Пьер Огюст Ренуар.Девушка с веером. около 1881.Холст, масло. 65 ; 50 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Великолепная работа, отличающаяся ярко выраженной импрессионистической манерой, была написана предположительно с Альфонсины Фурнез, дочери владельца ресторана Фурнез, который вошёл в историю искусства в виде декораций к некоторым картинам Ренуара, а также как место, которое художник очень любил посещать.
Образ девушки, воссозданный на полотне, отличается хрупкостью, свежестью и нежностью. И это не только из-за колористического решения, но и, главным образом, благодаря особенной размытой техники живописца. Как будто объектив фотоаппарата выхватил какое-то ускользающее мгновенье. Мы видим, как лицо девушки будто попало в фокус и видно отчётливо и ясно, а руки и фон, напротив, намеренно смазаны. С предельной аккуратностью изображены тёмные глаза, чуть приоткрытый рот, небольшой нос, чёлка, а характер фона только усиливает это.
Энергичные короткие мазки и игра с цветом создают уникальный эффект – всё полотно залито сияющим светом, который вибрирует и переливается по мере перемещения вашего взгляда по пространству картины.
Ещё один любопытный приём, свойственный Ренуару – это излюбленное выписывание складок. Живописец очень любил тщательно прорисовывать складки одежд или же обивки мебели, это его привычка в этой работе выражена в изображении веера, который помимо чёткой линии также поражает живописными цветовыми переливами.
После того, как работа была закончена, её приобрёл знаменитый меценат и ценитель импрессионизма Поль Дюран-Рюэль, который с радостью предоставлял её для различных выставок, пока не продал коллекционеру Ивану Морозову, запросив за неё в 60 раз больше прежней цены уплаченной Ренуару. Так замечательная картина оказалась в России, где и находится до сей поры.
В 1919 году коллекция Ивана Морозова была передана во 2-й Музей новой западной живописи. В 1923 году он был объединён с 1-м Музеем новой западной живописи, и в результате был образован Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), в котором картина «Девушка с веером» находилась до 1930 года. После этого она была передана в Государственный Эрмитаж, где она и находится до сих пор.