Безжалостно точный язык любви

Адриана Хмара
Рассказ Роберта Шекли "Язык любви" повествует о молодом человеке, который не мог объясниться в любви в силу косноязычия. Тогда он пообещал любимой девушке выучить язык любви вымершей инопланетной цивилизации, посредством которого можно абсолютно точно передавать любые, даже самые малейшие тонкости и нюансы любовного переживания. Он приезжает к профессору-лингвисту, который и обучает молодого человека данному языку, предварительно предупредив об опасности этой затеи. Герой рассказа не внял предупреждению более опытного человека и выучил язык любви, структуру которого можно было воспроизвести и на родном языке. Приехав к своей любимой, он абсолютно точно выражает степень радости встречи, не оставляя места для романтического ожидания и загадки, и разочарованная невеста оставляет знатока языка любви. Несчастный молодой человек находит женщину, к которой более или менее относится терпимо и отправляется на одинокую планету подальше от людей, как до этого поступил его учитель-лингвист. При этом ему становится ясно, почему исчезла цивилизация, создавшая такой язык.

Всякий язык выражает не само становление, а ставшее, поэтому абсолютно точный язык любви будет выражать не саму любовь в динамике внутренней жизни, а наблюдаемый в интроспекции факт, который уже определился и потому лишен романтики. Но это уже не любовь, а только ее тень, поскольку подлинная природа любви всегда включает в себя нереализованную возможность. Как только любовь удается абсолютно точно передать, она лишается всех своих скрытых возможностей, теряя внутреннюю силу.

Однако такой абсолютно точный язык любви вполне можно создать, и значительно проще, чем это описано у Роберта Шекли. Для этого можно использовать не слова, которые не точны, а график функции в декартовой системе координат. Практической пользы для объяснения в любви такой язык не несет, однако он нужен тому, кто хочет оставить свой опыт любви в прошлом, избавившись от страданий привязанности. Для таких людей и предназначается предлагаемый способ описания чувств.

Ось ординат будет изображать количественную сторону чувства любви, ось абсцисс – качественное содержание этого чувства.

На оси абсцисс от ноля отложим семь делений, на оси ординат от ноля отложим три деления вверх, три – вниз.

Ноль обозначает нейтральное отношение во всех смыслах.

Единица оси ординат будет означать легкую симпатию, двойка – сильную привязанность, тройка – предельную страсть. Симметрично этому минус единица оси ординат будет означать легкую неприязнь, двойка – нетерпимость, тройка – предельную ненависть.

Принцип разграничения качественного состояния чувства любви можно взять из индийской йоги, в которой чакры олицетворяют уровни душевно-телесной жизни.

Первая чакра (муладхара) символизирует витальную инстинктивную силу человека. В какой-то мере она выражает содержание человека общее со всеми животными – способность инстинктивно возбуждаться в определенной ситуации. Соотнесем чувства, вызываемые этой инстинктивной силой, с единицей оси абсцисс. На координатной плоскости по оси ординат мы можем указать характер проявления этого инстинктивного чувства, соответствующего единице абсцисс.

Соответствовать нулю ординат будет нейтральное чувство, единице ординат – чувство легкого возбуждения, которое вызывает присутствие другого, а, например, физическое отвращение можно поставить в соответствии с минус двойкой ординат и т.д.

В человеческой жизни инстинктивное чувство (соответствующее муладхаре) плавно переходит в чувство сексуальное, которое соотносится со второй чакрой – свадхистханой, что, соответственно, можно соотнести с двойкой абсцисс. Сексуальное чувство отличается от инстинктивного тем, что способно отвлекаться от непосредственного присутствия другого человека. Оно связано со способностью к фантазии, обретая тем самым автономию от инстинктивного характера своего проявления, хотя и тесно переплетено с ним. Аналогичным образом по оси ординат мы можем отразить характер проявления сексуального чувства от предельной страсти (три) до предельного отвращения и брезгливости (минус три).

Третья чакра (манипура) символизирует чувство телесности или ощущение реального телесного воплощения в мире. Если бы это ощущение пропало, то весь мир стал бы казаться нереальным, а восприятие собственного тела – иллюзорным. Это же чувство проявляется в потребности телесного присутствия другого человека. Чувство телесности на уровне манипуры очищается от сексуальной, и тем более от инстинктивной зависимости. При отношении к другому человеку в аспекте, символизируемом третьей чакрой, важен сам факт его присутствия, телесное соприкосновение с которым может быть хоть и приятно, но не сексуально, как, например,  общение человека с кошкой, матери с ребенком и т.д.

