Памяти поэта- фронтовика

Эдуард Кукуй
 Семен Гудзенко
 5.3.1922- 12.2.1953

***
Перед атакой (1942)

     Когда на смерть идут,- поют,
     а перед этим можно плакать.
     Ведь самый страшный час в бою -
     час ожидания атаки.
     Снег минами изрыт вокруг
     и почернел от пыли минной.
     Разрыв - и умирает друг.
     И, значит, смерть проходит мимо.
     Сейчас настанет мой черед,
     За мной одним идет охота.
     Ракеты просит небосвод
     и вмерзшая в снега пехота.
     Мне кажется, что я магнит,
     что я притягиваю мины.
     Разрыв - и лейтенант хрипит.
     И смерть опять проходит мимо.
     Но мы уже не в силах ждать.
     И нас ведет через траншеи
     окоченевшая вражда,
     штыком дырявящая шеи.
     Бой был коротким.
                А потом
     глушили водку ледяную,
     и выковыривал ножом
     из-под ногтей я кровь
                чужую.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
.....................
Биография
В 1939 г. поступил в МИФЛИ и переехал в Москву. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. После окончания Великой Отечественной войны работал корреспондентом в военной газете.

Настоящее имя Гудзенко — Сарио, итальянское имя ему дала мать. Когда его в 43-м дружно опубликовали «Знамя» и «Смена», поэт писал матери: «…не пугайся, если встретишь стихи за подписью „Семён Гудзенко“, — это я, так как Сарио не очень звучит в связи с Гудзенко. Надеюсь, ты не очень обидишься…»[1]

 …Гудзенко умер от старых ран. Последствия контузии, полученной на фронте, медленно убивали его. По воспоминаниям Евгения Долматовского, последние месяцы жизни поэта — это «новый подвиг, который по праву можно поставить рядом с подвигом Николая Островского, Александра Бойченко, Алексея Маресьева: прикованный к постели поэт, точно знающий о том, что его недуг смертелен, продолжал оставаться романтиком, солдатом и строителем. У его постели собирались друзья, чтобы говорить с ним не о недугах и лекарствах, а о борьбе вьетнамского народа за свою независимость, о строительстве на Волге и Днепре, о новых изобретениях и открытиях, и конечно, о стихах. В последние месяцы своей жизни Семен Гудзенко, уже не могший писать сам, продиктовал три стихотворения, которые, несомненно войдут в золотой фонд советской поэзии[2]. 

Евгений Евтушенко писал в антологии «В начале было Слово»: «…был киевлянин, украинский еврей, русский поэт Семён Гудзенко».

Вдова поэта впоследствии стала женой Константина Симонова.
СТИХИ ПОЭТА
..............

» Баллада о верности
» Баллада о дружбе
» Все в Карпатах меняется к лучшему
» Дорога в Карпатах
» Каждый танец на 'бис' раза по три...
» Как без вести пропавших ждут...
» Корчевка
» Лес
» Могила пилота
» Мое поколение
» Мы не от старости умрем...
» На снегу белизны госпитальной...
» На старой границе
» Надпись на камне
» Небеса
» Новоселье
» Осень
» Отдых
» Память
» Первая смерть
» Перед атакой
» Победитель
» Подрывник
» Прожили двадцать лет...
» Рассвет
» Сапер
» Смерть бойца
» Товарищи
» Урожай
» Эпилог (Я прошел не очень много...)
» Я был пехотой в поле чистом...
» Я в гарнизонном клубе за Карпатами...