Школьный учитель физкультуры

Александр Щербаков 5
Я уже немало написал о своих земляках из родного для меня поселка Херпучи на севере Хабаровского края. И о своих друзьях, одноклассниках, некоторых учителях.  Писали о них и другие мои земляки, в частности, Виктор Глотов, и его одноклассница, ставшая потом учительницей в нашей школе, Ангелина Иванова Шохина (Черкашенинова).  Вот что написал о нашем учителе физкультуры Виктор Глотов.

«МИЗИШ Георгий Константинович появился в нашей школе, наверное, в 1948 году, переехав из Николаевска. Он стал преподавать физкультуру, его жена пошла воспитателем в интернат.  Первые же занятия показали, что в физической культуре он неплохо разбирается. Во-первых, уроки стали проводиться с хорошей физической нагрузкой, разнообразно, живо. Настолько живо, что с непривычки долго болели мышцы рук и ног. Во-вторых, он организовал спортивные секции, где кроме общефизической подготовки мы занимались знакомством с основами легкой атлетики, гимнастики. Он подробно объяснял особенности  работы тех или иных групп мышц во время выполнения разных упражнений. В-третьих, при нем стали появляться настоящие спортивные снаряды и инвентарь. Мы тренировались в толкании ядра, в метании диска, учились правилам старта на короткие и длинные дистанции, при выполнении прыжков в длину, узнали, что такое «шиповки» (позднее, в 1963 году Мизиш  подарил свои шиповки мне, но они были такие старые, что нитки, которыми были пришиты подошвы, порвались во время первого забега на 100 метров и мне потом пришлось самому пришивать подошвы – А.Щ.). В-четвертых, он организовал нас, старшеклассников, на сооружение спортплощадки с сектором для ядра, для диска, ямы для прыжков в длину и волейбольной площадки. При нем закупили настоящие лыжи фабричного изготовления вместо тяжелых самодельных, которых все равно не хватало.

Много можно перечислять того, что сделал Мизиш для нас, учеников, в смысле нашего физического и нравственного воспитания. Как-то раз на секцию он принес таблицу спортивных достижений по Нижне-Амурской области и, не без гордости, показал свою фамилию против некоторых рекордных показателей. Вроде бы это был конькобежный спорт. После этого мы Георгия Константиновича зауважали еще больше. Он ходил с нами в многодневные лыжные  походы, возглавлял бригаду старшеклассников, когда мы спасали школьное сено от наводнения.  Ходил  с нами на лесозаготовки – короче, был во всех наших делах как учитель, руководитель и воспитатель, а порой был похож на нашего старшего товарища. С нами он был заботлив, прост, но в тоже время требовал дисциплины, организованность и серьезного отношения к любому делу, в том числе и к спорту.»

 Это воспоминания ученика нашей школы в период с 1941 по 1951 год Виктора Глотова. А вот как запомнился мой многолетний учитель физкультуры мне.

Мизиша я узнал еще до того, как стал учеником в школе. Мы, послевоенные  пацаны, любили смотреть, как Мизиш проводил строевую подготовку со старшеклассниками.  Ребята держали в руках деревянные «винтовки», и с ними отрабатывали строевой шаг, повороты направо-налево, кругом.  В те годы вокруг нашей школы не были насажены деревья, вернее, они оставляли большое пространство за школой, где была оборудована хорошая спортивная площадка. Вот там старшеклассники и маршировали. А мы, пацаны, брали в руки простые палки и шагали вместе с ними, стараясь повторять все движения. Хочу сказать, что хотя во время моей учебы в школе военную подготовку мы не проходили, и не ходили строевым шагом, я научился правильно ходить в строю и индивидуально. И когда много позже, уже став начальником медицинской службы подводной лодки, куда попал после окончания медицинского института,  во время сборов на Русском острове во Владивостоке, я единственный из группы медиков-запасников, получил «отлично» по строевой подготовке.

