Нахой. Запредельный Люфт

Евгений Садков
            Предопределенность событий часто маскируется волей вожака.
                Ван Ли-чжун, промахнувшемуся Акеле.
                ***

 Вот и третье звено, короткой удушающей целый российский этнос цепи Системы власти. Стечение обстоятельств, паранойя джугашвили, реальная угроза? Суждений много.

 Некое родимое пятно монархии. Напомню. В Первую мировую поволжским немцам, в отличие от их "западных" соплеменников, относительно повезло. Тех, с приближением фронта, депортировали в глубь Империи. То есть, опыт перемещения большой массы "инородцев" в столыпинских вагонах присутствует. Обратил внимание на ТЕ фотографии. В глазах выселяемых безнадега, но одеты цивильно и опрятно.

 Манифест Екатерины II определил поселения колонистов тоже на краю страны, которым на то время и являлась  степная зона Заволжья. Со временем  границы Империи отступили от немецких колоний далеко на восток и юг.

Трудно представить моральное состояние целого этноса накануне Великой Отечественной. Пережив две ужасающих волны голода, немцы Поволжья худо-бедно вписались в новые для них отношения власти и человека. Им, уже привыкшим к свободному труду землепашца-творца, дико было работать "за палочки". Но куда, говорили в Великом Нахое, денешься? Жизнь заставит, ещё не так раскорячишься.

 Но пока "корячили" выборочно.  Выкорчевывали изначально чуждые православию взгляды на веру. А в тридцатые всех скопом, чуждых воинственным атеистам. И летели колокола, и дергались на перекладинах "враги народа".

 С голодом начала тридцатых совпадает и духовное порушение общин. ГПУ "винтит" католических священников АССР немцев Поволжья. Согласитесь, реально диковато звучит: Ваше преподобие и товарищ. Вот и сравняли.

 По делу немецких  католических священников Поволжья проходили десятки духовных отцов колоний. И как под копирку-лагеря. У большинства последней точкой в судьбе, Соловки, Сибирь, дальнейшая судьба неизвестна, расстрел.

 Закончив с чуждыми советской власти элементами, вершители судеб взялись за своих. Среди них были  и "наши немцы".

 Показательна судьба, вернее, трансформация под Систему власти руководителей Советской республики немцев Поволжья. Даже отдельно взятая, вызывает тяжелые раздумья.

 Несколько месяцев в 1937 году руководил республикой некто Г.А.Люфт. Так символично, с фамилией этого человека. Как и с люфтом его биографии. Из семьи сапожника, проживающей в колонии Шиллинг. Служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После демобилизации вернулся в родной край. В начале тридцатых Генрих уполномоченный комитета заготовок. Расшифровывая должность, выметает хлеб и другие "излишки" продовольствия у своих сограждан. Тем самым, Система, в лице множества таких "люфтов" обрекает тысячи ни в чем неповинных людей на дистрофию и мучительную смерть.

 А Генрих гордо шествует-шефствует по трупам дальше. Он входит в печально известную (для того времени) особую тройку. По статусу организации товарищ Люфт мог сам приводить скорый "прИговор" в исполнение.

 И как сатанинская гримаса судьбы немецкого "иуды", оговор И.И. Влударчиком. Думаю,известный деятель Коминтерна мог и не знать о Генрихе, просто подписал подсунутую следователем бумагу.

 Так или иначе, но пробыв несколько месяцев руководителем АССР немцев Поволжья Г.А. Люфт был обвинен в троцкизме и попал в сталинские расстрельные списки. Не думаю, что в последний миг Генрих пел здравицу бывшему недоучке-семинаристу. Может, вспомнил молитву им же приговоренного священнослужителя?

 Вот такая предтеча общих, не менее чудовищных минувшим, испытаний трудолюбивых землепашцев и ремесленников.

 Постскриптум. Думаю, священники-колонисты достойно прошли свой земной путь и с истинной верой встретили смертный час. А вот их противоположность? В праве ли я осуждать Люфта и ему подобных?

 На фото из интернета священник колонии Келер (Келлер) А.П. Беллендир перед отправкой на Соловки. Как и Генрих, Адам расстрелян в тридцать седьмом. В 2008 году с карты исчезло и его село.