Реплика о причастии

Ангелина Кныш
Священники время от времени сообщают об удивительных вещах. Например, протоиерей Олег Стеняев в своем цикле бесед о воздушных мытарствах говорит о том, что первые три дня после смерти человеческая душа проводит на земле в местах, которые ей дороги и памятны. При этом батюшка рекомендует использовать это время и появившуюся у души возможность свободного перемещения на далекие расстояния для посещения Гроба Господня в Иерусалиме. А что, ценный совет, на мой взгляд.

Протоиерей Андрей Ткачев однажды упомянул некоего раздетого старца в набедренной повязке с Евангелием в руке. Когда его спросили, кто его раздел, старец  ответил: «Эта книга». А ведь по большому счету, так и есть – глубоко, надо сказать, вникает этот священнослужитель в суть вещей. Как-то он обмолвился также, что если не будет причастия, то заглохнет и деятельность  храмов.

То есть, причастие – это основополагающее церковное таинство, объединяющее церковную общину. По числу причастившихся даже статистика церковная ведется. Это краеугольный камень в деятельности каждого храма.

Не подвергая сомнению важность этого таинства, хотелось бы упомянуть лишь об одном аспекте – о связи причастия с обретением Святого Духа.

Как известно, основная задача Евангелия, а значит, и священников в каждом храме – это БЛАГОВЕСТИЕ приблизившегося к людям Царствия Небесного ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ и ПРИЗЫВ ГРЕШНИКОВ К ПОКАЯНИЮ. Именно этим занимался Христос в Свое первое пришествие и при этом давал множество рекомендаций, как спасти свою душу. В числе этих рекомендаций и постоянная ПАМЯТЬ О БОГЕ, к чему Господь призывал при осуществлении преломления хлеба (ПРООБРАЗ ПРИЧАСТИЯ): «Творите сие в МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ» (Лк.22:19). И при этом ни слова Он не говорил о том, что преломивший хлеб человек примет Святого Духа (как нас сейчас в этом убеждают).

На самом деле, Святой Дух летает, где хочет, и посещает, кого хочет (Ин.3:8), а наипаче самых достойных, проявивших терпение в испытаниях, потрудившихся для Христа и оставивших ради Него мирские блага. Монахи даже сформулировали духовный закон для обретения Святого Духа: «Отдай кровь и прими Дух». Именно возлюбившие Христа превыше всего люди стяжают Святой Дух, и именно к таким священникам (к сожалению, они – большая редкость) начинают тянуться прихожане, и не только местные. Эти пастыри со временем начинают даже совершать чудеса – например, их молитва реально помогает в исцелении больных.

Нас же продолжают убеждать в том, что если священник на исповеди выслушает наш очередной формальный отчет о проделанных грехах и прочтет разрешительную молитву, то после подхода к чаше мы обретаем Святого Духа! Но, увы, ненадолго,  поскольку вскоре опять согрешаем.
 
Стоит ли удивляться тому, что люди на телепередачах часто задают батюшкам вопрос: «Почему я ничего не чувствую после причастия?»
 
Снисхождение на человека Святого Духа – слишком великое событие, чтобы его так обесценивать утверждением о том, что Святой Дух можно получить в общей очереди, состоящей из разношерстной публики. Когда Святой Дух снизошел на апостолов Христа, то это было настолько значительным явлением, что христиане всего мира до сих пор отмечают его в праздник Троицы.

И не надо утверждать, что апостолам Господь дал Духа больше, чем обычным людям, поскольку сказано в Евангелии: «Не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34).

Объяснить сложившуюся ситуацию можно тем, что священники считают маловероятным понимание простыми людьми духовных основ христианства, а вот на понятный призыв ходить в церковь «за Святым Духом», как за освященной водой – с радостью откликнутся.

Но при этом пастыри забывают, что Христос призывал ПРОПОВЕДОВАТЬ Евангелие по всей земле, НЕ АНАЛИЗИРУЯ при этом, у кого из паствы какая «почва» в душе – каменистая, тернистая или благодатная, согласно притче о сеятеле (Мф.13:3-23). У кого она благодатная, те откликнутся (вне зависимости от их социального положения) и пойдут за Христом, «потому что знают голос Его» (Ин.10:4), и это дано им от Бога.

Главное же – сеять заповеданное Христом слово, особенно в наши времена, когда делать это больше некому, поскольку не только родители, но и бабушки с дедушками у многих были атеистами.

Только вот где эти сеятели?