Награда

Валентина Телухова
Говорят, что по утрам женщина работает с таким же напряжением, с каким трудится диспетчер аэропорта. Изо всех сил. Детей в садик собрать и помочь им одеться. Покормить завтраком. Пока топится печка - поставить варить обед. Сам сварится, печка сама "отключится", когда огонь прогорит. Нужно только забросить в кастрюлю мясо и картошку, и приправу, и чуточку крупы. Различные приправы для супов и борща я готовила заранее. В воскресное утро на большой сковородке тушила лук, добавляла чуточку муки и все до золотистого цвета. Потом складывала в банку. На другой сковороде - лук и свекла, морковка, томат и крошечная порция лимонной кислоты. Щепотка. Это был мой кулинарный секрет. Это добавка сохраняла свекольный цвет. Борщевая заправка. Борщ получался красным.

А летом я солила петрушку и укроп. И тоже в банках хранила. И добавляла в еду. Быстро и вкусно. Семья мою стряпню любила.

Нужно было схватить подойник и примчаться в коровий загон. Моя красавица рогатая сочувственно вздыхала и отпускала молоко щедро. И вот уже пенится шапкой парное молоко. Обязательно по стакану сынишке и дочурке. На завтрак - вареники, которые тоже заранее налеплены и замороженные хранятся в холодильнике.

Нужно было и самой привести себя в порядок, чтобы интеллигентно выглядеть. Благо для этого нужно было только умыться, причесаться. На косметику у меня была аллергия. Спасибо природе за то, что я в ней не нуждалась.

В то утро все было, как обычно. Собрала детей и накормила, и обед наладила, и корову подоила, и молоко процедила. Вот бы и самой перекусить на ходу. Так нет, не успела. Пятилетняя дочь вдруг уселась на горшок. На мои просьбы поторопиться, только смотрела на меня своими голубыми глазами в пушистых ресницах и улыбалась. Ну, как тут ругаться? До школы и садика двадцать минут быстрой ходьбы. Спринтерская дистанция. Хорошо, что с бугра. Идешь, а тебя как будто кто-то в спину подталкивает. Замечательно. Стояла зима. Машеньку старший брат вез на саночках.

- Поторопимся, сынок, поторопимся!

Почти бегом примчались в школу. Садик был рядом. Сын сам повез сестренку. А я вот уже в класс иду. За окном темно. Свет горит как-то тускло. Сонные ребятишки рассаживаются в классе по своим местам. Раскладываю на рабочем столе планы, пособия. Потом поворачиваюсь к доске, чтобы заранее написать тему урока. И тут у меня вдруг начинает кружиться голова. Я пошатнулась даже и тихонечко пробормотала, что зря не позавтракала, голова то кружится. И вдруг слышу детский мальчишеский голосок.

- Нате, возьмите.

Урок предстояло дать для четвероклассников. Десятилетние ребятишки окружают меня. И мне Ванечка на открытой детской ручонке протягивает истаявшую от тепла ладони шоколадную конфету.

Видно нес в рукавичке, вот она и растаяла.

На меня смотрят детские глаза с таким состраданием и любовью, жест - выражение такой детской добросердечности, что я взяла конфету, поблагодарила и проглотила целиком. Весь урок её чувствовала. Она просто встала внутри и не хотела проглатываться дальше. А мальчик весь сиял и смотрел на меня с видом триумфатора.

Как же! Он подвиг совершил! Можно сказать, учительницу от голодного обморока спас.

Меня в школе не жаловали. Характер непростой. Дети любили, но последнюю аттестацию я прошла скверно. Дали самую низкую категорию, а ниже дать уже не могли. Стаж был большой. И в характеристике написали, что натура нетворческая. А уж звания и наград нет у меня и в помине. Даже "Ветерана труда" звание я не получила. Хотя проработала в школе двадцать пять лет. Когда на педсовете зачитали мою производственную характеристику, а потом её утвердили голосованием, я почти застыла. "Не заслуживает поощрения за свой труд". Председатель комиссии читала бесстрастно.

До сих пор сердечко мое стонет от несправедливости по отношению ко мне. Почему они со мной так поступили?

Но одна награда у меня все-таки есть. Детская. Вот именно эта растаявшая конфета на открытой мальчишеской ладони. И никто больше такой удивительной наградой похвастаться не может.

И отдаленным светом идет ко мне еще одна удивительная награда. Один из моих учеников уже седой и сам отец семейства навещает меня перед Новым годом и перед Пасхой с подарками. Привозит мне мясо, а весной - гуся.

Обнимает меня.

- Это, чтоб ты не голодала, старая, - говорит он мне, - мамки моей уже нет на свете, а ты у меня за неё осталась.

А я ему тройки ставила. Учился слабовато.