так вот тот мгновенный переход от веры в коммунизм к вере в Бога.

Все в те же годы, когда была мода на малиновые пиджаки, у многих русских как видно сложилосьмнение, что на Западе любой может позволить себе купить коллекционную единичную модель. Такое представление весьма странное, ибо лишь знаменитости могут себе это позволить; порой сами модельеры хотят одеть известную актрису. Так было с Ив - Сен - Лораном, который одевал Катрин Денев; у других актрис также есть свой любимый кутюрье - тем самым эти актрисы делают рекламу художнику. Именно так когда - то Элтон Джон сделал рекламу Джанни Версаче, а итальянский кутюрье одевал британскую поп - звезду. Да и на Каннском фестивале актрис как правило одевают известные модельеры. Однако в своей повседневной жизни ни одна кинозвезда не демонстрирует ни дорогих платьев, ни украшений. Я на улице в Париже как - то встретила Кристин - Скотт - Тома; она шла в очках, с затянутыми в узел волосами, в джинсах и темном пиджаке; никаких украшений на ней не было, она была похожа на обычную европейскую женщину. А в передачу на французском телевидении были как - то приглашены три немолодых актрисы - Даниель Дарье, Мишель Морган и третья, которую я не знала. Эти три знаменитости были одеты скромно и просто; да и Марина Влади или Катрин Денев приходят на телевидение в скромных свитерах; то же самое и Джейн Биркин; вообще демонстрировать свои туалеты или хвастаться богатством в Европе считается дурным тоном. Да и дело не только в хвастовстве; западный человек понимает, что к месту, а что нет; возможно, на прием к послу они и оденутся иначе; там на этих приемах важно быть красивой и элегантной. А в обычной жизни для тех же актрис в первую очередь важен их талант, о нем они и думают в первую очередь. Разве что на Каннском фестивале принято красиво одеваться и сниматься на фоне красной дорожки. Однако Канны это особая атмосфера праздника и гламура; этот праздник проходит раз в год под солнечным небом Лазурного берега, на берегу Средиземного мор. Ну, а праздник и есть праздник. Если же говорить о французских женщинах политиках, то будь то французские депутаты Национальной Ассамблеи или Сената, то они вообще стараются внешне не отличаться от своих избирателей; во всяком случае, это не должно бросаться в глаза. Есть даже специальное французское выражение - « signe ostentatoire », что означает навязчивую демонстрацию чего - то.

Вспоминая первых дам советской и постсоветской эпохи, как не вспомнить ту, которая была самой первой - Нину Петровну Хрущеву. Тогда такое понятие как «первая дама» уже существовало в Америке, но не в СССР; да и сам образ Нины Петровны Хрущевой мало подходил к такому названию как «первая леди»; рядом с элегантной Жаклин Кеннеди, которую кстати одевал американский модельер русского происхождения, Нина Петровна выглядела колхозницей. И то, что этот её вид внутри страны в качестве жены Первого секретаря ЦК КПСС был оправдан, на международной арене вызывал насмешки. В Америке она появилась в платье в цветочек и без прически; в газетах того времени появились статьи, в которых называли её платье - « платьем пеньюаром ». Многим однако даже тогда это казалось странным, ибо в то время, уже при Хрущеве, в Москву впервые приехал со своей коллекцией молодой арт директор знаменитого Дома моды «Диор» - Ив - Сен - Лоран; более того, сам показ моделей одежды был предназначен исключительно для номенклатуры, да и кроме того, в магазинах « Березка » можно было тогда купить западную одежду. При этом то самое « платье пеньюар » было сшито специально для неё московским модельером - Ниной Гупало; этот модельер советской эпохи одевала и дочь Сталина, да и многих советских актрис. И вот о том, что Нина Петровна появилась в Америке в пестром и бесформенном наряде от московской портнихи и свояченицы Нины Гупало и без какой-либо прически, писали все американские газеты. Точно также одевалась и жена Леонида Брежнева - Виктория; она вообще не проявляла интереса к одежде, в то время как сам Леонид Брежнев славился любовью к дорогим рубашкам и галстукам; за границей его даже называли« денди ».

Все изменилось с появлением Раисы Горбачевой - на государственном олимпе случилась реальная перестройка внешнего вида российских первых леди. Именно Раиса Горбачева резко отличалась как от своих предшественниц, так и последовательниц. Как писали о ней за границей - она превратилась в «русскую Джеки Кеннеди». Другие жены российских лидеров: Наина Ельцина и Людмила Путина любили классические туалеты, светло - бежевые тона; они скорее продолжили советскую линию и старались оставаться в тени своих супругов.

А вот когда Раиса Горбачева впервые отправилась за границу, то очень быстро завела связи с известными Домами моды; был все еще коммунизм, и советские граждане обомлели от такого быстрого преображения. Как говорили западные журналисты - все её туалеты были продуманы в своем назначении; однако все эти наряды оплачивались из казны государства, как говорят французы - «aux frais de la princesse»; эти туалеты она буквально вывозила самолетами. Во время своих поездок она часто присутствовала на показах высокой моды. Однако иногда она одевалась и в Московском Доме моделей, у своего стилиста. Во Франции ей очень понравились коллекции тогда известных Ив - Сен Лорана и Пьера Кардена; вот эти её предпочтения и способствовали тому, что именно эти марки одежды первыми оказались на российском рынке после перестройки. Уже позже она начала пользоваться услугами новой звезды постсоветской моды -Валентина Юдашкина.

