В русской литературе с 60-х годов прошлого века появляется новый термин – интеллигенция. Слово ввел в общественное сознание известный писатель
Боборыкин П.Д.,1836-1921годы жизни.
Известный русский романист и последующие литераторы словом «интеллигенция» называли социальную группу граждан России, но каких – загадка.
Некоторые современные политики считают, что интеллигенция сотворила все реальные и вымышленные беды России в 20-ом веке.
На вопрос:
-Что такое интеллигенция?» - ответа нет, научное содержание термина не раскрыто.
Обратимся к толковым словарям русского языка. Словари разъясняют:
-Слово (intelligens) в переводе с латинского языка обозначает понимающий, мыслящий, разумный человек.
Все социальные слои России до 1917 года использовали это слово в меру своего понимания: честный человек, противник царского режима, работник творческого труда, работник умственного труда, бунтарь, искатель правды и истины, создатель здорового образа жизни, противник мошенников всех времен и народов «слишком умных для того, чтобы работать».
С какой целью писатель называет группу людей творческого труда интеллигенцией? В информационном поле для этой группы уже есть название – интеллектуалы.
Слово, производное от латинского слова интеллект (intеllektus – познание, понимание, рассудок). Интеллектуал, человек обладающий мышлением, способным к рациональному познанию, умом (нус - ум в переводе с греческого языка). Приведем пример из литературного произведения.
В романе «Шпион, вернувшийся с холода», разработчиков сложной тактической операции автор Джон ле Карре называет интеллектуалами. Теория и практика деятельности доказала: интеллект - необходимое, но не достаточное качество личности для профессионала высокого уровня в разведке и других видах интеллектуальной деятельности. Нужна еще интуиция, шестое чувство, аналитические и актерские способности, чтобы играть «роль».
В Советской России, словом интеллигенция официально в государственных документах назвали людей творческого труда. Объекты труда интеллигенции: развитие и распространение культуры. Области труда: наука, техника, промышленность, литература, искусство, архитектура, строительство.
С точки зрения классового подхода общество делится на классы по критерию отношения к собственности: рабочий класс, крестьяне, отдельная прослойка - интеллигенция. Все служат по найму у государства.
В основе лежит представление о разделении труда на умственный труд и труд физический. Однако критерий не ясен. Крестьянин, прежде чем вспахать и засеять поле должен продумать свои действия, чтобы получить результат. Чтобы работать на современных станках, кроме физического здоровья нужен интеллект.
Умственный труд – тяжелое индивидуальное занятие людей с сильной волей по решению проблем. Однако в обществе распространено мнение, что умственный труд легче физического. Очевидно из-за того, что умственный труд в некоторых областях деятельности можно имитировать, заменить его показной деятельностью, сочинить содержание труда.
Предположим, что таких сочинителей и имитаторов Боборыкин и назвал интеллигенцией. Приведем «социальный портрет» деятеля, составленный автором на основании наблюдения явлений и событий социальной жизни конца 19 века:
«Есть люди, которых и близко нельзя подпускать к своей жизни. Заморочат, распалят и раздразнят, но так просто не отпустят: им бы еще исподтишка понаблюдать твои корчи и подслушивать твои стоны — авось, наконец, сопьешься или свихнешься
А тогда — почему бы и не явить миру свое назидательное, но для себя необременительное участие в пропащем человеке»? По раману П. Д. Боборыкина “Жертва вечерняя».
Писатель описывает умственный труд интеллигенции как имитацию деятельности по спасению человечества от пороков, которые они сами же и культивировали в людях. Есть ли такое явление в современной жизни?
Ответ читатель найдет сам, интернет поможет!
Боборыкин размышляет о том, можно ли наказать таких людей по закону. Дает ответ:
«Нет таких законов, по которым воспрещалось бы для литературных упражнений брать напрокат, причем без спросу и бесплатно чужую душу, плоть и кровь. Нет и таких охранных грамот, которые уберегали бы частного человека от сомнительной участи явиться где-нибудь прототипом — то есть жалким рабом чужой игры без правил. А жизнь, в отличие от литературы, — это индивидуальное приключение. Здесь каждый смеет претендовать на центральную роль, а значит, и на собственную версию своей судьбы. Горе тому, кто вовремя не сумеет освободиться от унизительного амплуа, навязанного к тому же хоть и бывалым, но неумелым режиссером».
По Боборыкину отличительная черта интеллигенции завладеть душой и телом другого человека, направить его деятельность на достижение своих целей, как-то:
-хату покинуть идти воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать,
- бороться против мещанства, превращать мещан в пролетариев, отбирать у них собственность, недвижимость для самих любимых чужими руками,
- реализовать свое патологическое стремление к власти при полном отсутствии интеллекта, заменяемого беспримерной наглостью, жадностью, жестокостью и цинизмом.
По мнению многих современных публицистов, понятие интеллигенции тождественно понятию «пятой колонны». Дискуссии о роли интеллигенции в общественной жизни, дымовая завеса, которая скрывает истинные цели реформаторов. Применяется принцип неопределенного интеграла. Хочешь сломать машину, задай для решения неопределенный интеграл, не имеющий решения, так как переменная стремится к бесконечности. Машина работает – результата нет. Разводка лохов, на современном сленге.
С научной толчки зрения дискуссия о роли интеллигенции в обществе – циничное постмодернистское моделирование вымышленной нереальности. Но если народ заглатывает такую наживку и тратит умственную энергию, то кому от этого лучше?
Екатерина Ершова-Киреева
Санкт-Петербург
март 2019