В одну реку...

Елена Демина 5
        Как быстро летит время! Вроде недавно была радость от поступления в один из лучших ВУЗов страны, уборка картошки в колхозе, новые друзья, новая подружка – как оказалось – на всю жизнь, трудная учёба – первые 2 курса занимались и днём, и ночью: строительный факультет политеха – это не шутки… Первая экзаменационная сессия: волнения, страхи… 2-й курс, сопромат, наводящий на всех страх по студенческим легендам – кстати, нам достались отличные преподаватели по этому предмету, объясняли всё здорово, мы все сдавали экзамены без троек! Весёлая жизнь студенческого общежития, нашей новой 9-этажки с отключенными лифтами… Все 5 лет бегали пешком вверх и вниз – никто не жаловался… По студенческой иерархии на верхние этажи и на 1 этаж селили первокурсников, элитные этажи – с 3 по 6 – для 4 и 5 курсов: они уже сами выбирали комнату и соседей…

       Запомнилось на всю жизнь, как мы, первокурсники, с опаской пришли в общагу в первый день учёбы после занятий: что нас там ждёт, как встретят? И были ошеломлены: от самых входных дверей стояли парни в 2 шеренги, образуя коридор длиной около 40м, мы шли по этому коридору, а нас хором приветствовали, поздравляли, дарили открытки, цветы, шоколадки… Потом какой-то парень с усами (как выяснилось потом – третьекурсник, комиссар факультетского стройотряда парней, лучший человек на стройфаке и всеобщий любимец Витя Панин), стоя на вершине лестницы, произнёс речь-напутствие: «Ребята, поздравляем вас с вступлением в наше студенческое братство! Наше общежитие – это такой большой колхоз: если вам нечего есть – пойдите по комнатам: вам дадут поесть; если у вас нечего надеть – пойдите по комнатам: вам найдут, что надеть; если у вас нет конспектов или учебников – пойдите по комнатам: с вами поделятся всем, что есть. Если к вам придут – поделИтесь тоже. Мы все – одна семья.» У меня потом появились знакомые на других факультетах – так вот: так, как нас, в других общагах не встречали никого.

          И мы на самом деле жили одной дружной семьёй. У Вити в комнате собирались по вечерам компании на чай – всем были рады, общались на темы стройотрядовского движения, хобби, организации общежитского досуга, учёбы, планов на будущее, пели песни под гитару. Этот парень пришел в институт, отслужив в армии, а большинство ребят и девчонок поступили в ВУЗ сразу после окончания школы – и он учил нас жизни, интересовался успехами в учебе, помогал, советовал, подсказывал – как заботливый старший брат, а в стройотряде опекал молодых мальчишек – они любили его все поголовно, его авторитет был непререкаемым. В деканате он тоже пользовался уважением – в общем, Виктор был несомненным лидером коллектива. А уж девчонки вокруг него крутились самые завидные – умницы, красавицы, бойкие, общественницы. Хотя он с ними всеми общался по-дружески, в особых симпатиях ни к кому не был замечен. Я всегда была реалисткой и понимала, что я, обычная первокурсница, бывшая школьница, девушка самой рядовой внешности, не спортсменка, не артистка, не активистка – ничем не могу привлечь внимание этого замечательного парня, тем более при таком обилии конкуренток – смелых, раскованных… То есть дерево надо рубить по себе… Я относилась к нему спокойно, с общением не навязывалась.