Однако, как говорила моя покойная мама, изящество женской одежды прекрасно, когда оно сочетается с изяществом самой женщины. О Раисе Максимовне так сказать было невозможно; она была представительницей советской эпохи, коммунистической идеологии и определенного образа жизни; ни шармом, ни большой женственностью она не отличалась. Порой смотрю и на собственные старые фото на паспорт - взгляд напряженный, выражение лица суровое; даже и сама себя не узнаю…
И вот это различие с западными женщинами бросалось в глаза; стоя рядом с королевой Испании - Софией, Раиса Максимовна, несмотря на все свои туалеты оставалась советской.

Неспроста я завела речь об одежде, ибо после перестройки многие русские решили, что люди, живущие за границей могут одеваться чуть ли не в известных Домах моды. Иметь дорогую сумку или кашемировое пальто считалось совершенно нормальным и обыденным. Когда в 1993 году я приехала в Москву к маме, то, встретившая меня дворничиха Клава, без всякого стеснения заявила мне, что «на иностранку» я не похожа; я сначала и не поняла, что она имела в виду. Уже позже она с восторгом начала рассказывать о бывшей моей соседке; как оказалось, эта голубоглазая дива, сошедшая с полотна художника Кустодиева, ходила в норковой шубе. Эта дама никогда не работала, и вот наконец - то появилась возможность открыть магазин хоть у себя в квартире. Ну, а шуба в России была тогда символом шика и богатства. В общем, Клава решила, что одета я была не по - заграничному. И ведь так думала не одна Клава. Я жила уже в Европе и понимала, что и на среднюю зарплату особо не разгуляешься. Люди живут не так легко, как это кому - то казалось или кажется. Ведь и квартиру надо снимать, а если её купить, то кредит надо выплачивать, а затем еда, одежда, воспитание и образование детей - на все не хватает; какие уж тут шубы, да одежда с подиума.

Так что ни о каких шубах здесь и не мечтали, ну а теперь это и вообще дурной тон: о животных заботятся. Да это относится не только к шубам; даже моя хорошая знакомая все сетовала на то, что в Европе черт знает в чем ходят - мол, вообще об этом не думают. Имея нищенскую пенсию, она мне говорила, что любит стиль « Шанель » - элегантно и качественно, а все остальное - это дрянь. Никто не спорит, что существующие на западе Дома высокой моды являются эталоном изысканности стиля; однако европеец этим себе голову не засоряет; как видно именно европейцы и живут, руководствуясь русской народной мудростью - «всяк сверчок знай свой шесток». Да и не каждый придает такое значение внешнему облику; есть такие, кто и вообще об одежде не думает - ходит в том, что есть.

Я и в Брюсселе была знакома с русскими переводчицами; работая в Еврокомиссии с российскими бизнесменами и чиновникам, они и сами начали завидовать «русскому размаху»; как только у них появились деньги, они тотчас же начали покупать дорогие вещи - особенно сумки. Было очевидно, что им очень хотелось не только обладать сим предметом, но и продемонстрировать его. А ведь в Европарламенте и Еврокомиссии работает огромное количество переводчиков из всех стран мира - они дорожат своей работой, любят её, им нравится быть приобщенными к политической жизни мира; кроме того эта работа предоставляет им возможность много путешествовать и встречаться с незаурядными людьми; при этом все они выглядят очень скромно. Получается, что демонстрировать всему миру свое богатство присуще именно русским.Как видно, именно так они и были сориентированы в новых исторических условиях; поколение тех, кто был воспитан в еще дореволюционной России постепенно уходило. А ведь в европейской России люди ничем не отличались от европейцев - те же коды поведения и хорошего тона.

Возвращаясь к тем годам начала перестройки, могу сказать, что были помешаны наши сограждане не только на одежде; многие бросились ремонтировать свое жилье; именно тогда в Москве я впервые услышала термин «евроремонт». Что это такое я тогда не понимала, хотя уже жила в Европе. Лишь шесть лет тому назад я поняла, что именно тогда имели в виду наши соседи по двору; это когда стены выравнивают, да проводку меняют, да качественно работают. Однако вот такой ремонт это ведь не дешевое удовольствие; не у каждого на эти работы деньги найдутся. Если говорить о европейцах, то у многих даже при получении наследства не только денег на ремонт нет, а даже на нотариуса не хватает; порой и от наследства приходится отказываться. Представьте себе, что кто - то во Франции в наследство получил квартиру в старинном доме; ведь окна домов периода барона Османа не так просто сменить; даже у состоятельных людей на это порой денег не находится. Ну а большие дворцы так и вообще приходится сдавать в аренду или организовывать в них какие - то экскурсии; все это ради того, чтобы заплатить налог на недвижимость, да прочие текущие расходы.

Фантазии о богатстве европейских граждан - это чисто российская выдумка. В головы наших граждан уже тогда, тридцать лет тому назад, было заложено искаженное представление не только о самой сути демократии, но и вообще о жизни и ценностях западного мира. Скопировали лишь фасад, не поняв сути. Страсть ко всему внешнему, показному является неотъемлемой частью современной российской жизни.

