Театр. Век Пушкина

Владимир Мурашов
        Волшебный край! Там в стары годы
        Сатиры смелой властелин
        Блистал фон – Визин, друг свободы
        И переимчивый Княжнин;
        Там Озеров невольны дани
        Народных слез, рукоплесканий
        С младой Семеновой делил;
        Там наш Катенин воскресил
        Корнеля гений величавый;
        Там вывел колкий Шаховской
        Своих комедий шумный рой;
        Там и Дидло венчался славой;
        Там, там, под сению кулис
        Младые дни мои неслись.

        Жорж: «Деньги? Что пользы в них? Я предпочитала успех.»
       
        Не будучи красавицей , Асенкова Александра Егоровна (замечательная, бойкая актриса, ученица Шаховского, дебютировавшая в роли Марфы 29 ноября 1814 года у императрицы Марии Федоровны) была в своем роде пленительна; кавалергардского полка корнет фон - Лау в отчаянии из ревности к ней застрелился.

        Театр уж полон; ложи блещут;
        Партер и кресла - все кипит;
        В райке нетерпеливо плещут,
        И взвившись, занавес шумит.
        Блистательна, полувоздушна,
        Смычку волшебному послушна,
        Толпою нимф окружена,
        Стоит Истомина, она,
        Одной ногой касаясь пола,
        Другою медленно кружит,
        И вдруг прыжок, и вдруг летит,
        Летит как пух из уст Эола;
        То стан совьет, то разовьет
        И быстрой ножкой ножку бьет.

        Дебют Истоминой Авдотьи Ильиничны состоялся 30 августа в балете "Ацисс и Галатея". Небольшого роста брюнетка красивой наружности. Среднего роста, очень стройна, черные огненные глаза, длинные ресницы, которые придавали особый характер ее физиономии. Большая сила в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях; пируэт её и элевация были изумительны. Долго не имела равных себе. Привлекла много поклонников и один из них, согласно молве, заплатил жизнью. (Кавалергардского полка штаб-ротмистр Ш на дуэли...).

        1817. 4 января. В бенефис Сандуновой давали: «Удача от неудачи или приключение в жидовской корчме». Сандунова превосходно играла еврейку Рахиль; для доведения роли до совершенства, гениальная актриса отыскала пожилую еврейку и долго брала у неё уроки.

        У князя Шаховского съезжались постоянно по вечерам драматические писатели Грибоедов, друг его Бегичев, Жандр, Хмельницкий, Лобанов, Кокошкин, Я.Н.Толстой, Катенин, А.С.Пушкин, Барков, Бестужев, Всеволожский.

        В последние дни 1818 репертуар был особенно разнообразным. Голоса наших актеров могли смело состязаться с лучшими певцами Италии. Причем все они были хорошими актерами. Муж и жена Самойловы, Злов, Климовский, Ефремова, Сандунова.
"Волшебная флейта", "Ромео и Юлия (Джульетта)", "Швейцарское семейство" – самые любимые оперы повторялись часто. Комедия тоже признавалась публикой для сформирования талантов. Хореографическое искусство и балет были доведены до совершенства.
       
        Князя Шаховского называли "Нестором наших драматургов", но болтовня и излишняя плодовитость обрекали пьесы им написанные, на невыгодное сравнение со стихами Пушкина. Осознавая это, Шаховской, делал театральные постановки по отдельным частям произведений Пушкина.
       
        1823. 28 сентября. Бенефис в пользу молодых актрис Дюровой и Азаревичевой «Керим-Гирей крымский хан» постановка Шаховского музыка Кавоса.
        Керим-Гирей – Каратыгин.
        Мария- Дюрова.
        Зарема – Семенова.
        Большая часть - стихи Пушкина. Сцена, когда Зарема любуется спящей Марией чрезвычайно рельефна. Семенова превосходно создала роль грузинки Заремы.

        Молю, винить тебя не смею,
        Отдай мне прежнего Гирея
        Не возражай мне ничего
        Он мой, он ослеплен тобою
        Презреньем, просьбами, тоскою
        Чем хочешь, отврати его;
        Зарему возврати Гирею
        Но слушай, если я должна
        Тебе… кинжалом я владею
        Я близ Кавказа рождена.

        Возобновлявшиеся несколько раз рукоплескания, с громкими криками «браво» оглашали залу.
        Публика приветливо принимала и прелестную юную Марию – Дюрову, дикция которой достигала высокого совершенства в этой роли.
        Каратыгин имел превосходные минуты и особенно с большим оживлением высказал последний монолог.

        Мой конь. Товарищ верный мой
        Умчи меня, чрез степь, чрез воды
        Туда где я искал побед
        Пусть гонятся за мною вслед
        Марии тень, Заремы вопли
        Я ужас наведу на них
        Ах! Силы крепких мышц моих
        Еще с убийцей не утопли,
        Не умерли с убийцей, нет!
        Еще со мной мои татары
        Напомнят сечи прежних лет
        Убийством заревом пожара
        Еще мой дух взвеселят
        Но ах, ни битвы, ни набеги
        Марии мне не возвратят…

        Бенефициантки и князь Шаховской были в торжестве. Первые ряды кресел занимали гвардии офицеры. В ложах помещались семейства высшего петербургского общества, посещающего русский театр только в известных случаях.