        Но получилось так, что мы с ним познакомились поближе. Училась в нашей группе девчонка Лена, жила в городе с родителями, к нам в общежитие приходила готовиться к занятиям – вместе было легче. Часто и ночевала у нас. Увидела она Витю – и влюбилась по уши. Честно сказать – трудно было в него не влюбиться… Лена наша была крепенькая, голубоглазая блондинка с решительным выражением лица, уверенная в себе, спокойная, но не робкая. А тут… Увидит его – краснеет, бледнеет, лепечет что-то невразумительное…Но с ним она была незнакома. Когда я обмолвилась, что мы, общежитские, все друг друга знаем, и что любому можно вечером прийти к Вите в гости на чай – она прицепилась ко мне, как репей – пойдём да пойдём со мной к нему в гости, я отказывалась, а она – не могу одна, стесняюсь, там наверняка парни другие будут, меня никто не знает - ну и всё такое прочее… Так жалко её стало: вот что любовь с человеком делает… От меня же не убудет – с ней сходить. Ну и пошли. Нас встретили хорошо, напоили чаем, была интересная компания. Я общалась, Ленка молча сидела, счастливая, блестящими глазами весь вечер смотрела на Виктора. Он был такой, как всегда – весёлый, спокойный. Мы приходили несколько раз. Потом Ленка перестала появляться в общежитии.

        Прошло 3 года. Я жила своей жизнью, своими заботами, учёбой. С Витей Паниным здоровались, но общения не поддерживали. Он по-прежнему был бессменным комиссаром стройотряда, они летом строили в деревнях коровники, свинарники, зернохранилища, я перенесла операцию, после которой мне путь в стройотряд был закрыт – я об этом очень жалела – для девушек у нас тоже был стройотряд. Утешало то, что подруга из солидарности со мной тоже не пошла в стройотряд. Мы все по-прежнему любили Виктора и гордились этим парнем. У меня личная жизнь била ключом: на 1 курсе познакомилась с парнем со 2 курса, полгода встречались, он был по-настоящему влюблён, человек был замечательный – оригинальный, добрый, порядочный, старше меня на 4 года. Предложил руку и сердце – пришлось отказать: как-то чувствовала – и рано мне замуж, и не моё… Предложила остаться просто друзьями – обиделся, порвал все отношения, даже перестал здороваться…

        Потом был ещё один друг – названный братишка, ровесник, с ним мне было здорово – паренёк был ершистый, спорщик, и тоже не совсем обычный. Кончилось по моей вине: мальчишка влюбился … в меня! Я не могла ответить ему тем же и, чтоб не мучить его, просто прервала дружбу, устроив скандал на пустом месте. Ничего лучше я тогда просто не смогла придумать. Вообще у меня друзей было много: вокруг меня вращались разные люди, у нас были всякие дела, мероприятия, увлечения, комсомольские поручения… Так было и в школе, я к этому привыкла. Была отличная компашка одноклассника подруги с соседнего факультета, он влюбился в подругу уже в институте. Там были интересные и умные ребята – на физико-техническом факультете других не водится…

        На 3 курсе на встречу Нового года попала я в незнакомую большую студенческую компанию человек этак из 50: меня пригласила соседка по комнате, я там знала только 3-х человек. Это была компания ребят с рабфака, поступивших уже после него на 1 курс. Все прошли службу в армии, кто-то успел поучиться в техникуме, поработать, все старше меня, 20-летней. Были и девушки – но мало, поэтому на каждую даму приходилось по 3-4 кавалера… Была незабываемая, сказочная новогодняя ночь – с наряженной ёлкой в лесопарке, свечками, концертом парней, шампанским, фруктами, бенгальскими огнями, курантами и вальсом по пояс в снегу под музыку из переносного транзисторного приёмника… Потом валялись в снегу и дурачились, по дороге в общагу всей огромной толпой поздравляли встречных с Новым годом, потом – вечер в Красном уголке и вечеринка в комнате до утра… На следующий день встретились – и поехали с гитарой на главную ёлку на городской площади.

          Из 7 кавалеров выбрала одного – он весь новогодний вечер целовал мне руки и воспевал мою неземную красоту (конечно, в нетрезвом виде)… Скоро товарищ (кстати, в обычное время оказавшийся практически непьющим) посватался, я как-то не очень горела желанием согласиться, но человеку было уже 26 – хотелось жену, семью, да и конкуренты дышали в спину – те остальные 6 ухажеров никуда не делись, крутились неподалёку… Честно сказать – у нас были взаимные сильные чувства, не хотелось расставаться, но я не ощущала себя настолько взрослой и зрелой, чтоб пойти на такой ответственный шаг, как создание семьи. Но парень настаивал – и я согласилась, мы подали заявление в ЗАГС. Он нашёл сменную работу, чтоб без отрыва от учёбы заработать на свадебный костюм и кольца.

