Моя подруга Галка

Елена Демина 5
        Есть у меня подруга, Галка, с 3-х лет дружим - железная дружба. А нам уже по 60.  Ничто  не cмогло разлучить нас: ни разные детсады, ни разные классы в школе, ни  учёба после школы в разных городах, ни даже проживание в разных концах страны... Мужья, семьи, дети, другие подруги - ничто не может нарушить нашу железную и нержавеющую дружбу. А ещё говорят, что женщины не умеют дружить! Глупость какая! И ведь мы с ней такие не одни. 

       Познакомились мы случайно: она пришла  с отцом в гости к своей бабушке, нашей соседке по коммунальной квартире. У Галки был трехколесный велосипед –  она  дала мне покататься на нём во дворе. А я ей дала поиграть свою большую куклу в красивом платье, которая закрывала глаза и говорила "Мама!", когда её клали на спину. И всё! Подруги навек! Потом нашим семьям дали квартиры в одном подъезде нового дома - наши отцы работали на одном заводе, и лет до 12 мы практически не расставались, только на ночь и на время уроков в школе – учились мы в разных классах. Галка была на 3 месяца старше меня - и это сыграло роковую роль: тогда в школу детей брали только, если им к 1 сентября исполнилось полных 7 лет.  Подружке 7 лет исполнялось 13 сентября - и её мама упросила директора школы взять её в первый класс в неполные 7 лет. А я родилась в конце ноября - и хотя к 1 сентября уже хорошо читала, умела писать печатными буквами и считать (лучше  Галки!)  - меня в школу не взяли, и я пошла учиться только в следующем году, в ту же школу, лучшую в городе...Правда, подружка все 8 классов проучилась на 4 и 3, а я все 10 классов - на одни "пятёрки". Учителя говорили - надо было нас принимать в  школу наоборот – меня раньше, а Галку на годик позже...В нашем доме жило много детей, все дружно играли во дворе в разные игры. В  играх часто выдумщицей и заводилой была я, а в проказах - Галка... Нам было не скучно друг с другом.

         После 8-го класса подружка поступила в техникум в нашем городе, я же училась  в старших классах школы. Потом Галка училась в ВУЗе в Челябинске, я училась в ВУЗе в Свердловске после школы, встречались только дома, на каникулах... С 80-х годов она живёт с мужем и 2 сыновьями в Киеве, столице Украины, я с семьёй - в России. Видимся, когда приезжаем в наш родной городок... И по-прежнему рады друг другу... Советуемся, делимся радостями и проблемами, ну и тайнами - которые никому другому рассказать почему-то не можем - мы с ней как сёстры... Вот в одну из таких редких встреч Галка рассказала мне эту историю. Рассказываю её от её лица.

           «В техникуме в группу к ним попал парень Сашка Мареев - учился до этого в соседнем классе, знала я его до этого мало, в школе редко пересекались. Оказался он умным, способным, отлично разбирающемся в химии, простым и веселым.  Общались с ним как товарищи, вместе занимались разной общественной работой. Он учился хорошо, я - уже без троек (лучше, чем в школе). К химии у него были просто потрясающие способности! Легко  решал задачи и составлял уравнения химических реакций из вузовских учебников, которые ему  подсовывала  наша преподавательница химии, фанатично влюбленная в свой предмет. Она прочила ему большое будущее - науку, звание профессора в 40 лет, всесоюзную и мировую известность. Но было одно "но": Сашка был беззаботным человеком с лёгким характером, со склонностью к разгильдяйству...  Этакий весёлый добродушный раздолбай.

          После окончания техникума родители Сашки настаивали на его поступлении в ВУЗ, и он легко бы поступил. Но сам он учиться дальше не хотел. Тайком от них он пошёл и устроился на работу химиком-аппаратчиком на наш завод. Когда он проработал неделю - дома поинтересовались, где он пропадает с утра до вечера и когда поедет поступать в институт. Пришлось Сашке сказать правду. Мать у него была скандальная женщина, спокойный отец тут её поддержал, и утром они пошли с сыном на завод, заставили его уволиться, купили билет на поезд, запихнули его с чемоданом в вагон и отправили поступать в ВУЗ в Челябинск... Всё это я узнала, когда вечером в августе в дверь моей комнаты в студенческом общежитии (я сдавала вступительные экзамены в ВУЗ) кто-то постучал... На пороге стоял Сашка. Ему негде было даже ночевать. Устроила его в комнату к знакомым парням, тоже  абитуриентам, спал на полу.

          Я усердно готовилась к экзаменам, поступила с трудом -конкурсы везде были высокие, выбрала специальность, где часто был недобор... А этот беспечный гражданин  вообще не готовился к экзаменам, у него-то и документы не хотели принимать (сроки приема окончены, вступительные экзамены шли вовсю), но приняли: просто на химфаке, куда он поступал, учились в основном девушки, парней было мало, а Сашка был ещё и спортсмен - волейбол, баскетбол, лыжи, бег. И вот он  сдал в сжатые сроки математику, физику, химию на "5", написал сочинение по русскому языку на твёрдую "тройку" - и стал студентом 1 курса!!! Ему (и мне тоже) дали койко-место в общежитии. Съездили мы, как все студенты тогда, на месяц на уборку картошки в колхоз, и стали "грызть гранит науки"...