В начальных классах школы уроки физкультуры проводила учительница, которая вела и другие уроки – по письму, чистописанию, арифметике и другим предметам. И только с пятого класса уроки физкультуры стал вести Мизиш.  В те годы уроки физкультуры были два раза в неделю. Уроки физкультуры, которые проводил Мизиш, были в шести классах, с пятого по десятый, и так как все годы в школе было по два класса, то недельная нагрузка на учителя физкультуры была 24 часа в неделю. Помню, у моей мамы, учителя немецкого языка, она было не более 14 часов в неделю.  Можно представить, как выматывался в школе Мизиш, а ведь ему еще приходилось  выполнять домашнюю работу, в  его семье была жена и дочь Инна.  А это наколоть дрова натопить печь,  наносить воды из колодца. Солидная нагрузка для любого человека.

Долгие годы в школе не было спортзала. Его роль выполнял актовый зал квадратной формы. Рядом с этим залом был один учебный класс, а через небольшой коридор – кабинет физики.  Так что топот ног 25-30 занимающихся физкультурой школьников был хорошо слышан в соседних кабинетах.  Это мешало проведению уроков, и когда появилась возможность, спортзал перевели в отдельно стоящее здание. Правда, оно было мало приспособленное для занятий спортом, длина, ширина и высота были меньше стандартных спортзалов. Но все были рады и такому спортзалу. Там можно было проводить и занятия в вечернее время.

К этому времени я стал уже выделяться среди своих сверстников успехами в спорте.  Я не только стал знатоком спорта, но и сам неплохо выступал на школьных соревнованиях.  Мизиш выделил меня среди других учеников, и стал доверять мне проводить спортивные секции среди младшеклассников.  У меня был свой ключ от замков в спортзале, и я мог в нем сам тренироваться в любое время, чем я и не замедлил воспользоваться.

Когда я учился в 9-11 классах, то проводил занятия и среди старшеклассников. Именно в эти годы в спортзале появился помост для занятий со штангой, и сама штанга перекочевала из поселкового клуба в наш школьный спортзал.  Появились баскетбольные щиты, и вечерами разыгрывались поединки по баскетболу между командами отдельных классов.  Три раза в неделю я проводил занятия с малышней, и три раза со старшеклассниками.  В спортзале был еще и стол для настольного тенниса, и тоже проводились поединки среди ребят. Помню, очень хорошо играл в настольный теннис Голубицкий, который отличался непробиваемой защитой, отбивал летящие шарики далеко от стола.

Несколько раз во время отъездов Мизиша на соревнования я даже проводил школьные уроки вместо него, это считалось вполне нормальным явлением. Вообще я удивляюсь тому, что многие учителя нашего поколения запросто вели уроки по нескольким предметам, так как существовал недокомплект учителей, болезни, отпуска и другие причины. Пропуски занятий не приветствовались.  Но вот проводить уроки физкультуры они не решались, и поэтому замену Мизишу осуществлял я.

Наш поселок северный, зимой выпадает много снега, и поэтому все от мало до велика умели ходить на лыжах.  Поэтому всю третью четверть уроки физкультуры в школе были посвящены ходьбе на лыжах.  И хотя сам Мизиш в прошлом занимался конькобежным спортом и легкой атлетикой, поставить правильную технику лыжного хода он умел.  Поэтому многие наши школьники не раз становились победителями и призерами на районных соревнованиях школьников, хорошо выступали на первенстве Нижне-Амурской области в Николаевске, пока она существовала. Я не могу перечислить всех наших лыжников, разве что назову нескольких, кто ближе мне по возрасту. Толя Козлов, Борис Приходько, Олег Кутья, Людмила Шумилова, Людмила Баева, Майя Гилева с успехом защищали спортивную честь школы и в Тахтинском районе, и в районе имени Полины Осипенко, куда наш поселок перешел в 1963 году во время административной реформы. И всегда на соревнования лыжников вывозил Мизиш, который часто мазал мазью и лыжи гонщикам, или советовал, какую мазь лучше положить при той или иной погоде.  Продолжались успехи херпучинских школьников и после окончания мной школы.

Вообще в эту третью четверть у Мизиша нагрузка уменьшалась. Он в начале урока выдала всем ученикам класса лыжи, они уходили на дистанцию, получив задание пройти 3 или 5 км на накатанной им самим лыжне, а сам учитель шел в спортзал, чтобы погреться. Ведь морозы в нашем поселке были часто за 30, и то и 40 градусов мороза, поэтому уроки физкультуры в эту четверть ставили или последними для первой смены, или начальными для второй. Все же ближе к полудню морозы уменьшались. Ни о каких "актированных" днях мы в те годы и не слышали, учились в любой мороз, в том числе и занимались физкультурой на лыжах.