        И вот 7 Ноября – снег, зима, демонстрация. Никто нас силой туда не гнал, мы любили ходить на демонстрации – веселье, песни под гитару, шутки, смех, танцульки, чтоб согреться, потом парочками и компаниями шли в кафе или устраивали вечеринки в общежитии. Преподаватели тоже были с нами, было неформальное общение – за годы учебы сроднились… Все эти годы Лена, оказывается, так и любила Виктора – безответно и безнадежно… Панин уже окончил институт, работал здесь же, в городе. И на демонстрации он был с нами – все были ему очень рады. И тут, в колонне демонстрантов, Ленка опять ухватила меня за рукав и стала умолять пойти поближе к Вите – вокруг него молодёжь пела под гитару. Ну пошли, я пела, Лена – не сводила глаз с любимого… Я от неё тихонько отделалась и отошла в сторону. Мой парень был на работе, я думала, как нам с ним провести праздничный вечер. Ну и, честно сказать, Ленка со своей несчастной любовью портила мне настроение – у меня-то всё было хорошо.

          Вдруг передо мной оказался Витя – тоже как-то незаметно ушёл от ребят. «Слушай, я приглашаю тебя в ресторан» - вдруг сказал он. Я-то не была уверена, что он помнит, как меня зовут – кто я и где он – а тут такое… Я ему говорю: «Ты не понял – это Лена в тебя влюблена, а не я. Ей просто неудобно одной к тебе подходить, а видеться хочется.» Он мне: «Я знаю, Лена вообще с ума сходит: у меня как-то украли шапку в гардеробе, так она взяла у отца новую меховую дорогую и принесла мне в подарок – еле отделался. Она вообще готова со мной в постель ложиться без свадьбы…» Ну это была в те времена такая распущенность – я обалдела. Только и спросила: «А ты – согласился?» Он говорит: «Нет. Я – порядочный человек. И я приглашаю именно тебя, а не Лену.» Я спрашиваю: «Ну и что мы там будем делать?» Он: «Покушаем, поговорим за жизнь, потанцуем. Потом можно ко мне пойти – у меня есть новые магнитофонные музыкальные записи, послушаем…» Я ему с такой нехорошей улыбочкой отвечаю: «Подпоить девушку, повести к себе послушать музыку – а результат известен…Утром ты –уже не девушка, а парню уже ты больше и не нужна…» Он так обиделся: «Ты когда-нибудь видела или слышала, чтоб я кого-то обидел – девушку или парня?» Я говорю: «Нет.» Он мне говорит: «Мне повторить – что я порядочный человек, или ты и так поймёшь? Я не имею в виду ничего плохого, просто хорошо провести вечер, без постельных утех, по-дружески, потом провожу тебя в общежитие.»

          А я себе думаю: «Вот это поворот: где ты раньше был, хотя бы год назад?» А вслух говорю: «Извини, спасибо за приглашение, но я не могу – уже просватана, скоро замуж выхожу, не считаю для себя возможным ходить в ресторан с другим парнем, да и вечером буду с женихом, он тоже студент.» Он: «А почему его сейчас здесь нет?» Я: «Он на работе – зарабатывает на свадебный костюм и обручальные кольца.» Он: «Но я же рядом с тобой никого не видел – ни в общаге, ни в учебных корпусах?» Я: «Он просто не на нашем факультете учится и живёт в соседней общаге…» А себе думаю: «Ну и ни фига себе – Витя-то, оказывается, ко мне приглядывался… Где ж он раньше-то всё-таки был? Подошёл бы – ведь любая девушка была бы рада с ним встречаться.» А он: « И у вас с ним всё хорошо?» Я: «Да, у нас всё как надо – взаимная любовь, и все счастливы…» Он как бы сам себе и говорит: «Да, слишком долго я присматривался…» Я ему от досады чуть в лоб кулаком не заехала: ну дурак – я и думать не смела, что он на меня может внимание обратить… А я бы за ним точно пошла хоть на край света, причём ни о чём не спрашивая, но ведь не теперь же… Я ему посоветовала пообщаться с Леной побольше, она очень неплохая девчонка, может, проснётся ответное чувство – если получше к ней приглядеться. Витя сказал: «Нет, не получится – я её достаточно знаю, ну не нужна она мне, давно это понял.»