Не так давно мне довелось посмотреть передачу радиостанции Эхо Москвы в Ютюбе. Это была передача от 2018 года. В передачу была приглашена Людмила Борисовна Нарусова. Всем известно, что Л. Б. Нарусова не только вдова бывшего губернатора Санкт - Петербурга Анатолия Собчака, но и мама Ксении Собчак; кроме того она член Федерального Собрания. Должность эта ответственная и престижная. Темой обсуждения в тот самый день был готовящийся закон о самозанятых; она тотчас же заявила, что закон ей не нравится; все свое возмущение она сконцентрировала на несчастных «бабушках», которые, живя на нищенскую пенсию, вынуждены по ночам «печь пирожки»; вот эти самые пирожки они продают либо на базаре, либо несут к поезду, если живут в сельской местности, недалеко о железной дороги. Её возмущение было обоснованным; она считала, что эту категорию пенсионеров надо было пощадить. В то же время её высказывания по поводу некоторых прекрасных дам, которые, «спрятав ножницы в кармане» приходят в богатые дома олигархов, чтобы постричь собачку - за 200 долларов, а заодно и мужа увести, было более непримиримым. В общем, как и подобает сенатору, она говорила о многом - и о колониях, где не исполняются законы, и о плохой работе министра по социальной защите населения, да и еще о чем - то. Однако меня поразила не её речь, а то, как она выглядела, рассказывая о нищете наших пенсионеров. В итоге, несмотря на всплески праведного гнева нашего сенатора, закон все равно был принят и уже с 2019 года вступил в законную силу. Так что и «бабушки», как и соблазнительницы олигархов с «ножницами в кармане» будут платить налог. Получилось так, что она посидела, повздыхала, на том дело и кончилось; закон был принят и символическая «бабушка», пекущая по ночам пирожки и вяжущая носки из овечьей шерсти, может быть обвинена в сокрытии доходов.

Ну а сама Людмила Нарусова выглядела прекрасно - на столе тотчас же появилась сумка марки «Шанель»; в сумке были каки - то документы, которые она хотела показать; не думаю, что она выставила сумку специально напоказ; в последующих интервью она этого уже не делала. Однако эта сумка предстала перед нашим взором, да и не только сумка; в ушах сверкали жемчуга, да и на свитере их было немало; возможно, не настоящие, но сверкали. Естественно, что дело не в том, настоящие ли они или нет, а в том, что вид нашего сенатора никак не сочетался с предметом самого разговора. Ведь сенаторы и депутаты призваны защищать интересы граждан своей страны. Чьи интересы защищает наш сенатор в образе миловидной, хотя уже и не молодой дамы? Свои, естественно. Неспроста некоторые глянцевые журналы говорят о её любви к дорогим шубам, изысканным туалетам; да и в Куршавеле она разъезжала на «Бентли».

Возможно ли такое, к примеру, во Франции? Может ли французский сенатор или депутат, при высокой зарплате в 7200 евро в месяц такое себе позволить, причем не только с точки зрения материальной, но и этической? Прилично ли вообще во Франции себе такое позволять? Во Франции что депутаты, что сенаторы являются избранниками народа; ведь демократия там не игрушечная, а настоящая. А вот зарплата самого президента Франции 12 696 евро в месяц. Зарплаты европейские; при этом никаким бизнесом эти избранники заниматься не имеют права; так что ни о каких шубах и прочих дорогих вещах никто и не мечтает, ибо мечты у них совсем другие - они должны служить стране и гражданам; а если плохо служат, то и переизбраны не будут. Прощай тогда и высокая зарплата.

Кроме того во Франции любой политик - это эталон нравственности, во всяком случае обязан им быть; именно поэтому, когда журналисты увидели на руке действующего тогда Президента Франции - Николя Саркози часы «Ролекс», то об этом написали все газеты, и был скандал. А когда после первого тура выборов Эмманюэль Макарон захотел поблагодарить свой избирательный штаб, пригласив всех в хороший ресторан «La Rotonde», то это также не понравилось французам; все газеты и журналы сразу об этом заговорили. А ведь сам ресторан «La Rotonde», находящийся неподалеку от башни Монпарнас, это не какой - то роскошный ресторан, это то, что в Париже называется «Brasserie», то есть место, куда можно зайти в любое время и перекусить или посидеть с пивом или кофе; это хороший ресторан, но он если и отличается от других, то своей историей - его всегда любили артисты, писатели - здесь бывали и Модильяни, и Жан Кокто, и Жак Превер, Луи Арагон, Дебюсси, Прокофьев, Хэмингуэй, да и русские революционеры - Ленин и Троцкий его также посещали.

Причем в тот день приема были и другие посетители, никого не выгоняли, для своих не закрывали, да и еда была простой. Это вам не ресторан гостиницы «Метрополь» в Москве, где мы с мужем выпили два бокала шампанского за сто евро. Да и представить себе французского сенатора или депутата национально Собрания, дающего интервью журналисту, одетым так, как была одета Людмила Нарусова, невозможно; в ушах у неё были жемчуга, на руках множество колец; выглядела она так, как будто отправлялась на вечеринку. Кроме того, не совсем этично демонстрировать собственное богатство в стране, где пенсии нищенские, а законы вообще не соблюдаются. И ведь Людмила Нарусова не единичный случай; не менее вызывающе выглядит и Валентина Матвиенко со своими украшениями на заседаниях Совета Федерации. Если эти дамы полагают, что благодаря внешнему лоску они превратились в европейских женщин, то они заблуждаются. И вот этого, к сожалению, они не поняли не сегодня, а давно, практически с самого начала перестройки. Ну а теперь и говорить об этом поздно; ведь все они привыкли к роскошному образу жизни; кто от этого откажется? Никто.

