Космическая этика Циолковского

Шалюгин Геннадий
                Космическая  этика  Циолковского

В  Циолковском  часто  видят  предтечу   космонавтики.  Это верно:  в  1879  году,  уже  в  юношеских  набросках  у него появляется  тема  «космического  будущего». Философские  же  взгляды  его  своеобразны. Он  называл  себя  «материалистом»,  однако это весьма  своеобразный  материализм.  Вопрос о «первичности» материи или  духа для  него мало что значил.  Главное  было: «оценка  жизни и существования  человека и человечества». Другими словами,  это учение  о добре  и зле.  Об  этике Циолковского я  прочитал  в  «Науке  и религии» (1989,  № 1).
 По  Циолковскому,  этика  начинается   с  вопроса:  «какова  цель жизни?» КЭЦ  считал,  что  цель  жизни  есть  стремление  к  счастью и совершенству. Смысл науки,  знания   в том,  чтобы ответить:  как  сделать человека счастливым?  В  свете   этики  следует рассматривать и  технические  идеи  КЭЦ  без  выхода в  Космос  и его освоения  будущее человечества  немыслимо… Традиционный  материализм  Циолковский  считает  «пессимистичным»:  он  остановился  на  полдороге  и  не  дошел до отрадных  выводов   о  вечной  и безначальной  жизни всего сущего. Ученый  считал,  что личное  бессмертие  есть  факт – в силу  того,  что  тела состоят из  вечных  атомов,  способных к ощущению (атом-дух).  Это  чувствующие   боль атомы. Так  как  собственное  счастье  атомов-духов  зависит от совершенного   устроения  Вселенной,  то понятно  стремление  КЭЦ  распространить   влияние  человека на  Космос.   На весь  Космос -  иначе  о  всеобщем  счастье  нечего и мечтать!  Так  земная  этика  непосредственно вырастает в  космическую.
  В  Циолковском  я  вижу  слияние,  синтез   научного  знания,  то  есть,  конкретных  технических  идей,  с философией и этикой,  - в  их  устремленности к    счастью  человека,  к  вселенской  миссии  человечества  по гармонизации Космоса.
Интересен  загляд  КЭЦ  в  далекое  будущее. Атомы – увы -  способны  страдать,  и  пока   наши  тела состоят  из  атомов, то  от страданий  избавиться  невозможно.  Будущее -  за  «лучистым  человечеством»,  которое  в  форме   сгустков  энергии будут  бесконечно  жить в  бесконечном пространстве… Где-то  мы с  этим  уже встречались.  Ну, конечно. «Мировая  душа»  Антона  Павловича  Чехова…
                10  февраля  1989.