Иван Тургенев. Накануне

Антон Шишкодремов
На поиски тех самых, всем известных тургеневских девушек, я потратил довольно много времени и именно это заставляло меня взяться за очередное произведение Тургенева. Сейчас мне пора уже выдавать почетное удостоверение поисковика, хотя бы за настойчивость, но, в общем-то, не уверен, что те самые тургеневские девушки любят особо настойчивых. В итоге - единственный вывод, к которому я пришел, что искомые дамы где-то наверняка есть, но главное их свойство - уметь незаметным фоном быстро проскользнуть мимо.

В "Накануне" мне обещали классический образ тургеневской барышни, тот самый - верный и жертвенный, похожий на маленькую Герду, которая босиком по снегу шагает в далекую Лапландию. И действительно, чисто сюжетно, нечто похожее здесь есть, но сколько не силился - ничего конкретного о Елене я так и не узнал. В каком-то другом тургеневском любовном романе была приведена очень удачная фраза, сказанная аналогичной девушкой, что-то типа "у меня своих слов нет". Ну и, естественно, Елена и ее аналоги - все красавицы. Не могу ничего по этому поводу сказать своего, остается только довериться вкусу Тургенева.

Если бы речь шла о прекрасной опушке на краю леса, то здесь можно верить автору безоговорочно. Живописные описания природы в "Накануне" - это часть литературного фонда автора. Замечаю, правда, что как только речь заходит о чем-нибудь действительно серьезном, то тут же появляется какой-нибудь атмосферный фронт. Вероятно, автор хотел сказать, что нет ничего более важного, чем вечерком на сон грядущий посидеть на травке, да и послушать птичек. Вполне может быть, если живешь за границей и всю жизнь мама деньги присылает.

Простоватая отрешенность главной героини, судя по всему, должна возбуждать, действительно, подобная женщина может только восхищать, но у меня она вызывает странные желания, хочется прижаться теплой щекой к ее полной груди, заплакать и прошептать: "Мама, я здесь". В общем, образ достойный, но женщину такую я бы себе не выбрал. И сам могу белье в прачечную сдать.

В остальном, название произведения полностью соответствует его содержанию. Что-то там было, накануне, какая уже разница, это сомнамбулическое состояние преследует тебя в ходе чтения и я только один раз продрал глаза - в эпизоде с пьяным немцем. К сожалению, даже дуэли я не дождался. На тему патриотизма распространяться не буду, он здесь еще и болгарский, пусть сами выбирают своего болгарина.

В итоге, данный труд не советую никому, если вы только не фанат автора и уже не прочитали томов пять из его предполагаемого пятнадцатитомника полного собрания сочинений. К Тургеневу отношусь в общем-то нормально, но это совсем не то чувство, каковое определяет истинную любовь к русскому классику.