Будучи прошлым летом на приеме у депутата Госдумы от «Единой России», я в очередной раз убедилась в том, что вот эта любовь ко всему внешнему и дорогому затронула абсолютно всех - от сенатора и депутата до дворничихи. Принимавший в тот день депутат - женщина, выйдя на минуту в туалет, предстала перед всеми нами в брючном костюме, любимого нами ярко - малинового цвета; сама дама была весьма корпулентной, не с очень пропорциональной фигурой, и вот такое яркое и обтягивающее одеяние подчеркивало все несовершенство её фигуры - она была подобна малиновому облаку, водрузившемуся на высоченные шпильки черных элегантных туфель. Был в её образе некий визуально - нравственный диссонанс: безликое административное помещение с турникетами и рамками, с сонными и неулыбчивыми охранниками. И она, и её костюм, и её высоченные каблуки - все это выглядело нелепо. А рядом со мной сидела пенсионерка, еще работающая; им не платили зарплату почти год, и она ничего не могла добиться, ибо их директор и сам был членом партии «Единая Россия ».

Увидев же еще одну светскую львицу - Ксению Собчак, я вспомнила и поговорку - « яблоко от яблони недалеко падает ». Это также была передача на ЮТЮБе; в тот день Ксения Анатольевна пригласила к себе Настю Рыбку, незадолго до этого вернувшуюся из таиландской тюрьмы в Москву. Мы были свидетелями не только самого интервью, но и его подготовки. Перед началом интервью Ксения Анатольевна решила подобрать для Насти Рыбки подходящий туалет; обратившись к своему костюмеру с абсолютно серьезным видом, она попросила подобрать для Насти «интеллектуальную одежду»; как видно, она хотела сказать, что интеллектуалки одеваются как - то по особому. Я как раз и вспомнила Симону Де Бовуар, которая и вообще не придавала большого значения ни тому как сама была одета, ни тому, как был одет Сартр; в одном из своих интервью она поделилась впечатлением от их первой встречи; она его впервые увидела в коридорах Сорбонны: Сартр был в каком - то не очень чистом костюме, выглядел весьма неряшливо и при этом кокетничал со своей студенткой. Тогда он был уже известен, да и сама Симона де Бовуар ходила в каких - то сарафанах, одетых на простенькие рубашки, а сумка, небрежно брошенная на столик парижского кафе, производила впечатление сделанной из коже-заменителя. Как видно, для неё все - таки было важнее то, что она писала, а не то, как она выглядела. Ни в каком страшном сне не могло бы ей тогда привидеться, что когда - нибудь в стране, мечтавшей о коммунистическом рае и всеобщем равенстве, слово «одежда» будет сопровождаться столь неуместными эпитетами.

Ну, а то, что говорила юная дива из Бобруйска, было вполне органично: она восторгалась тем, что судьба ей подарила встречу с олигархом и что благодаря этой встрече она познала чудесные эмоции и ощущения. Как она призналась все в том же интервью - теперь она влюблена в Президента Российской Федерации. Речь Рыбки меня совсем не удивила, ибо сама знаю вполне приличных русских женщин, которые обожает тусовку, гламур, дорогие рестораны и яхты; без этого они несчастны, ибо в тихих и уютных европейских шале им скучно; никто не оценит ни их дорогую сумку, ни их дорогую машину. Им, как видно, нужно ощущение того, что они находятся на вершине какой - то сказочной башни, куда доступ имеют лишь самые необыкновенные и исключительные; свою исключительность эти дамы видят в дорогих туалетах, машинах и богатых друзьях. Мечтая об олигархах и близости к ним, они часто дружат с их женами, фотографируются в роскошных туалетах на фоне довольно безвкусных олигархических домов. Сама видела эти фотографии.

И вот Ксения Анатольевна, одевая Настю Рыбку в «интеллектуальный» костюм с леопардом, добавила, что именно так одеваются «дорогие женщины». Не обошлась наша журналистка и без совета юному существу; Ксения Анатольевна посоветовала Насте Рыбке прочитать хоть одну книгу, добавив, что больше и не надо - главное, чтобы смогла сказать пару умных слов. Тут же она порекомендовала своей новой подопечной вскользь упомянуть о выставке Ильи Кабакова в Третьяковке, а еще лучше было бы - по словам журналистки - посмотреть загадочно куда - то и значительно произнести: «Надо бы доехать до Дау», и больше ни слова.

И как мне было не вспомнить знаменитую новеллу французского писателя Андре Моруа «Рождение знаменитости»; это история художника, художника хорошего, но не способного на компромиссы; картины его плохо продаются и любовница недовольна. Его друг и писатель решает ему помочь: он советует придумать какое - нибудь умное название для якобы нового течения в живописи. Он сам ему и подсказывает - «идео - аналитическая» школа живописи. Будучи хорошим писателем и разбираясь в человеческих слабостях, он объяснил другу художнику, что изобретя новое течение, да нарисовав несколько картин в замысловатой форме, художник сможет добиться успеха. При этом сам писатель обещает ему написать пару статей об этом, придуманным им самим новом направлении в живописи. Все это было воспринято как шутка, и они договорились, что потом сами все расскажут и посмеются. Однако художник не знает, что ему говорить, если кто - то его спросит об «идео - аналитической» школе живописи.

