Мандельштам - гений и его палачи

Мадам Пуфф Лев Черный
                Лев Черный

   Биография великого русского поэта Осипа Мандельштама изучена во всех подробностях. Но хотелось бы еще раз вернуться к последнему периоду его жизни. Он является знаковым для понимания того, что происходило в советском обществе в 30-ые годы прошлого века.

   Обратимся к Википедии: "В ноябре 1933 года О. Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму "Мы живем, под собой не чуя страны", которую читает полутора десяткам человек. Б. Пастернак назвал этот поступок самоубийством.

   Кто-то из слушателей донес на Мандельштама. Следствие по делу вел Николай Шиваров."

   Прервемся на минуту и посмотрим, кто же такой Н. Шиваров?

   "...Николай Шиваров уже в 1924 году работал в центральном аппарате ОГПУ. Отличался высоким ростом и большой физической силой. (Нетрудно себе представить, что испытывал маленький и щуплый Мандельштам перед этим гигантом. - Л.Ч.)

   В декабре 1937 года Шиваров был арестован с формулировкой "перебежчик-шпион" и приговорен к 5 годам лагерей. В 1940 году покончил жизнь самоубийством. Оставил жену и сына.

   В 1957 году приговор был отменен "за отсутствием состава преступления".

   Но вернемся к Мандельштаму. "В мае 1934 года поэта арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Мандельштама сопровождает жена. Там он пытается покончить с собой, выбрасывается из окна. Его жена, Надежда Яковлевна, пишет во все советские инстанции и ко всем знакомым... В результате вмешательства в дело самого Сталина Мандельштамы переезжают на поселение в Воронеж. Здесь их навещают Анна Ахматова и некоторые другие близкие им люди.

   В мае 1937 года заканчивается срок ссылки, и Мандельштам с женой возвращаются ненадолго в Москву. В заявлениии (доносе - Л.Ч.) секретаря Союза писателей СССР Владимира Ставского 1938 года на имя наркома внутренних дел Николая Ежова (который вскоре был расстрелен - Л.Ч.) предлагалось "решить вопрос о Мандельштаме", его стихи названы "похабными и клеветническими"... В мае 1938 года поэт был арестован вторично... Его приговорили к 5 пяти годам заключения, и он был отправлен этапом на Дальний Восток...

   27 декабря 1938 года, не дожив совсем немного до своего 48-летия, Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере и был захоронен в братской могиле.

   Предвидение своей судьбы можно прочитать в стихотворении, переведенном им с грузинского еще в 1921 году:

     Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме,
     И некуда будет душе уйти от чугунного хлада -
     Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями.
     И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой..."

   Первоначально реабилитирован после 20-ого съезда КПСС в 1956 году и окончательно во время Перестройки в 1987 году.

   Кто же такой Владимир Ставский, фактичесчки ставший палачом поэта? Может быть это патологический мерзавец, навсегда покрывший себя несмываемым позором?

   Чтобы ответить на этот вопрос вновь обратимся к Википедии: "Ставский (настоящая фамилия Кирпичников) родился в рабочей семье. Рано лишился родителей. С раннего детства работал рабочим. В 1918 году вступил в Красную гвардию, воевал на фронтах Гражданской войны, был ранен.

   С 1924 занимался журналистской и литературной работой... С 1932 участвовал в организации Союза писателей (СП)  СССР, с 1936 генеральный секретарь СП СССР. В 1937-41г.г. главный редактор журнала "Новый мир"...

   Военный корреспондент (военкор) на Халхин-Голе и на финской войне, где получил тяжелое ранение. С началом ВОВ военкор газеты "Правда" на различных фронтах. "...Ставский - единственный из советских писателей, кто до войны дважды награжден орденом Красного Знамени. Еще один боевой орден вручили ему монголы. На передовой писатель и журналист вел себя достойно, да и в личном мужестве ему не откажешь".

  14 ноября 1943 года Ставский погиб во время вылазки за нейтральную полосу вместе со снайпером К. Ивановой (вызвался добровольно - Л.Ч.)". 

  Так как же в одном человеке уживалась личная отвага с предательством? К тому же стало известно, что в 1937 году он написал донос на имя Сталина, в котором говорилось о "грубых политических ошибках" Михаила Шолохова. В те годы это могло кончиться расстрелом великого писателя.

   Я думаю, что до конца своей жизни Ставский не раскаивался в содеянном. Творя зло, он искренне полагал, что делает добро. Он же выводил на чистую воду, как считал, "врагов народа", т.е. им двигали "патриотические чувства" так, как он их понимал.

   В то время доносы писали миллионы. И далеко не все они были отпетыми мерзавцами и негодяями. По их мнению они просто проявляли бдительность. "Враг не дремлет!" - говорили им, и в стране царила обстановка взаимного недоверия, доносительства и слежки.

   И будем надеяться, что те времена не повторятся НИКОГДА!