Капитан Осип Черепанов

Алифтина Павловна Попова
 

  Астафий  был сыном Дмитрия Черепанова –  родного брата Филиппа. Вся семья Дмитрия  скоропостижно умерла. Сначала  жена – после родов, потом ребёнок – от голода. Жили на заимке, кормящую женщину было не найти. Кормил его отец, чем мог. Ребёнок прожил две недели и умер. Через месяц скончался от горя и от горячки сам Дмитрий Черепанов. Богу было угодно оставить в живых только его сына, Астафия. Крепкий был мальчик. Лет девяти от роду, в летнее время он пешком  дошёл с заимки  до Быстрого Истока, после того как умерли его родители. Дорогу, видно, знал, пришёл жить к дяде Филиппу и находился в его семье до женитьбы. Женился на девушке из семьи кержаков. Была очень верующей, придерживалась благочестивых порядков. Родились у них двое детей: Осип и Маривляна.

   Осип Астафьевич Черепанов родился и вырос в Быстром Истоке, на Алтае. Был очень трудолюбивым, помогал отцу в работах по хозяйству. А потом и сам завёл семью. До 1917 года занимался крестьянским хозяйством. Из переписи жителей Быстрого Истока (1917) написано: Осип Астафьевич  Черепанов – сторожил, 7 членов семьи, имеет 4 лошади, 3 КРС, 12 овец, 3 свиньи. Как видим, у него было крепкое хозяйство. Люди его уважали, был даже мировой судья в селе Быстрый Исток.
 
А потом наступил 1917 год. В революционной деятельности он не участвовал. Война с Германией, Гражданская война, террор то белогвардейцев, то красноармейцев по изъятию продовольствия истощили закрома семьи, уменьшилось количество голов животных. Но осталась тройка лошадей. В его семье родились четверо детей; Ольга, Павлина, Мария, Николай. Ольга вышла замуж, родился ребёнок. Семья не сложилась, ребёнок простыл и умер. Она вновь жила с родителями и была хорошей помощницей матери. Моя мама дружила с Павлиной, часто была у них в доме, видела, как младший брат Коля любил Ольгу больше, чем свою мать. Он всё время был рядом с ней. – Так и ходил за ней «хвостиком», – вспоминала мама.

Написать историю о гибели парохода «БИЙСК» меня побудил вопрос, прочитанный мной в Интернете: «Как погиб буксирный пароход «БИЙСК»? Один из читателей интересовался судьбой этого парохода, и был дан краткий ответ: «Пароход «БИЙСК» затонул где-то в Оби, недалеко от Барнаула».
Нашла в Интернете такую информацию:
 "В 1882 - 83 годах барнаульские пароходчики Функ и Щербаков построили новые пароходы «Барнаул» и «Бийск» специально для вывоза хлеба».
 29 апреля 1935 года газета "Советская Сибирь" сообщала о том, что из Бобровского затона (Барнаул) выходят буксирные пароходы "Чарыш", "БИЙСК", "Мастер Зверев" и «Пионер". По всей вероятности, можно предположить, что «БИЙСК» затонул где-то в сентябре 1935 года.

Интересно то, что это трагическое событие было давнее, однако, я знаю о нём во всех подробностях. Мама Екатерина Михайловна Черепанова рассказывала мне ещё в детстве разные истории из своей жизни и о родственниках. Так вот, её дядя, Черепанов Осип Астафьевич, был капитаном этого буксирного парохода, поэтому информация, которую я попытаюсь донести до читателей, достоверная.

Действие происходило на Алтае. Когда в селе Быстрый Исток начали образовывать коллективное хозяйство, уполномоченные, выполняя установку партии, ходили по дворам, описывали хозяйское имущество, скот, сельхозинвентарь и указывали, что оставить себе, а что передать в создающийся колхоз.

Осип Астафьевич занимался своим крестьянским хозяйством,  вступать в колхоз не хотел, но трёх лошадей ему пришлось отдать в колхоз, чтобы не расстреляли, как  недовольного Советской властью. Себе разрешили ему  оставить одного коня – Серко.