Совет писателя был простым: он посоветовал, сохраняя полное молчание, зажечь свою трубку и, выпустив облако дыма в лицо любопытному, произнести простые слова: «А видели вы когда-нибудь, как течет река?». А что это должно означать,-спросил его художник. Ответ был кратким: «Ровным счетом ничего». Писатель пояснил лишь то, что такой ответ многим покажется значительным и загадочным; а дальше сами любопытные и превознесут художника. Художник согласился. Конец новеллы однако неожиданный - получив признание, художник сам бросил эту же фразу своему другу писателю: «А видели вы когда-нибудь, как течет река?». Он сам неожиданно поверил и в новое течение, и в свой талант. Кто знает, что будет позже и с самой Настей Рыбкой, и с ее наставницей…

Ну а буквально через пару дней я увидела и другую молодую даму; эта дама даже и не претендовала на какую - либо интеллектуальность; она совершенно непосредственно рассказывала кому - то о том, сколько стоит все то, что на ней было надето в тот самый день. Все происходило перед каким - то торговым центром, а, возможно, и перед гостиницей. Судя по тем миллионам, которыми она оценила свои туалеты, и у неё был свой дерипаска. Сама же незнакомка была в красном платье новой коллекции от Аззедина Алайя за 200 000 руб, а поверх относительно недорогого для неё платьица была накинута шубка из соболя за 4 млн рублей; она размахивала руками и своим айфоном, который стоил по её словам 1,5 млн рублей - он с платиной и бриллиантами, да и часы с бриллиантами тоже стоили 1, 5 млн рублей. Что касается украшений - кулон сережки и кольцо, то они стоили 3 млн; получилось так, что в её туалете самыми дешевыми были сапожки и сумка - всего по 200 000 рублей. При этом она была весела, улыбчива и, как видно, гордилась собой. Что можно сказать по этому поводу? Ничего, кроме того, что этим может гордиться лишь современная русская женщина. Безусловно, есть знаменитости и в Америке, и в Европе, но мало кому придет в голову гордиться потраченными деньгами на собственную одежду, даже и своими.

К сожалению, очень многие после падения советского режима бросились подражать тому, о чем и представления не имели. В итоге, смогли воссоздать лишь фасад, да и то уродливый. Безусловно, авантюристы существуют повсюду, не только в нашей стране; однако невозможно деньги из ничего делать; махинации уголовно наказуемы, а если заработал честно, то налоги плати; европеец знает, что налоги идут на улучшение его собственной жизни, а не в карманы чиновников. Налоги в Европе высокие - почти 30 %, а для богатых и того больше. Работать у себя дома частным образом - преподавать, шить, собачек стричь, ремонтировать или убираться, не платя налоги, ты не имеешь права. Можно, конечно, но это большой риск. Однако никому не запрещено открыть врачебный кабинет, свое кафе или мастерскую пошива одежды. Но ведь конкуренция большая, таких, как ты много, поэтому надо быть хорошим специалистом, чтобы пришли именно к тебе. Очень хорошо помню, что в те же девяностые годы одна дама - врач, прекрасный специалист и умная женщина, мне сказала, что если бы она жила в Европе или США, то была бы миллионером; это правда, что она была прекраснымврачом, однако миллиона она никогда не заработала бы, ибо половину этого миллиона ей пришлось бы отдать государству в качестве налога на прибыль. То же самое относится и к психологам; они имеют право практиковать - главное иметь диплом о психологическом образовании, да и зарегестрироваться в Центре для тех, кто работает самостоятельно. Ну, а после этого занимайся чем хочешь, главное, чтобы от твоей деятельности вреда не было; иначе потеряешь разрешение на практику. Психологических кабинетов на Западе очень много, однако как и повсюду предпочитают известных и эффективных. Если ты психолог по образованию, то в свою психотерапию ты можешь включить любой метод: гештальт терапию, расстановки по Берту Хеллингеру, гипноз по Эриксону, можешь и арт - терапию практиковать - ничто не запрещено.

Так как все эти методы уже давно известны, да и специалистов очень много, то они объединяются и создают свои Лиги: есть Лига гомеопатов, Лига специалистов по гипнозу, по гештальт терапии, по расстановкам. И вот когда кому - то нужно найти специалиста, то в этих списках люди и ищут. Однако не существует никакой организации типа Высшего учебного заведения, которое выдавала бы дипломы на ту или иную разновидность психотерапии. Люди свободны в своем выборе - у кого хочешь, у того и учись. Монополии ни на практику, ни на обучение не существует - лишь свободная конкуренция.

А вот в России все устроено по - особому. В Москве имеется Институт, который занимается системными расстановками по методике Берта Хеллингера. Как известно, метод системных семейных расстановок - метод феноменологический; его основал Берт Хеллингер, который в прошлом был священником. Само собой разумеется, что сам метод не имеет никакой научной базы. До тех пор, пока метод работает и пациенты довольны, никаких проблем не возникает. И уж, тем более сам Берт Хеллингер не занимается обучением своему методу по всей Германии, да и не выдает дипломы, при этом заявляя, что именно у него приоритет на их выдачу. Мало ли кто у кого учился; в этом вопросе важны твои собственные компетенции. Кстати и у самого Берта Хеллингера в Германии были проблемы - школа расстановок раскололась, и никто не признал именно за ним приоритетного права на данный метод; метод же не научный, а феноменологический.

В РФ все обстоит совсем иначе - лишь только несколько Институтов (два в Москве и два в Петербурге) имеют официальное право обучать психологов системным расстановкам; они не только обучают, но и выдают сертификаты - дипломы. Получается, что эти Институты имеют монополию на обучение методу семейных расстановок по всей стране с 140 миллионным населением. Получить в такой большой стране рынок собственных услуг - дело прибыльное. В связи с этим между специалистами по расстановкам возникают судебные процессы; выигрывают эти процессы те, кто обладает «законным» дипломом. И вот теперь при развитии социальных сетей можно увидеть этих когда - то скромных психологов на фоне яхт, ресторанов; они превратились в людей вполне состоятельных. Более того, их учителя - немцы выглядят и живут намного скромнее. Кто курирует психологический бизнес не знаю, но догадываюсь.