        Это, оказывается, был ещё не конец истории. Я благополучно вышла замуж, но мы с мужем так и жили в разных общагах – семейным студентам комнат в общежитии не предоставляли, а съёмную квартиру снять не получилось: в тот год все бросились жениться, в ЗАГСы стояли длинные очереди, чтоб подать заявление на регистрацию брака, все молодые семьи искали себе жильё – какой-то кошмар. Мы не унывали: мне оставалось учиться год, а потом – распределение и жильё, как молодому специалисту. Семейная жизнь была у нас по выходным – когда мои соседки по комнате уезжали домой к родителям. Ленка познакомилась с компанией ребят на курс младше нас, вышла замуж за одного из них, забеременела и с виду успокоилась. А что там у неё в душе творилось – никому не рассказывала.

       На Новый год был вечер в общежитии, муж уехал домой проведать своих родителей, а я веселилась с подружками. Мы сидели на подоконнике рядом с Красным уголком, где были танцы. Вдруг появился Витя Панин, обнялся с ребятами, подбежал к нам и обнял нас всех 4-х со словами: «Девчонки, как я по вам всем соскучился!» Я как-то притихла: девчонки все были младше меня на 4 года – и Витя точно их не знал раньше… А он снял меня с подоконника и сказал: «Давай отойдём, поговорить надо.» Ну надо - так надо. Отошли. Товарищ спрашивает: «Как ты? Как живёшь? У тебя всё хорошо? С мужем расходиться не собираешься?» Я чуть на пол не села: ни фига себе вопросик… Говорю: «Спасибо, у меня всё хорошо, точно не развожусь. Как ты? Женился или нет?» Он отвечает: «Женился, да, и сын родился. Жену в роддом отвёз, а сам выпью – и через забор каждую ночь…» Я не поняла: «Через какой забор? С тоски по жене в высоту прыгать стал, тренируешься?» Он: «Во дворе забор, за забором общежитие конфетной фабрики - одни женщины живут…» Я молодая зеленая дурочка спрашиваю: «Зачем?» Он: «За тем, всю общагу ту перебрал…» Я опять чуть на пол не села: «Витя, ты что такое делаешь? Ты у нас замечательный, самый лучший, мы тобой так гордимся, что случилось?» И услышала я историю и опять подумала: «Что ж ты раньше не пришёл – посоветоваться?» И опять так хотелось по лбу ему дать кулаком…

        Наш стройотряд, где Виктор комиссарил, ездил на объекты в паре с другим, девичьим отрядом – так обычно делалось: и работы совместные (парни выполняли земляные, монтажные, кладочные, девушки – отделочные), и досуг вместе интереснее проводить. И там комиссаром была деваха с химического факультета – мне её как-то подруга показала и сообщила, что у неё с Витей дружба на почве совместной руководящей стройотрядовской работы – но видно было, что девица активно клеилась к нашему парню, тем более, что ни красотой, ни ангельским характером она явно не обладала. Я тогда сильно в душе удивилась – оказывается, моя молчаливая подруга, никогда не говорившая со мной о Вите, много про него знала, зачем бы ей это? К той комиссарше другого слова, как «деваха» – было не подобрать: высокая, ширококостная, упитанная, круглая, как бревно, деревенская, с простым крестьянским грубоватым лицом, без косметики, с белыми прямыми волосами, оголтелая активистка и член КПСС с 18 лет… Про КПСС - сведения от всё той же моей подруги. Да кто бы сомневался – по девке это сразу было видно. Ну вот так дружили они по общественным делам, дружили, а потом все вокруг (по словам Вити) стали советовать ему на ней жениться (думаю, просто она подговорила на это своих подруг, его друзей и общих знакомых, якобы он её любит, но колеблется) – общие интересы, дела, взгляды на жизнь, что он лучше неё не найдёт и т.п. И он послушал их – это не мальчик –то, в 26 лет (типа- людям со стороны виднее) – и женился… Оказалось, что в постели с ней ему плохо, его к ней совершенно не тянет как к женщине… И как жить дальше – он не знает…

