Ч. 42 Подводная война в 1939-1941 году

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/02/2087

В 1939-1941 годах немецкие подводники потопили 1125 судов общим водоизмещением 5,3 миллионов тонн. Однако добиться своей цели отрезать Англию от США и колоний им не удалось.

Для этого у них было слишком мало подводных лодок, меньше, чем имел Советский Союз только на Балтике.

Один читатель написал мне: «Моё мнение, что наши подводники в условиях войны превзошли в мастерстве немцев, во всяком случае, 100 процентов ни в чём им не уступали».

Патриотизм – вещь похвальная, а факты – штука упрямая, что же касается правды, то она иногда бывает очень неприятной, но это всё же лучше, чем приятная ложь.

В 1941 году советские подводники на Балтике потопили 7 судов и 1 подводную лодку противника. При этом собственные потери составили 20 подводных лодок. Кроме того, 4 подводные лодки взорвали собственные экипажи, чтобы они не попали в руки гитлеровцев. О потерях надводных кораблей я уже писал.

Немцам не удалось добиться победы над англичанами в подводной войне 1939 – 1941 годов, потому что англичане и американцы за это же время  построили столько новых кораблей, что их стало больше, чем было в 1939 году на три миллиона тонн общим водоизмещением.

Советский Черноморский флот перед началом войны превосходил вместе взятые флоты сопредельных черноморских стран. Главной ударной силой считались подводные лодки, торпедные катера и авиация.

Имелась сильная береговая артиллерия в составе всех военно-морских баз.

У немцев в начальный период на Чёрном море не было подводных лодок. Как и на Балтике, они надеялись захватить все его береговые базы, можно сказать, победить флот с суши.
 
Верховное главнокомандование поставило перед Черноморским флотом задачу пресечь перевозку румынской нефти между Констанцей и Босфором, а нефтепромыслы и соответствующую инфраструктуру уничтожить.

Для этого произвели три налёта бомбардировщиков на Констанцу  и два налёта на Сулин, а отряд лёгких сил 26 июня 1941 года осуществил набег на Констанцу. Противнику нанесли существенный, но восстанавливаемый урон, поэтому задача не была полностью выполнена.

При выполнении задания затонул после подрыва на мине лидер «Москва», часть экипажа погибла, а часть вместе с командиром попала в плен. Сведений о потерях советских самолётов у меня нет.
 
В Великую Отечественную войну командование Черноморским флотом столкнулось с той же проблемой, какая стояла перед командованием русским флотом во время Крымской войны: все базы были хорошо укреплены с моря и никак не укреплены с суши. Ещё одно подтверждение, что история ничему не учит.

Первой окружённой с суши базой оказалась Одесса. Приказ Ставки гласил: «…Моряки должны драться до конца на берегу, а затем продолжать бороться со стороны моря». Оборона Одессы началась 5 августа 1941 года. Эвакуация из Одессы началась 1 октября.

Если сравнивать с тем, как она производилась из Таллина, то эвакуацию из Одессы провели блестяще.

Из Одессы вывезли 86 тысяч бойцов и командиров с вооружением и техникой, а также 15 тысяч гражданского населения. Был потоплен только один концевой транспорт, который шёл порожняком, экипаж спасли, кроме двух человек.

К началу наступления немцев на Севастополь для его прикрытия с суши не было вообще сухопутных войск. 30 октября удалось сформировать 2 полка, 7 отдельных батальонов и 5 заградительных отрядов из моряков, снятых с кораблей.

Аналогия с Крымской войной 1854-1855 годов полная. Началась вторая героическая оборона Севастополя.

В 1941 году подводные лодки Черноморского флота совершили 103 боевых похода, выполнили 24 торпедные атаки, потопили пять транспортов противника общим водоизмещением примерно 18 тысяч тонн.

Оценку действий подводников в 1941 году дал нарком ВМФ адмирал Николай Герасимович Кузнецов: «…Итоги подводной войны ЧФ за 6 месяцев войны показывают абсолютно неудовлетворительные результаты….

Из общего числа 44 подлодок ЧФ к началу войны и 54 к концу периода за полгода потоплено 7 транспортов противника, в то же время погибло 7 наших подводных лодок. Таким образом, каждый транспорт обходится нам ценой одной лодки».

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/04/1611