В 2007 году я сама возила в Москву специалиста из Бельгии. Не успели мы появиться на Международном Конгрессе по семейным расстановкам, как нас тотчас же начал «курировать» человек, выучивший французский язык не в Институте иностранных языков, и не в Университете, а в КМО; он нам рассказал, что по образованию он инженер, а, работая в молодости в КМО, он и выучил французский язык. Я же сама в молодости много работала в этой организации и знаю, что в Комитете Молодежных организаций каждая делегация имела своего сопровождающего; вот эти сопровождающие и приглядывали не только за туристами, но и за переводчиками. Вот такого сорта «переводчик» и был к нам приставлен. При этом он делал все, чтобы убедить бельгийского специалиста работать в будущем именно с ним, а не со мной, в качестве переводчика. Специалист отказался, ибо страны он не знал, да и языка тоже; кроме того я его предупредила о возможных последствиях. Тот самый «переводчик» был не очень молод, но импозантен, даже какую - то работу о французском социологе написал - одну единственную. Так что и у психологов, как видно, есть своя «крыша» - это ведь в России большой бизнес.

А ведь подобное искажение сути любого демократического общества с либеральной экономикой произошло не сегодня; все закладывалось еще в эпоху Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Я далека от того, чтобы критиковать их, ибо и сама голосовала за Бориса Ельцина дважды; я также не склонна им приписывать какие - то тайные намерения развалить страну. Как видно, ни сам Михаил Горбачев, ни Борис Ельцин не понимали сути самого устройства демократического общество; они лишь копировали то, что для них было видимо. В итоге получилось, что внешне все было, как в Европе, а по сути ничего общего. В своих воспоминаниях Борис Николаевич сам подробно пишет о том, как проходила его избирательная компания 1996 года. В какой - то момент ему понадобился внутри собственной команды человек, на которого он мог бы положиться; ибо внутри этой избирательной команды сложились группы разных интересов, которые между собой не ладили. Именно тогда он и решил взять к себе в команду собственную дочь - Татьяну Дьяченко. А так как подобная история была у Жака Ширака - Президента Франции, то он и решил с ним посоветоваться.

Дело в том, что в 1995 году во время своей избирательной компании, Жак Ширак взял к себе в избирательный штаб собственную дочь - Клод Ширак. Именно Клод стала его советником - она давала отцу дельные советы, нашла хороших имиджмейкеров и кроме того была человеком уже другого поколения избирателей - более молодого. Жак Ширак именно в 1995 году и стал президентом Франции. Вот Борис Николаевич и решил посоветоваться с ним по поводу своей дочери - Татьяны Дьяченко. Татьяна отправилась во Францию, и молодые женщины, встретившись, смогли обо все поговорить. После разговора они обе отправились к президенту Французской республики. Как пишет Борис Николаевич в своих воспоминаниях, Жака Ширака удивили некоторые вещи; речь шла о социологических опросах, которые проводились во время предвыборной кампании Бориса Николаевича. Дело в том, что Борис Николаевич Ельцин со своими помощниками постоянно проводил опросы: как он писал - «наши социологи проводили опрос и до моей предвыборной поездки в регион, и после. Они замеряли реакцию слушателей после радио обращений президента и так далее.».

И вот на базе этих выводов Борис Николаевич и строил свою избирательную стратегию. Получается, что пользуясь государственным ресурсом, действующий президент Российской Федерации постоянно проводил опросы в собственных интересах. Так что и «танцы» входили все в ту же стратегию президентской компании. И вот, когда дочь Ельцина поделилась с французским президентов этим российским «новшеством», то Жак Ширак - по словам самого Бориса Николаевича - ответил, что французы пока еще до этого «не доросли»; в устах российского президента эти слова звучали как комплимент. Во всяком случае Борис Николаевич понял этот ответ дословно, как говорится «au premier degr;»; как видно, он тогда не понимал, что во Франции опросом общественного мнения занимаются частные независимые структуры, никак не связанные ни с президентом, ни с кем бы то ни было. Эти частные структуры не финансируются налогоплательщиками; вот в этом и была разница. Ведь российский президент использовал государственный ресурс для тестирования настроений собственных избирателей. Во Франции такое недопустимо. Зная манеру Жака Ширака, нетрудно догадаться, что вот эти слова о том, что русские «более продвинуты», были произнесены с некоторым юмором; можно даже услышать его голос, его интонацию, когда он произносил: «мы до вас пока не доросли». Русские не поняли иронической шутки Жака Ширака; вот эту иронию Борис Николаевич принял за чистую монету.

Дело в том, что в Париж к Шираку летала дочь российского президента, а не он сам; как правило глав государств сопровождают переводчики высшего пилотажа; а здесь была дочь. Однако проблема перевода весьма актуальна и в сегодняшней России. Ведь для качественного перевода необходимо знать реалии той страны, речь представителя которой ты переводишь. Иначе ты переводишь просто слова, но не смыслы…
Сама недавно наткнулась на статью одного литературного критика; он писал, что не сам роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» полюбился когда - то советскому читателю, а его русский перевод. Этот перевод был сделан прекрасным переводчиком - Райт-Ковалевой; он подчеркивает, что когда он сам прочитал роман по - английски, то понял, что русский вариант и английский - это два совершенно разных романа; он объяснил это тем, что так как Райт - Ковалева не была выездной, то и многое не понимала. Аргументируя свою позицию, он говорит, что роман Сэлинджера это не только рассказ о юноше, но и о Нью Йорке тех самых лет. Именно по этой причине возникла необходимость вновь сделать перевод этого произведения Сэлинджера. Да уже кто - то и сделал.