          Сашку сразу выбрали старостой учебной группы - он оказался единственным в группе парнем! Мы с ним иногда виделись в институте, девчонки из его группы всегда ревновали меня к нему, тёрлись рядом и старались быстро увести его - якобы по учебным делам. Меня это смешило: мы общались просто как бывшие одноклассники, оказавшиеся в чужом городе, без родных и  знакомых. Учёба занимала всё время. Через 2 месяца со мной случилась неприятность: ночью проснулась от сильной боли в боку. Подружка Оля  вызвала  "Скорую помощь" - и меня увезли в больницу. Через пару недель сделали серьёзную операцию, после которой пришлось провести в больнице ещё месяц в лежачем положении... Подруга приезжала почти каждый день, группа была пару раз, и тоже чуть ли не ежедневно приезжал Сашка. Я воспринимала это нормально: случись с ним такое - я бы тоже его навещала, нас такими воспитали. Ещё перед операцией врачи заставили меня позвонить родителям (мне было 17 лет), мама срочно приехала, ухаживала за мной после операции. Жила у дальних родственников отца.

             Я выписалась и продолжила учёбу. Сдали зимнюю сессию, съездили на  каникулы домой - в это время мы с Сашкой не виделись. Но потом общались  по-прежнему: он приходил ко мне в гости, водил на прогулки, в кино. У него был  хороший характер и отличное чувство юмора: он умел шутить так, чтоб никого не  обидеть. А так как с Олей мы были практически неразлучны, то часто общались  втроём. И не раз мы с ней дуэтом восклицали: "Вот повезёт той девчонке, на которой ты женишься!" Он отвечал: "Вы меня просто плохо знаете. Я - главный в группе прогульщик! Вчера вот на лекции так сильно захотел сходить в баню - ну и пошёл... Вместо других лекций. Позавчера - сильно есть захотел на семинаре - тоже смылся в столовку... Тоже мне, нашли идеал!" И смеялся...  У нас с Олей появлялись ухажёры,  какие-то дружеские компании, но на дружбу с Сашкой это не влияло. Тут ещё вот что получилось: Олин бывший одноклассник Вадик попал в общаге в одну комнату с Сашкой  - и тоже с ним подружился. Так что иногда общались и все вчетвером.

          Сдали летнюю сессию, съездили домой, Сашка и Вадик уехали в стройотряд, я по состоянию здоровья  не могла вступить в стройотряд - и, конечно, расстроилась. Оля решила не вступать тоже, как это - без меня? Она работала на ремонте общежития в студенческой бригаде, я  - в команде оформителей на факультете, и мы по-прежнему были вместе всё свободное  время.

         Осенью пошли на второй курс. Учиться было уже легче - втянулись, попривыкли. И вдруг Вадик сообщил нам, что Сашка бросил учёбу, забрал документы из института и устроился работать на один из крупных заводов Челябинска! Для нас эта новость была, как гром среди ясного неба! Кому же ещё учиться в ВУЗе, как не ему! С такими-то способностями! Вадик просил повлиять на него, уговорить вернуться. В деканате уже пытались - не смогли. Парни в комнате тоже его отговаривали - не послушал. Может, нам удастся? Он должен скоро приехать в общагу - забыл в комнате свою гитару.

           Мы встретили его на улице недалеко от общежития, стали расспрашивать, что случилось,  предлагали свою помощь, уговаривали вернуться в ВУЗ на учёбу. Сашка был сердитым, сказал, что уже всё решил, передумывать не будет, а учиться будет позже, поступать будет в ВУЗ в Москве, а сейчас хочет поработать. И побежал на автобусную остановку. Вскочил в автобус и уехал. Мы пожалели, что не смогли его уговорить, но решили, что это его жизнь, ему виднее. 

           На зимних каникулах я пошла на вечер встречи выпускников в свою школу. Одноклассники стали ругать меня за то, что Сашка бросил ВУЗ. Я очень удивилась: сказала им, что пыталась его отговорить от этого поступка, но он не послушал. Почему это они меня в этом винят - я ему не жена, не сестра, просто бывшая одноклассница, с чего бы он меня послушался? Они на меня так странно посмотрели, но ничего не сказали.

          Снова с Сашкой мы встретились, когда нам было по 22 года - в нашем родном городке. У меня со здоровьем было всё в порядке, я уже вышла замуж за однокурсника, Сашка ещё не был женат. Рассказал, что с завода его скоро призвали на службу в армию, отслужил, уехал с друзьями на ВАЗ, что живёт в рабочем общежитии в Тольятти, работает слесарем. Их всех поманило туда то, что своим работникам завод тогда продавал свои автомобили "Жигули" по своей очереди и без торговой наценки, что была в магазинах...