Быстрый Исток расположен на левом берегу Оби. Чтобы прокормить большую семью, Осип устроился на работу в Барнаульский речной порт. Одно лето был матросом на пароходе «ДРОКИН», набрался опыта, а на следующее лето ему доверили буксирный пароход "БИЙСК". Здесь он был уже капитаном.

Вспоминает Екатерина Михайловна Черепанова:
«В августе началась уборка урожая в колхозах Быстрого Истока. После образования колхозов работа на полях шла с утра до позднего вечера. Колхозники возвращались домой затемно. Приходилось ночью работы выполнять на своём  приусадебном участке.

В тот год урожай пшеницы выдался на славу. Зерно колхозники свозили с полей к пристани Быстрого Истока и загружали на баржу. Буксирный пароход «БИЙСК»  тянул её к пристани села Усть-Чарышская Пристань. Здесь находилась Старая мельница, которая славилась с давних времён не только мукой, но и своей постройкой. Это было четырёхэтажное деревянное здание, построенное 250 лет тому назад без единого гвоздя. До революции хлеб отправляли из Усть-чарышской Пристани в города России. Муку и пшеницу закупали зарубежные компании.

Буксирный пароход "БИЙСК"  был старый, так как достался от царского режима, но для плавания был ещё пригоден. Однажды он прибыл  после разгрузки пшеницы в речной порт Барнаула, капитан доложил руководству речного порта о неисправности. Капитан Осип Черепанов обнаружил какие-то неполадки в работе паровой машины. Нужна была новая деталь в машинное отделение для замены изношенной. Иначе буксир не сможет утянуть загруженную баржу. Капитан  доложил руководству о необходимости новой детали, но время шло, а нужную деталь не смогли достать. Сказали, чтобы сами отремонтировали то, что износилось.

Два матроса и капитан пытались устранить неполадку, но утром им сообщили, что колхозники в Быстром Истоке загрузили баржу зерном, и она готова для отправки в Уть-Чарышскую Пристань. Начальник Барнаульского речного порта приказал капитану отправляться за баржей, хотя Осип Астафьевич сказал ему, что буксир не потянет гружёную баржу. Опасались, что зерно намокнет, если пойдёт дождь, поэтому отправили неисправное судно за баржей.
Не смотря на то, что шёл буксир против течения Оби, до Быстрого Истока доплыл нормально. А здесь матросы подцепили к нему трос  от баржи и отчалили от берега. Сначала пыхтел, пыхтел буксир и  тянул её с зерном нового урожая. Он шёл по течению, и это придавало скорость движению. Но через несколько километров паровой двигатель заглох,  буксир слегка покачивался на волнах Оби. А загруженная баржа стремительно приближалась к нему. Её несло  течением вперёд. От удара при столкновении у буксира образовалась пробоина в борту. Баржа с зерном развернулась, прошла мимо, трос натянулся, и она потянула буксир за собой. Он накренился, так как  в пробоину полилась вода.

Теперь нужно было капитану и двум матросам спасать свою жизнь. Но в такой  драматичный момент оказалось, что один из матросов не умел плавать. И что делать? Он решил добраться с буксира до баржи, перехватывая руками трос, потом забраться на неё и, таким образом, спастись.

Второй матрос плавал хорошо, но не бросать же было друга в беде. Он тоже  следом за ним отправился на баржу, перехватывал руками трос с  колючками, там, где проволока порвалась. Исколов все руки, они  с трудом, но добрались до кормы баржи. Матрос, который не умел плавать,  начал карабкаться на баржу первым. А как там на неё вскарабкаешься? Сил-то уже  не хватило,  он сорвался и полетел вниз. Второй следом нырнул за ним в воду, чтобы помочь ему и вытащить друга. Течение Оби сразу же затянуло обоих матросов под баржу.

И всё это видел капитан, который стоял на тонущем буксирном пароходе. Он понимал то, что ничем не смог бы помочь своим ребятам. Осип решил пустить баржу самоходом, надеялся, что её заметят и перехватят где-нибудь ещё перед Усть-Чарышской Пристанью. Он отрубил место крепления троса от буксира. Подумал о том, что, если удастся  самому доплыть до берега, потом сообщит руководству о ситуации, в которой он оказался. Буксирный пароход «БИЙСК» шёл ко дну, капитан оттолкнулся от палубы, нырнул в воду и поплыл по течению в сторону берега, где находился его родной Быстрый Исток.  Дома ждали жена и четверо детей, это видно и придавало ему сил в борьбе за свою жизнь. Осип отмерял  метр за метром, шлёпая руками по воде. На реке Исток же вырос, поэтому плавать умел. Не увидел капитан, как буксир  полностью затонул, скрылся под водой, ушёл на дно.