Но я успел все же один раз поучаствовать в районных соревнованиях школьников в районе имени Полины Осипенко, где выиграл сразу пять первых мест – в беге на сто метров, в эстафете 4 по сто метров, в прыжках в длину и в высоту, и с ребятами мы выиграли турнир по волейболу.  Мизиш научил меня брать низкий старт в беге на сто метров, и подарил мне свои щиповки, в который я и победил. Это случилось после окончания мной 9 класса школы в 1963 году. Мне вручили ценный подарок – ручные часы, и сказали о моем успехе по районному радио.  Но это был единственный раз, когда я участвовал в районных соревнованиях.  В отличие от лыжных гонок, соревнования по легкой атлетике больше не проводились. А вот на лыжах я бегал неважно, не хватало выносливости, хотя третий разряд все же имел.  Мне технику бега на лыжах, как и другим, поставил Георгий Константинович.

Когда я стал учиться в 11-м классе, в школе появился новый учитель физкультуры, он стал вести уроки в старших  классах. Нагрузка на Мизиша снизилась, но соответственно снизилась и заработная плата. Не думаю, что это его радовало.  Новый учитель в институте занимался спортивной гимнастикой, и решил прививать нам гимнастические навыки. Но учить чему-то новому уже почти сформировавшегося юношу трудно.  В спортзале появились кольца, перекладина,  и на уроках нам приходилось делать упражнения на этих снарядах.  У меня, как и у большинства моих одноклассников, в основном высокого роста, в том числе у Саши Гальцева с его ростом в 196 см, мало что получалось.  Спортивная гимнастика – спорт для невысоких юношей и девушек. Как играть  в волейбол и баскетбол лучше получается у высоких. 

К тому же еще в самом начале учебного года у меня с новым учителем физкультуры произошел конфликт. Традиционно в начале сентября проводилась матчевая встреча по футболу и волейболу между командами соседних поселков – Херпучи и Оглонги. Мы обычно были сильнее в волейболе, а оглонгинцы побеждали в футболе.  К этому времени я был уже признанная «звезда» местного разлива в волейболе, играл даже за сборную юношей Хабаровского края.  Как всякий опытный игрок, хорошо знал и правила игры. Новый физрук решил судить наш поединок по волейболу.  И не раз допускал грубые судейские ошибки. Закончилось это тем, что я этого судью-незнайку просто обругал. Причем публично, в присутствии многих болельщиков из обоих поселков. И физрук заимел на меня зуб. И когда  ему удалось отыграться, он воспользовался моментом. По физкультуре за четверть мне, лучшему спортсмену школы и района, обладателю значка ГТО 1 степени, поставил «хорошо».  Моему возмущению не было предела. Видимо, новому учителю подсказали, что он не прав, потому что за вторую четверть он поставил «отлично», хотя я не имел больших успехов в гимнастике. Разве что держал несколько секунд  «крест» на кольцах,  и мог подняться разгибом на перекладине.

Но во время зимних каникул новый учитель физкультуры уехал из поселка. У него, женатого человека, случился роман с замужней женщиной, и они, бросив своих супругов, уехали из Херпучей. Но судьба позже свела меня с ними, но только в разное время и при разных обстоятельствах. Физрука я увидел в противотуберкулезном диспансере, когда учился в медицинском институте. А его новую жену, у которой полгода занимался бальными танцами, через много лет в поселке Солнечный, где она работала третьим секретарем райкома партии.

А вот Мизиша, который после отъезда нового физрука снова стал вести уроки во всех классах, я последний раз увидел на нашем выпускном вечере после окончания школы. Он сидел рядом с Рифхатом Шириздановым и Шуриком Захаровым, которые учились в параллельном с нашим классе. Они все пытались напоить Георгия Константиновича, но это им не удалось.  Я ни разу не видел Мизиша не то,  что пьяным, даже немного выпившим. Вот таким запомнился мне  учитель физкультуры Мизиш Георгий Константинович.