Мне это понятно, ибо и сама я не люблю читать произведения в русском переводе; предпочитаю оригинал или хотя бы французский вариант перевода. Вот и сама недавно столкнулась со странным переводом названия одной интересной московской выставки; так как выставка рекламировалась и за рубежом, то название этой выставки было и на английском, и на французском; однако русский перевод никак не соответствовал иностранному названию. При этом не перевод на иностранный был неправильным, а совсем все наоборот; я даже подумала, что изначально название выставки было предложено иностранцами; всем известно, что многие культурные программы в России частично финансируются культурными зарубежными центрами. Русское название было нелепым; однако на это никто не обратил внимания, даже те, кто эту выставку организовывал с российской стороны. В общем, профессионализм потихоньку уходит из нашей страны.

Возвращаясь к самому началу постсоветской эпохи и в частности к избирательной компании Бориса Николаевича, становится совершенно очевидным, что желая сделать из своей дочери Татьяны Дьяченко помощника по образцу дочери Жака Ширака, Борис Николаевич, как видно, и не предполагал, каковы будут последствия этого его поступка. Намерения его были, вероятнее всего, невинными, однако все сложилось так, как это определил бы Виктор Черномырдин своей знаменитой фразой - « хотели, как лучше, а получилось как всегда »; лучше и не скажешь. Привлекая в свою избирательную команду дочь, он хотел, чтобы был свой человек, который беспристрастно и честно мог бы рассказать ему о том, на что стоило обращать внимание. Однако в ту пору Борис Николаевич был уже в плохом физическом состоянии; именно этот факт очень волновал тогдашних олигархов. Они и начали искать человека влияния внутри самой семьи; им повезло, они смогли договориться с Татьяной Дьяченко; позже и она сама постепенно пристрастилась к политике.

Вот тогда, благодаря олигархам все средства массовой информации были брошены на то, чтобы поддержать действующего президента; дискурс был прост - если не поддержать Бориса Николаевича, то снова придут коммунисты, и все пойдет вспять. Этого никто не хотел, поэтому хотя всем кандидатам в президенты и было предоставлено определенное время эфира, однако, судя по подсчетам Европейский институт средств массовой информации, уже в первом туре основные каналы посвящали 53% эфирного времени именно Ельцину. Кроме того так как он уже был болен, то все за него решалось небольшой кучкой людей; он лишь подписывал документы; среди них были и те, которые касались гигантских денежных сумм. Вот именно тогда - тот, кто был порасторопнее в одночасье становился миллиардером. Именно поэтому позже приватизацию и назовут «прихватизацией»; государственная собственность была приобретена по умышленно заниженным ценам.

Именно тогда было решено ничего не продавать «чужим», имея в виду иностранцев; причем даже тем, кто готов был заплатить дорого за то или иное предприятие; вместо этого предпочли продавать своим за копейки. Вот тогда и произошла та самая знаменитая приватизация по - русски.. Вот тогда страна и начала потихоньку отклоняться от тех правил, к которым она сначала стремилась. Возможно, что противостояние внутри политических сил страны было таковым, что иначе ничего нельзя было сделать.Я не политолог, поэтому судить не берусь. Однако получилось так, что вот такая форма передачи предприятий в частные руки ни к демократии, ни к настоящей приватизации на базе конкурентной борьбы не имела никакого отношения. Полагаю, что «особый путь» именно тогда и начал вырисовываться; он еще не был озвучен с высокой политической трибуны; однако он уже был там - то самое прошлое и породило настоящее, в котором мы сейчас и живем.

Именно поэтому, когда в 2005 году был озвучен термин «суверенная демократия», то никто и не удивился. А ведь само слово «демократия» - это уже народовластие, в основе которого лежит коллективное принятие решений. Власть - будь то народная или монархическая - она всегда суверенна. Недаром королей называли суверенами. Поэтому добавление эпитета было не только ничем не оправдано, но и вносило некоторый когнитивный диссонанс - возможно, это и было целью наших идеологов. Короче говоря, «суверенная демократия» - это тавтология, ибо само слово «демократия» не нуждается ни к каких лингвистических изысках. Целью введения данного термина, как видно, было продемонстрировать, что существуют разные демократии. Неспроста в 2006 году экс-президент СССР М. С. Горбачев заявил, что подобные определения искажают суть демократии, точно также, как искажали её концепции социалистической или народной «демократии». Да и сам Дмитрий Медведев тогда высказал мнение, что если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, то создается странное впечатление. Их замечания были логичны.