 Холодная вода в Оби. Две горные реки Алтая, Катунь и Бия, питают её, слияние которых проходит в нескольких километрах от места крушения буксира. Осип добрался до берега, хоть река Обь и серьёзная река, но к осени она сужается, становится не такой глубокой, как весной. Однако до Быстрого Истока ему нужно было ещё идти не один километр. По берегу, в мокрой одежде, голодный, он долго пробирался  через кусты и дошёл.

Баржа с зерном,  дошла своим ходом до Усть-Чарышской Пристани. Уже издалека её заметили, удивились тому, что шла баржа самостоятельно, без буксирного парохода, который должен был её тянуть. Работники пристани  благополучно причалили баржу к берегу. Зерно нового урожая было спасено. Но тела утонувших двух ребят, сколько их не искали, так и не нашли. Матросы были жителями Барнаула.

 После того как капитан доложил о затонувшем пароходе, следователь - милиционер в Быстром  Истоке -  допросил Черепанова Осипа Астафьевича и завёл на него «Дело», как на «врага народа». Обвинил в предумышленном уничтожении буксирного парохода.  Серьёзность положения придавало ещё и новое название этого буксира. Пароход «БИЙСК» переименовали при Советской власти на «КОММУНИСТ». Я в детстве с братьями ходили на пристань  в Быстром Истоке, видели на пароходе два названия. На левой стороне было написано «КОММУНИСТ» на борту, а на правой стороне на спасательном круге осталось старое название «БИЙСК». Краски не хватило на левую сторону или так было задумано, трудно сказать.

Осип находился под стражей в Быстром Истоке, а его "Дело" отвёз милиционер в Управление НКВД. «Дело» Черепанова Осипа Астафьевича легло на стол к моему старшему брату, Андриану Михайловичу Черепанову, поэтому мне известны такие подробности. Он там  был начальником. Прочитав и поняв суть дела, он вызвал  водолазов. Хочу заметить то, что нанял их  Андриан не на государственные деньги, а за свой счёт. Прикладывал большое усердие в раскрытии «дела» ещё и потому, что подсудимый приходился Андриану Михайловичу двоюродным дядей.
Водолазы обследовали место затонувшего буксира, нашли его, выявили неисправности и пробоину в борту, потом пароход был вытащен на берег. Специальная комиссия из НКВД обследовала всё тщательно и «Дело» закрыла.  Андриан Михайлович Черепанов  написал в предписании о том, что за неимением состава преступления со стороны капитана Осипа Астафьевича Черепанова "Дело" закрыть. О. А. Черепанова отпустить из-под стражи.
 
Милиционер по приезду домой решил воспользоваться ситуацией. Он сказал Осипу: «Если отдашь дочь - Ольгу за меня замуж, то отпущу тебя домой». А о решении, которое он привёз от Андриана Михайловича,  ничего не сказал, умолчал и домой Осипа не отпустил. Степанида Семёновна – жена Осипа узнала от мужа об условии милиционера, сказала о нём дочери. Ольга не хотела за этого милиционера выходить, у неё был парень. И тут началось хождение матери к отцу и наоборот.

Осип просил жену, уговорить дочь, чтобы его выпустили из-под стражи.
Ольга  пошла к своему жениху, хотела,  чтобы они поженились, но парень без благословения родителей не захотел на ней жениться, так как он тоже был из семьи верующих. Мать уговаривала её выйти замуж за милиционера, чтобы тот отпустил отца. В семье были ещё трое детей, Степанида Семёновна не работала. Говорила Ольге: "Как и на что мы будем жить с детьми, если посадят отца?" С трудом, но уговорила. Осип вернулся домой. Назначили день свадьбы Ольги и милиционера. Свадьба была скорой и немноголюдной: несколько родственников со стороны невесты и присутствовал друг новоявленного жениха.

