В поисках истины

Елена Хотулева
Этот рассказ я написала для конкурса фантастической прозы о будущем свободной энциклопедии, который проводила Википедия совместно с РСП. Приз я не получила, но почетным финалистом стала.

Елена Хотулева

В поисках истины

Всемирный комитет по оптимизации работы Свободной энциклопедии уже второй час заседал в здании Интеграции знаний. Все шесть членов комитета и председатель достигли согласия почти по всем вопросам, но никак не могли прийти к окончательному решению.

– Коллеги, – Председатель хрустнул длинными узловатыми пальцами. – за последние два часа мы проделали огромную работу. Давайте, быстро подведем итог и вычленим камень преткновения, который не дает нам всем разойтись по домам. Итак, по порядку. Первый советник!

Мужчина средних лет оторвался от разглядывания светильника и устало проговорил:
– Несколько сотен лет назад мы интегрировали систему спутникового слежения, статистический анализатор, искусственный интеллект, тогда еще актуальные соцсети и Свободную энциклопедию. С тех пор у нас не осталось проблем с достоверностью информации о настоящем положении дел на обитаемых и необитаемых участках, как Земли, так и планет-колоний. Обновление информации происходит постоянно. И если в где-то в одном из изолированных племен Африки загорится заброшенная хижина, то мгновенно в сотнях статей появятся изменения.

– А можно примеры? – Третий советник отбросила назад молочно-белые волосы и нетерпеливо постучала ногтями по поверхности стола.

– Разумеется, – Первый советник подбросил в воздух лиловый кристалл, который превратился в n-мерный экран. – Моделируем ситуацию. Горит хижина.  Координаты: 1° 9.201'Ю, 36° 35.690'В. Обновляется страница со статистикой пожаров в мире за текущий год, за десятилетие, за столетие и так далее. Обновляется, разумеется, фактор пожарной опасности на странице государства. Добавляются статические и динамические изображения на страницы близлежащих населенных пунктов…

– Достаточно, – первый советник откашлялся. – С этим, кажется определились еще сто лет назад. Пятый советник, вам слово.

Бодрая девушка с карими глазами встала с места и провела рукой возле экрана. Мы долго спорили, как подавать информацию о дипломатических и военных конфликтах. Долго, я имею ввиду – столетиями. Но сейчас, когда все страны признали Объединенную организацию мирового порядка, с этим стало проще. Сегодня мы пришли к выводу, что Свободная энциклопедия должна быть свободна… – Звонкий смех немного оживил обстановку. – Да, простите за повтор слов. Должна быть свободна от сплетен. Поэтому, если на странице государства написано, что в настоящее время оно находится в состоянии войны с другим, может и непризнанным государством, то это обязано соответствовать данным Объединенной организации. Технически это осуществляется за счет аналитической платформы. Вот, наглядный пример на экране…

– Спасибо, не надо, – Председатель махнул рукой. – Дальше все ясно. И про флору, фауну, озоновый слой, полезные ископаемые, глубины мирового океана, другие планеты. У нас все отлично. Люди получают идеально правдивую информацию обо всем… Обо всем, кроме прошлого. Пока мы не решим, что с этим делать, будем заседать в этом кабинете. Готов в сотый раз выслушать предложения.

– Я, как второй советник, настаиваю на использовании машины времени. Объединяем, поступающий с нее поток данных с Энциклопедией и корректируем все статьи, где есть раздел «История»…

– Прошу прощения… – Дряхлый шестой советник поднял трясущуюся руку. – Если мы это сделаем, привычный мир рухнет. Дипломаты и политики не смогут справиться с новыми данными. Нечто подобное написал в двадцатом веке, кажется, фантаст Томас Шерред. Этого делать нельзя. История должна быть одновариантна, и описывать ее надо с помощью платформы Объединенной организации, чтобы дипломаты и политики не умерли от инфаркта, – Он зашелся в сиплом смехе.

– При всем моем уважении, Шестой советник, вы говорите абсурдные вещи, – Вспыхнул Председатель. – Если история будет одновариантна, то она будет лжива. Да и меняться она будет в зависимости от решений Объединенной организации. Без машины времени, которой наконец-то мы научились корректно пользоваться, достоверных данных нам не получить. Но как избежать хаоса, о котором писал… Как его там? Ну это фантаст. Как этого избежать, решаем здесь и сейчас.

– А о каком хаосе идет речь? – Третий советник скривила губы.

– Шестой советник, будьте добры, продемонстрируйте, – устало сказал Председатель. – Предлагаю рассмотреть пару-тройку неопровержимых фактов двадцатого века.

Трясущийся старик встал с места и провел руками над экраном:
– У кого-то есть сомнения по поводу начала Первой Мировой войны, расстрела царской семьи в России, источников финансирования фашистской Германии, польско-советского конфликта в Катыни, образования государства Израиль, распада СССР?

– Не тяните, коллега, – Третий советник заерзала на месте. – Все мы это в школе зубрили. Теперь вы еще нас экзаменовать вздумали. Показывайте!

– Ставлю информационные отрывки по тридцать секунд. По ним сразу будет видна суть дела.

На экране замелькала «нарезка» документальных фильмов с хорошей озвучкой. «Фильмы» гремели, а советников накрыли три минуты молчания.

– Считаю, что эту информацию вообще нельзя пускать в Свободную энциклопедию, – Возмущенно воскликнула Третий советник, когда трансляция прекратилась. – Я за одновариантное прошлое.

В переговорной поднялся гвалт. Председатель сидел молча, обхватив голову руками. Через некоторое время он громко хлопнул ладонью по столу:
– Тишина! Я принял решение. Голосуем. Описание прошлого фильтруем через информационные фильтры Объединенной организации мирового порядка, после этого публикуем. Сплетни не рассматриваем. Для исключения одновариантности в каждой исторической части статей пишем дословно следующее: «По недоказанным данным из различных источников….». И далее транслируем текст, сгенерированный машиной времени. Кто за?

Все проголосовали положительно. Советники быстро разошлись, оставив председателя наедине с кристаллом, который вобрал в себя экран.

По привычке, оставшись в одиночестве, председатель стал рассуждать вслух:
– Получается, что в первой половине двадцать первого века, когда, как мне помнится, затеяли большую оптимизацию первой версии Свободной энциклопедии, пользователи получали о прошлом даже не одновариантную, а попросту лживую информацию? Или нет? В принципе, мое решение спасло бы их от проблем, имей они машину времени. Но где им черпать достоверную информацию, которую можно было бы подавать без ущерба для мирового порядка как «недоказанные данные»? Я бы предложил им следующее. Раздел история писать на основании данных той страны, о которой идет речь или той страны, на территории которой произошло событие, но далее писать дословно следующее: «По недоказанным данным из различных источников….» и приводить не менее трех вариантов, пусть даже из вполне официальных источников. Так хоть кто-то в их мире узнает правду, и Свободная энциклопедия останется свободной. Но как им передать мою идею?

Председатель бросил на стол кристалл и сказал ему какие-то временнЫе и географические данные. 

– А, так они там затеяли конкурс! Отлично, подкину им свои мысли в рассказе одной из участниц. А потом посмотрю, насколько они были заинтересованы в трансляции исторической правды в мир. 

-------