В общем, для многих стало очевидным, что целью новоиспеченной доктрины является не что иное как желание удержать политическую власть и собственность. Даже в газете «Вашингтон пост» появилась статья под заголовком - «Суверенная демократия»; в ней говорилось о том, что этот термин был придуман Кремлем для того, чтобы дать понять, что режим в России - демократический; однако с момента провозглашения этой особой демократии было запрещено её критиковать; отныне любая критика этой «особой» демократии рассматривалась как недружелюбное вмешательство во внутренние дела России. Вполне закономерно, что все эти лингвистические выдумки российских политологов и законодателей произвели негативное впечатление на Западе; всем было понятно, что сам по себе термин вообще бессмысленный; доктор исторических наук и почётный профессор Гарвардского университета Ричард Пайпс высказался, что ему совершенно непонятен этот термин: «Демократия или есть, или её нет. Как мы знаем демократия означает по-гречески «власть народа» - то есть власть народа существует или не существует» Это его слова.
И вот, идя своим «особым» путем, наши политики начали с особым энтузиазмом гордиться не только великим культурным наследием своей страны, но и собственными неслыханными богатствами; жаль однако, что вот эта великая русская культура не оказала на них никакого культурного влияния. В результате наши правители смогли создать лишь видимость - картонный фасад, за которым пустота. Отныне наши сенаторы, депутаты, телевизионные журналисты превратились в статистов огромного шоу без лиц и слов. Даже ракеты стали восприниматься как игрушечные. Реальность опередила фантазию.

Когда - то датский богослов Киркергард говорил: «Коммунизм будет выдавать себя за движение политическое, но окажется, в конце концов, движением религиозным»; он имел в виду не содержание, а форму - ту страсть, которая скорее присуща религии, чем идеологии. Ведь именно тогда большевики, провозгласив полную свободу, пришли к безграничному деспотизму; начав борьбу против смертной казни, уничтожили целый класс буржуазии, а затеяв уравниловку во имя народного счастья, превратили её в народное несчастье. И вот, спустя 13 лет все тот же идеолог теории «суверенной демократии», Владислав Сурков изобретает для нас старо - новое блюдо под названием «вечное царство путинизма»; а ведь если говорить серьезно, то ничего нового в самой эпохе путинской системы нет, она лишь продолжает то, что уже было создано до неё.

Все это ни что иное как вечный возврат « назад в архаику», по словам Виктора Ерофеева или, по выражению уже другого журналиста - «в туземное прошлое». Не обошел своим вниманием на этот раз господин Сурков и «загнивающий запад»; ведь этот коллективный запад, по мнению нашего идеолога, завидует России. Провозгласив эпоху Путина на века, Владислав Сурков возрождает все ту же метафору мчащейся в светлое будущее тройки. Как для Гоголя, так и для Суркова Россия и тройка - едины; эта русская тройка символизирует вечное стремление к утопическим идеалам и вера в то, что именно Россию ждет великое будущее. Совсем иного мнения был  Федор Михайлович Достоевский; ему как раз не понравился образ тройки, ибо он сомневался в столь утопическом видении своей страны. Да и мы - современники задаем себе все тот же вопрос, куда несется эта тройка под звонкий перелив колокольчиков; ведь с момента рождения этого образа прошло почти два столетия, а мы все так никуда и не приехали. Да что нам века - мы живем в вечности...

Вот и мчится эта воображаемая нашими идеологами тройка, вторя той самой песне, которую пели в частном самолете наши государственные мужи, чокаясь бокалами с красным вином «за аграрное лобби». Пели они плохо, переходя порой на крик, напоминая своим пением напившегося простака. Когда - то, когда на домах в честь революционных праздников появлялись красные флаги, моя мама говорила, что вот опять под окнами будут петь частушки, да песни народные. Слушать это она устала с самой революции; да будь то песни задушевные и в хорошем исполнении - дело другое. Вот и наши народные избранники на борту белого лайнера, парящего в облаках, напомнили мне все тех же поющих под окнами пролетариев. О чем поют они, чокаясь друг с другом? О любви, конечно.
И вот они эти слова:

Как у мечты своей спросить
Бедой разлукой не грозя
Ни в чем винить, не позабыть
Не разлюбить тебя нельзя
Зачем взлетел ты на коня
Умчал в лазоревый рассвет
Ни у тебя ни у меня
Ни у судьбы ответа нет

Ах судьба моя судьба
Ах судьба
Ах судьба моя скажи почему
Ах судьба моя разлука судьба
Я ответ найти никак не могу

Однако о любви к кому поют наши слуги народа? Наверняка, о любви к президенту, с которым их навеки связала общая судьба. Они ведь представители власти, среди которых бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачев, бывший пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова и такая же бывшая - руководитель протокола все того же Премьер - министра Марина Ентальцева. Не спустились ли эти «артисты» со страниц какого - нибудь плутовского романа? Когда - то подобных им называли « пикаро »; это были авантюристы и жулики, вышедшие из низов, не обладающие ни моралью, ни совестью. Да как не вспомнить столь яркий персонаж у того же Ильфа и Петрова - Остапа Бендера! Наши же современные « пикаро » своего положения достигли не в конкурентной борьбе компетенций, а благодаря протекции и связям; в нашей стране никогда не любили ни умных, ни порядочных. И ведь началось это не сегодня, а очень давно - во времена революционных песен и красных флагов.

И мчится эта праздничная тройка под звон колокольчиков, мчится она с пассажирами в соболях и бриллиантах, с платиновыми айфонами и жемчугами в обещанное им всем великое будущее. Выдержит ли упряжка этот красно - малиновый груз, не ринется ли стремительно к обрыву, дабы сбросить в пучину вод всю эту нечисть, подобно евангельской притче о бесах. Спасет ли их вера? Навряд ли, ведь уверовали они в живого человека - своего президента, а не в Бога. Не святотатство ли это…

А вдоль дороги, с гуслями и балалайками, в кумачовых сарафанах и красных накидках смотрит на эту лихо несущуюся в бездну тройку тот самый «глубинный народ». Понимает ли он, этот народ, что отныне ему самому придется решать, какой жизнью ему дальше жить - выберет ли он снова иллюзорность обещаний или чувство собственного достоинства…