        Здрассьте, приехали! Я-то тут чем смогу помочь? Сказала только, чтоб ценил её и был благодарен за сына, наверняка, она хорошая мать, хорошая хозяйка, я представила её ему в выгодном свете: она и специалист хороший, и целеустремленная, и верная, и надёжная, и любит его, и здоровая, и будет хорошей матерью сыну, и сын должен иметь рядом и маму, и папу. Ну в общем, сделала бабе хорошую рекламу (хотя ни фига она её не заслуживала) – пусть спасибо скажет, я про их сына прежде всего думала – ребенок не виноват в дурости родителей… Виктор ушёл, и больше мы с ним не виделись.

       Прошло много лет. Искала человека по интернету, через общих знакомых – не нашла, нашла сына: отличный парень, специалист с высшим образованием, спортсмен, счастливо женат – зовут, как отца… Имя девахи (его матери) – не знала, черты лица – давно забыла, так что вряд ли найду, да и искать не хочется…

       Интересно то, что это – тоже ещё не конец. Я давно развелась с мужем (он ушёл из семьи) – через 18 лет закончилась та наша яркая студенческая любовь… Шёл 2006 год. Послали меня в командировку в город моей юности. Сказала как-то коллеге, что хорошо бы встретиться с Витей – узнать, какой он стал, как сложилась его жизнь? Если он одинок и позовёт с собой – точно пойду на край света – просто не верю, что он мог радикально измениться… Коллега сказал – в одну реку нельзя войти дважды… Но Бог меня услышал – Он (или случай?) снова свёл меня с Паниным. По делам была на стройке жилого дома. И где же могут встретиться выпускники стройфака? Правильно – на стройке… Стоит голубь ясный, в строительной каске, рядом с подъёмным краном, курит с каким-то прорабом… От общих знакомых юности уже знала, что работает специалистом по строительству в солидной организации… А меня время поджимает – надо срочно уезжать с бумагами в офис… Подойти – не подойти? Узнает- не узнает? Вспомнит – не вспомнит? Что скажет? И главное – мне это надо? Зачем?

           Посмотрела: человеку всего 53 года, а видок  у него ещё тот: стал низенький – стоптался, на макушке – плешь, курит (раньше не курил, спортом занимался), усы облезшие, лицо – в морщинах – по виду, и пьющий, и гуляющий по бабам обычный мужичок… Не-е-е, на край света с таким что-то не тянет… Да и подойти не тянет, да и некогда уже, да и вряд ли он меня вспомнит – столько лет прошло… Хотя был вариант – оставить номер мобильника, но опять мысль: «А оно мне надо?» Ушла. Шанс не использовала. Потом всё думала: а может, я неправильно ему тогда в молодости насоветовала – насчёт того, чтоб остаться с женой? В любом случае – решать, как дальше жить, должен был он сам – жизнь его, и сын – его… А может, я сама ещё раньше неправильное решение приняла, ну когда он подошёл с приглашением в ресторан, а я отказалась – надо было просто отказать жениху (и из под венца уходят) и встречаться с Витей? Но с женихом была взаимная любовь, а с Витей – неизвестно ещё, как бы всё сложилось…  И кто мешал мне сейчас с ним просто пообщаться, поговорить «за жизнь»? Кто знает? Только правы древние мудрецы: в одну реку нельзя войти дважды.