Ч. 41 КБФ теряет базы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/28/1452

После взятия Таллина немцы приступили к занятию Моонзундских островов. Гарнизон островов составляли 23 633 человека. Береговая артиллерия насчитывала 16 батарей. Имелись 8 торпедных катеров, несколько сторожевых катеров и 12 истребителей.

Гарнизон островов оказывал ожесточённое сопротивление высаживавшимся фашистским войскам. Немцы  сбросили  десанты с планеров, привлекли к операции три старых крейсера, миноносцы, торпедные катера, тральщики, плавучие батареи, транспорты, штурмботы, быстроходные десантные баржи, буксиры.

Приняли участие и финны со своими двумя единственными крупными кораблями, броненосцами береговой обороны, один из которых подорвался на мине и затонул. Небольшие по численности эстонские национальные подразделения в составе советских войск перешли на сторону противника. Советский гарнизон на Моонзундских островах сражался 49 суток.

Он отвлёк на себя более чем 50-тысячную группировку фашистских войск, авиацию и спецчасти, ослабив войска, наступавшие на Ленинград. Чтобы защитники Моонзундского архипелага дольше продержались, им доставили транспортными самолётами горючее и боеприпасы.
 
Кроме того, на небольших судах доставляли боеприпасы из базы Ханко. Если называть вещи своими именами, то защитниками Моонзунда пожертвовали, чтобы спасти Ленинград. Ничего удивительного в этом нет, война заставляла принимать жестокие решения.

22 октября оборона Моонзунда окончилась. Последние 570 человек эвакуировались на Ханко и на остров Осмуссаар. Немцы потеряли 2850 человек. Теперь у Краснознамённого Балтийского флота остались только две базы: Ханко и Кронштадт.

Перед гарнизоном Ханко поставили задачу оттянуть на себя силы финской армии с Карельского перешейка, которые готовились к наступлению на Ленинград.

Командование гарнизона предупредили, чтобы до весны 1942 года помощи не ждали.
Кроме того, гарнизон должен был защищать южный фланг Центральной минно–артиллерийской позиции в Устье Финского залива. Чтобы продержаться, в базе установили жёсткий режим расходования боеприпасов и продовольствия.

База Ханко была хорошо укреплена. Финнам не удалось сходу прорвать оборону, а лишних жертв они не хотели. Началась позиционная война. Но командование КБФ требовало усилить активные действия, держать финские войска в напряжении, создавая видимость подготовки наступления и тем самым отвлекая на себя вражеские войска.

С этой целью наши десантники на катерах и шлюпках захватили 19 близлежащих островков. Ханко постоянно подвергался обстрелам и бомбёжкам. Обе стороны держали друг друга в напряжении.

Однако обстановка под Ленинградом сложилась такая, что Ставка приняла решение эвакуировать гарнизон Ханко в Ленинград.

В отличие от Таллинского перехода эвакуация Ханко проходила строго по плану с 26 октября по 2 декабря 1941 года. Переходы совершались только в тёмное время суток и в плохую видимость. На острове Гогланд создали промежуточную базу.

Сначала небольшими отрядами вывозили гражданское население, в основном семьи военнослужащих, продовольствие и тыловые службы. В Ленинграде уже начался голод, поэтому вывоз продовольствия был очень  важен.

Всего для вывоза гарнизона на Ханко и остров Осмуссар отправили одиннадцать отрядов кораблей. При эвакуации погибли: эсминцы «Сметливый», «Суровый», «Гордый», тральщики «Патрон», «Верп», «Менжинский», «Клюз», сторожевик «Вирсайтис», сетевой заградитель «Азимут», подводные лодки Л-2 и М-98,  2 катера «морской охотник», 1 торпедный катер, 3 буксира и два транспорта.

Самой тяжёлой потерей был подрыв на минах в штормовую погоду турбоэлектрохода «Иосиф Сталин». Удалось снять с него 1740 человек из общего числа 5589 человек. Остальные  часть погибла, и часть взята противником в плен.

В училище на лекциях по военно-морской истории нас учили, что поставленная флоту задача была успешно выполнена. Потерь в тех условиях могло быть больше.
 
В 1941 году весь Краснознамённый Балтийский флот оказался в единственной оставшейся Ленинградской военно-морской базе. Была создана Ладожская военная флотилия.

К началу войны КБФ имел 65 подводных лодок. В 1941 году они совершили 82 боевых похода. В результате 40 торпедных атак уничтожили 5 транспортов, 2 танкера и немецкую подводную лодку U-144.  Один танкер повредили.
 
В 1941 году погибли советские подводные лодки:
Щ-322 (погиб весь экипаж 50 человек),
М-78 (погиб весь экипаж, 15 человек),
С-3 (судьба экипажа достоверно неизвестна),
М-99 потоплена немецкой подводной лодкой  U-149 (погиб весь экипаж, 20 человек), С-10 (погиб весь экипаж, 38 человек),
М-94 потоплена немецкой подводной лодкой  U-140  или  U-149 (погибли 8 человек, остальных спас экипаж М-98,
С-6 (погиб весь экипаж, 49 человек),
Щ-301 (погиб весь экипаж, 33 человека),
С-5 (погибло 35 человек),
М-103 (погиб весь экипаж, 21 человек),
П-1 (погиб весь экипаж, 54 человека), Щ-319 (погиб весь экипаж, 37 человек),
М-74 потоплена немецкой авиацией,
С-8 (погиб весь экипаж, 48 человек),
Щ-322 (погиб весь экипаж, 37 человек),
«Калев» (погиб весь экипаж, 38 человек),
Л-1 затонула при артобстреле,
Щ-324 (погиб весь экипаж 37 человек),
Л-2 (погибло 50 человек, спасено 2),
М-98 (погиб весь экипаж, 18 человек).
Подводные лодки М-71, М-80, С-1, «Ронис», «Спидола» - взорваны своими экипажами из-за угрозы захвата противником.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/03/03/1618