Даня

Игорь Степной
         Говорят - первое впечатление обманчиво. Это изречение стало для меня правилом. С годами я стал очень настороженно относиться к людям, которые мне понравились с первого взгляда.
      
      Даниил - мой новый ученик в классе гитары - сразу располагал к себе. Он был раскрепощён, общителен и, что немаловажно, соответствовал (12 лет) инструменту по возрасту. Да, это моё мнение: "До десяти лет ребёнку гитарой заниматься нет смысла." Не буду развивать эту мысль - это тема отдельного разговора.
      
      Записал в дневнике первоначальное расписание по всем предметам, выдал пару листов с необходимой музыкальнотеоретической информацией и учёба началась. Надо заметить, что практические занятия на инструменте и изучение теоретических основ на первых парах совместны, но случаи, когда ученик  пытается проскочить последнее, не вникая, довольно многочисленны. Прав я, или нет, но в данных ситуациях я предпочитаю налегать на теорию.
      
      Не стал исключением и Даниил. Азы музыкальной грамоты давались ему с трудом. Он постоянно что-то путал и, видимо, надеялся, что этот материал ему в дальнейшем не понадобится. Я догадывался о подобном отношении и после многочисленных убеждений стал "закручивать гайки." Подобные методы мальчишка воспринял в штыки. Он оказался очень продвинут в отношении своих прав. В процессе, становящихся обыденностью возмущений с его стороны, выяснились некоторые причины подобного поведения: во-первых у Даниила были определённые проблемы со здоровьем; а во-вторых его мать по образованию была психологом. Дважды она звонила мне и дважды я обещал быть более лояльным к мальчишке. Но надолго меня не хватало. Информацию, которую сильный ребёнок выучивал за неделю, Даниил не смог повторить и через три месяца. Целыми уроками он заглядывал в листочки, продолжая путаться на каждом шагу. Эту информацию в формате видео я начитал ему на смартфон за две минуты и попросил показать родителям, как образец ответа. Прогресс был очень незначительным.
      
      Прошло полгода, мы с грехом пополам начали работать с нотами. Почему с грехом пополам?  Да по причине всё той же теории. Непреодолимым камнем преткновения всё ещё оставались длительности нот (музыканты меня поймут). Я попытался связать эту тему со временем, применяя циферблат часов, но тщетно. Даниил, конечно, вызубрил, какая нота длиннее в два раза, а какая короче, но разделить 60 секунд надвое правильно так ни разу и не смог. Я ничуть не расстроился и перевёл тему на деньги. Это срабатывало всегда. Считать деньги все горазды с самого детства. "Четверть стоит 100 рублей, восьмая в два раза меньше.Сколько стоит восьмая?"- вопрошал я. "Двадцать."- ответил мальчишка, и, сколько я не бился, правильного ответа так и не услышал. Как он отоваривается в магазинах, осталось для меня загадкой.
      
      Надо сказать, что занятия в музыкальных школах индивидуальны и, поэтому, расписание часто поддаётся корректировке. У ребят появляются спортивные секции, репетиторы, факультативы и пр., и преподаватель вынужден менять расписание почти как в игре "пятнашки". Эти изменения коснулись и Даниила.
      
      Обговорив с ним возможность подобного изменения, я сделал ежеурочную запись в дневнике с новым временем на следующий урок (15-30 вместо бывших 17-20). Зная по опыту о задёрганности детей, за час до срока отослал СМС-ку: "15-30". Парень пришёл в 17-20 и, в ответ на мой вопрос, заявил: "А я вообще СМС-ки не читаю." Урока не получилось, так как у меня был уже другой ученик. Через неделю, при наличии в дневнике обновлённой записи: "Среда 15-30" шлю ещё СМС-ку со временем, а, чтобы Даня её прочёл, делаю дозвон. Ожидаю с чувством выполненного долга. Парня нет. Спустя три часа, в 17-10, звонок: "А вы на листочке написали 17-20." Я человек пожилой, бывает что-то путаю. Спрашивает: "Так мне приходить или нет?" Что написано пером - не вырубишь топором - приходи. Мой косяк - буду как-то выкручиваться. Единственное, задаю вопрос: "Если урок в 17-20, почему ты ещё дома?" - парень живёт далеко. Появляется запыхавшись в 17-40. Открываю дневник: "Среда 15-30. На прошлой неделе - среда 15-30. Где 17-20?" Не нашли. Хотел отработать урок - время позволяло, да и мальчишку жалко - но парню не понравилось, что его ругают. Он начал объяснять мне мои обязанности, не вспоминая о том, что не мешало бы извиниться за свою невнимательность. Я тут же завернул его домой.
    
          - Зачем же вы меня вызвали, вы же знали, что урока не будет?
          - Но ты же сказал, что написано в 17-20. Я же не вижу через километр, что ты меня обманываешь.
          Парень ушёл обиженным, и как оказалось надолго.
          
       В субботу (параллельный урок)  я позвонил Даниилу и, поздоровавшись, спросил: " Ты можешь прийти на час позже? Заболел следующий после тебя мальчик." Даня сразу же начал высказывать возмущение по поводу прошлой ситуации: "Зачем вы меня вызвали, если урока не провели? Мама слышала весь наш разговор." Его несло.
      "Всё. Придёшь по расписанию с отцом - будем разбираться." - я бросил трубку.
      
      Пришли, немного опоздав. Я описывал ситуацию. Мальчик попытался меня перебить, но я жестко его осёк. Спросил отца: "Этих записей в дневнике достаточно, чтобы ученик приходил вовремя? Или я требую слишком многого?" Отец ответил, что сын обрисовал всё несколько иначе, но сейчас стало понятно, что он был неправ. Обещал дома поговорить с сыном и спросил: "Даня! Ты сейчас остаёшься учиться, или мы завершаем этот этап?" Парень, несколько колеблясь, остался. Отец предложил ему помощь: "Если ты не можешь контролировать расписание, то давай этим займусь я."
      
      Мы с мальчиком отработали урок и я сделал очередную, как под копирку, запись.
      В среду Даниил на урок не пришёл. "Значит всё-таки бросил."- решил я. Мне нужно было отойти на часок по делам и, отдавая ключ, предупредил вахтёра: "Придёт ученик - пусть ждёт. Я опоздать не должен."Через час вахтёр доложил, что мальчик пришёл, забрал ключ и ждёт меня в кабинете. Я открыл дверь кабинета и вместо ожидаемого ученика увидал - о радость - всё того же Даниила, всё также опоздавшего на два часа. Он опять пришёл в 17-20 и принес листочек А-4, на котором я 1-го сентября записал: "17-20". Я понял, что это непробиваемо, позанимался с ним пять минут (до прихода очередного ученика) и отправил домой.
      
       В день следующего занятия раздался звонок от мамы мальчишки с предупреждением о том, что ребёнок заболел и не придёт. Из разговора с нею я понял, что и для неё расписание их чада - тайна за семью печатями. Я предложил ей вмешаться в процесс контроля посещаемости, так как даже в союзе двое её мужчин с этим не справились. Она пообещала помочь. НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. Мне оставалось только смирится. Тем не менее, через пару уроков Даниил исчез, а ещё через две недели, уже будучи удалённым из моего расписания, прислал СМС-ку о завершении образования.
           Я перекрестился.