Мама рассказала об этой трагической свадьбе. «Когда свадьба началась, а за окном было видно, как жених Ольги круги нарезал  вокруг её дома. Гости выпили, закусили и кричали: «Горько!» А у  нового жениха был насморк или гайморит. Целует невесту, а дышать нечем, выдохнул через нос. Повисла мокрота на губах у невесты. Та сдержано вытерла платком, потом встала и вышла за дверь. Первой хватилась мать – у неё защемило вдруг сердце. Почему же дочь долго не возвращается? Мать отправилась её искать,  нашла дочь в сарае, в петле».

Милиционера Андриан Михайлович снял с работы без права вновь работать в органах. Тот уехал из села, так как он не был местным жителем.  Однако  это «Дело» аукнулось моему дяде Андриану Михайловичу в 1937 году,  когда в стране начались репрессии, доносили на всех. Поступил донос в вышестоящие органы НКВД на Андриана Михайловича Черепанова. По всей вероятности, милиционер написал в письме, о том, что он оправдал Осипа Черепанова, погубившего буксирный пароход "Бийск". В НКВД поднимать «Дело» и разбираться в этом не стали, поскольку после многочисленных расстрелов работников в органах поубавилось. И подальше от греха или в наказание, отправили Андриана Михайловича Черепанова  в Бодайбо, на золотые прииски. Назначили начальником исправительно-трудового лагеря.

Во время Великой Отечественной войны было в этом лагере так трудно и не только зекам, но и всем, кто с ними работал. Очень сильно голодали. Андриан Михайлович писал рапорт начальству, с просьбой отправить его на фронт, но получил отказ. После смерти И. В. Сталина его перевели в Барнаул и поставили начальником УВД Алтайского края, но работал он недолго, так как появились управленцы с высшим образованием. Оттуда и ушёл он на пенсию.
 
  Недавно я нашла потомков Осипа Астафьевича Черепанова, подарила свою книгу – «Корни». Интересно то, что все знают о том, что Ольга, спасая семью, повесилась, а то, что Осипа чуть не посадили как «врага народа», никто из родных не знал. Скрывали такую информацию даже в своей семье, не вспоминали о ней. Работать в речном порту Осип уже не мог, так как родственники утонувших матросов угрожали ему расправой, поэтому капитан с семьёй переехал жить из Быстрого Истока в Акутиху,  Здесь вместе с отцом Осип построил большой дом.  Директор стекольного завода, Николай Яковлевич Павский, принял его к себе работать извозчиком. Конь Серко исправно выполнял свою работу. В посёлке Акутиха Осип Астафьевич Черепанов был уважаемым человеком.

 Иван Иванович Черепанов - двоюродный брат Осипа Черепанова, работал тоже в то время в Барнаульском речном порту. Он был капитаном парохода «БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ».
В Интернете я нашла такую информацию, из которой видно, что Иван Иванович Черепанов был первым капитаном парохода "Богдан Хмельницкий".

Место постройки: ССЗ «Ленинская Кузница» (ССЗ №302)   Киев
Владелец: ГП Западно-Сибирское речное пароходство МРФ РСФСР 
Бортовой №: ЗС-009
Текущее состояние: Судьба не установлена
Собран на Самусьском ССЗ, мощность 450 л.с.
 Базировался в Томской области, посёлок Самусь.

 Капитан — Черепанов Иван Иванович; капитан — Заякин М.Д.; механик — Астафьев Федор Николаевич (1953-1964); 1-й штурман — Шмарянов Николай Ефимович (1962); капитан — Малиный В.(1961).

 Пассажирская линия: Томск-Салехард.
 Передан в Обь-Иртышское пароходство в Черлакскую РЭБ и первая зимовка 1968-1969 г.

 После  случая с гибелью буксира "Бийск" Иван Иванович Черепанов   уволился из Барнаульского речного порта. Родственники утонувших матросов – их тела так и не нашли – угрожали убийством не только Осипу Черепанову, но и Ивану Черепанову. Хотели отомстить Черепановым, хотя в этом несчастном случае они не были виноваты.  Иван Иванович уехал с семьёй из Быстрого Истока жить в Акутиху, где и работал лесничим в Леспромхозе.

Фото из архива У. Казанцева: буксирный пароход "БИЙСК".