Соотнося это чувство с тройкой оси абсцисс, мы по оси ординат отражаем его характер от предельной нуждаемости в физическом присутствии другого (три) до предельной непереносимости присутствия другого (минус три).

Четвертая чакра (анахата) – центральная, это чакра сердечной чувственности. Она гармонично сливает в одно чувственное целое противоположные стихии симметричных по отношению к ней чакр, преодолевая всякую обособленность отдельных проявлений чувств на разных уровнях. Отношение к другому человеку на уровне анахаты эмоционально-чувственное и освобождается от нуждаемости в его непосредственном физическом присутствии. Для человека становиться важным наличие другого в принципе, не обязательно в данном конкретном моменте или месте. Соотнося эмоции этой чакры с четверкой абсцисс, мы можем отразить характер их проявления от предельной эмоциональности любви (три) до предельной эмоциональности ненависти (минус три).

Симметричная третьей пятая чакра (вишуддха) в чем-то аналогична, а в чем-то противоположна манипуре. Если третья чакра сообщает нам чувство телесного присутствия в пространстве, то пятая – чувство реально присутствия в данной временной последовательности. Именно она позволяет отличать действительно происшедшие с нами события от собственных фантазий, которые так и не воплотились в линии времени нашей жизни.

Если бы эта чакра элиминировалась, то мы перестали бы отличать фантазии от действительности. С одной стороны это избавило бы нас от страданий по поводу упущенных возможностей или тоски о недостижимом, с другой стороны мы выглядели бы для окружающих как идиоты, неспособные отличить действительного от воображаемого. Страдание от несчастной любви очень часто связано с обострением чувства на уровне вишуддхи, так как сопряжено с чувством нереализованности во времени.

Чувство на уровне этой чакры соотносится с пятеркой оси абсцисс. В высшем пределе оно проявляется как максимальная устремленность на воплощение своих мечтаний о другом человеке (тройка ординат), в своем низшем пределе (минус три) – как непримиримое возмущение самим фактом существования другого человека безотносительно к тому, как и где он там живет.

Шестая чакра (аджна) олицетворяет интеллектуальную силу. Чувство к другому человеку на уровне аджны освобождается от потребности в его присутствии или в эмоциональном общении с ним. Отношение к другому человеку становится бескорыстным и приближается к идеалу любви к ближнему. Для человека становится важным только то, что другой вообще есть, при этом любовь к нему самодостаточна в любой ситуации и не нуждается в развитии.

Отношение к другому человеку на уровне аджны соотносится с шестеркой абсцисс. В высшем пределе на оси ординат оно раскрывается как чувство родственности с другим человеком в утонченной симпатии, которое не зависит ни от каких обстоятельств. В низшем пределе – как чувство презрения или как презрительно-равнодушное абстрагирование от самого факта его существования.

На уровне седьмой чакры (сахасрары) чувство к другому человеку освобождается от зависимости любых обстоятельств, и не только от собственных ожиданий, от присутствия другого или от наличия эмоционального общения, но даже от факта существования этого человека в данном мире вообще. На этом уровне возникает ничем не связанное чисто духовное отношение к человеку, такое же как отношение к святым или к духовным существам.

На оси абсцисс этому чувству будет соответствовать седьмое деление. При этом по оси ординат становится возможным отобразить весь спектр проявления духовного отношения к человеку от предельного чувства благоговения (три) до предельного чувства духовной чуждости (минус три).

Выделенные семь форм проявления чувства к другому человеку – не семь разных отношений, а семь качественных моментов одного и того же отношения, взаимосвязанных плавным переходом от одного к другому.

На координатной плоскости это единое чувство к другому человеку отображается плавной линией, соединяющей все семь выделенных точек. Поскольку графическое изображение чувства любви можно выстроить со сколь угодно точной детализацией, становится возможным изобразить столь же малозаметные степени качественных моментов чувства любви в ее неповторимой индивидуальности. Однако как только удается отобразить любовь абсолютно точным образом с помощью такого графического изображения, чувства утрачивают свой внутренний динамизм.