         Жизнь шла своим чередом. Мы с мужем уехали жить в Киев (он был оттуда родом), жили с его мамой и сестрой, работали, родили и растили сына, вступили в МЖК и приобрели (сами себе построили) квартиру... После аварии на Чернобыльской АЭС семьям с детьми власти посоветовали уехать на несколько лет из Киева в другие места... Мы уехали сюда  к моим родителям в наш городок. Прожили здесь 5 лет, родился второй сынок. Решили вернуться, когда он немного подрастёт.

         Как-то, гуляя с моей мамой и детьми на улице, встретили отца Сашки. Он поздоровался и прошёл мимо. Вот тут мама мне и рассказала... У неё знакомые жили на одной лестничной площадке с его родителями. И когда мы учились в ВУЗе на 1 курсе, после моей операции, в первые наши зимние каникулы, когда Сашка приехал домой, в их квартире разразился страшный скандал -такой, что было слышно во всех соседних квартирах. Оказывается, Сашка, приехав на каникулы, объявил родителям, что любит меня и хочет на мне жениться! Его мать орала, что не позволит ему это сделать, что я резаная, оперированная, у меня детей теперь не будет, я буду всю жизнь лежачая больная и он будет из-под меня всю оставшуюся жизнь горшки выносить… Что он не сможет учиться дальше, бросит ВУЗ, вынужден будет пойти работать, чтоб меня содержать, загубит свою жизнь и своё будущее. И что если он женится на мне – то она ему больше не мать, она от него откажется, у неё больше не будет сына… Чем там всё закончилось - соседи, естественно, не знали.

       Сашка на следующий же день уехал обратно в Челябинск, а их соседи пришли  к моей маме и всё это рассказали, передав всё дословно. Меня дома не было:я в это время навещала бабушку в деревне. Мама очень удивилась,ведь я ни слова о Сашке родителям не говорила и замуж явно не собиралась. Это она и сказала соседям Сашки. И ещё добавила, что пусть его родители успокоятся, она никому свою дочь в жёны навязывать не собирается, что я не лежачая, продолжаю учёбу, ходила на занятия в институт (кроме физкультуры), сдала хорошо все экзамены в зимнюю сессию, и что врачи сказали, что через 5 лет после операции можно будет выходить замуж и рожать детей. Соседи Мареевых ушли, и больше нас никто не беспокоил. Там же по соседству, оказывается, жила семья старшей сестры одной из моих бывших одноклассниц,так что бывшие одноклассники мои тоже всё быстро узнали. Не знала ничего только я.

     Я была ошарашена: Сашка ни взглядом, ни словом никогда мне не давал намёка на какие-то чувства со своей стороны, кроме обычных дружеских. Так вот почему на вечере встречи выпускников в школе наши на меня напустились и потом так странно смотрели! Они думали, наверное, что он ко мне посватался, а я ему отказала – вот он от расстройства и бросил институт… Меня удивила и мама: почему она столько лет молчала? Она ответила, что ей было обидно за меня, а вот теперь у меня муж, дети, высшее образование, квартира в Киеве, со здоровьем всё хорошо, а их  драгоценный сынок  бросил институт, неженат, жильё  у него – койка в общаге, работает простым рабочим. И уж точно не я в этом виновата. А я ей сказала, что если б она тогда мне сразу всё рассказала, то, может, мне бы удалось уговорить Сашку продолжать учёбу в институте. Конечно, замуж я бы за него не пошла – не было у меня к нему таких  чувств. А теперь я чувствую себя виноватой в том, что у него так всё вышло неудачно с учёбой, да и с жизнью…»

       И Галка спросила у меня: «Вот как ты думаешь – я на самом деле в этом виновата? Меня совесть грызёт.» А я ей ответила: «Ты даже не знала ничего о его намерениях. Как ты можешь быть виноватой? Это его жизнь, и он сам ею так распорядился. Думаю, он зря принял решение жениться, не сделав тебе предложения и не получив от тебя определённого ответа, и тем более зря сообщил об этом своём решении своим родителям. Человек просто  совершил ошибку, ты тут  ни при чём. Ведь ты же не пошла бы за него замуж? Ответ знаешь сама. И продолжать дальше учиться ты тоже его уговаривала.» Галка обняла меня: "Ты всегда всё умеешь  рассудить по справедливости! Спасибо тебе, подружка!" Кстати, я тоже помнила этого парнишку - в одной школе учились, почти все знали друг друга.

         В возрасте 33 лет Сашка женился – на девушке на 10 лет моложе себя, у них родились дочь и сын, живёт всё там же, всё так же работает слесарем на заводе, больше в ВУЗ не поступал, как говорится, зарыл свой талант в землю… Имеет хорошую квартиру, машину, дачу, жена вот только далеко не красавица, но это бы ладно, так она ещё и с плохим характером, скандальная и эгоистка: живёт для себя, взвалила на него всё – и дачу, и ремонты квартиры, и воспитание детей… Всё это рассказали Галке их одноклассники, которые так и работают вместе с ним с тех самых послеармейских времён… Страна не получила ещё одного талантливого учёного, наш знакомый весёлый раздолбай не стал профессором химии, а кое-кто заполучил того, кого не достоин... "Эх, - решили мы с Галкой, - нет в жизни справедливости: не той девушке достался такой хороший парень, эта глупая курица явно не ценит имеющееся у неё сокровище!"