Старательсий фарт и теория вероятности

Роберт Хорошилов
     Пару лет назад я посетил проводимый в Магадане конкурс по промывке золота лотком. Он проводится у устья реки Дукча - это было второе соревнование, первое - в прошлом году.
      В России есть «лохотроны», но я надеялся, что здесь все будет чисто.
      Сразу видно: проведена серьезная подготовительная работа. В несколько рядов стоят 80 полубочек, наполненных водой и лотки со скребками. В середине большой огороженной площадки - куча песков. Это обогащенные эфеля: в пустые, ранее промытые пески, добавили  немного золота. Какого? – Это пока тайна.
      Я хотел подойти поближе, взглянуть на пески, но бдительная охрана из казаков не пустила.
      Узнал – все организовано под руководством двоих: Николая Дереженец – директора артели ООО «Полевая» и Александра Басанского – владельца сети ювелирных магазинов. Первый - красивый и мощный мужчина, пышущий здоровьем.  Второй – высокий и стройный, лет за полста, со звучным красивым голосом. Правда, позже сказали, что ему за 60-ть.
     «Изощренным» умом приметил, что для 80 человек песков маловато - как-никак 40 лет работал на добыче и разведке золота. Конечно, запас предусмотрен.
     Видно: подготовку вели опытные люди, но есть недостаток - куча песков неравно удалена от участников. Кто ближе – имеет преимущество. Лучше, если большой круг, а пески в центре, - чтобы были равные условия для всех.
     Я спросил у Дереженец: - Сколько лотков разрешено промыть каждому участнику.
   - Сколько, угодно, - ответил он.
   – Эту кучу я промою один, - пошутил я.
     Перед началом промывки всех поприветствовал губернатор области Владимир Печеный. Затем, главный спонсор соревнования, - Александр Басанский.
     Были театрализованные сценки с участием первооткрывателя Колымского золота Бари Шафигуллина (Бориски). Оказалось, он дал первое добытое золото напарнику и отправил за продуктами, но тот не вернулся. Просто «кинул» его, и Бориска помер в шурфе.
     Затем начали промывку первые 20 участников. Я наблюдал чуток поднявшись на горку, поверх голов зрителей, стоящих у ограждения. Большинство работало лотком неумело - видимо, новички.
     Перед началом промывки второй партии, по трансляции был призыв: при наборе песков в лоток, внимательнее смотреть вокруг: возможно, где-то на виду валяются самородки.
     Мелькнула мысль: «Это же глупо – так, без всякого труда, сразу стать победителем? Вряд ли организаторы пойдут на такое…».
     Но оказался неправ. Вскоре к пескам подошел председатель конкурсной комиссии Александр Басанский и поднял самородок. Он проходил вдоль ограждения, показывая его зрителям, и говоря: - Этого самородка было бы достаточно, чтобы стать победителем.
     Я подошел к ограждению, и, когда он проходил мимо, попросил потрогать самородок на ощупь.
   - Граммов 13-ть, возможно, чуть больше, - сказал я, взяв его в руки. Правда, не было чувства, что он только что поднят из песков. «Должно, уже согрелся в его руке», - подумал я.
   - Около 17-ти грамм, - сказал Басанский.
     Неточны оказались оба, – позже выяснилось – вес 15 грамм.
   - Я оставил для передачи вам свой рассказ «Любовь и золото», - сказал я Басанскому. Он был напечатан в газете «Магаданская правда», где, кроме всего прочего, была реклама золота и серебра, что, конечно, к выгоде владельца ювелирных магазинов.
   – Разрешите, вне конкурса, участвовать в соревновании, ведь один конкурсант не явился, - спросил я его, - не претендуя на премию.
     Он бросил на меня быстрый взгляд, и, уже двинувшись дальше, отрицательно качнул головой.
     Должно, он прав, ведь был проведен предварительный отбор участников, - без обиды воспринял я его отказ.
     Но смущал найденный самородок. Уж больно похоже на шоу, - подумал я.
     Неопытному зрителю, конечно, интересно. Но при трансляции по всему миру  показуха неуместна – опытные старатели сразу поймут в чем дело, и будут разочарованы. Отнеся это и к себе, я пошел на остановку и уехал домой.
    «Пожалуй, и они насытились увиденным», - подумал я, оглядывая сидевших в микроавтобусе.
     Мужчина, сидевший в соседнем кресле (рядом с ним стояла красивая лайка), сказал: - Я тоже подавал заявку на участие, притом одним из первых, но мне отказали.
   - Почему? В чем дело? – удивился я.
   - Сказали, что имел судимость. Там каждого разбирают по косточкам.
   - Что? Неужели испугались, что украдешь грамм конкурсного металла. Это же глупо! Раньше ты имел дело с золотом? - спросил я.
   - В Ягодном и Сусумане. Даже работал на вольном приносе, оформив документы. Здесь, видимо, набирают только новичков, кроме нескольких опытных - должно быть, их знакомых. Призовые два миллиона, видимо, для них. Похоже, это обманка.
  - Ну, это ты зря.  Организовано неплохо. Многие наблюдают с интересом. Конечно, кроме нескольких, вроде тебя и меня, - собаку съевших на добыче золота.
    Я с улыбкой взглянул на лайку, - когда пес подозрительно покосился на меня.
    Больше я не расспрашивал. Все было ясно. Вскоре, взяв за поводок собаку, мужчина двинулся к выходу. Вслед за ним вышла и женщина, сидевшая рядом с ним. Должно, его жена.
    Проводив их взглядом, я начал размышлять. Почему-то вспомнился эпизод из фильма «Багдадский вор». Там один дал другому горсть золотых монет, видимо, возвращая долг. Когда тот, довольный, опустил их в карман – первый (опытный вор), мгновенно, срезал карман острым ножом...
    Но для зрителей мало разницы, кто получит призовые деньги. Правда, обнаружив червоточину в яблоке, редко кто будет есть его. И, возможно, не только хозяин лайки был обижен.
    Если бы соревновались настоящие старатели – был бы азарт, интерес, конкурс завоевал бы признание. Фальшь чувствуется всегда. Организаторы, конечно, знают об этом. И вряд ли стоит учить промывке перед самым началом соревнования, как это было здесь.
    Ещё одно: среди членов комиссии должен быть человек, который легко определит, если предъявленное участником золото будет не артели «Полевая». Кто-нибудь может пойти на подлог. Контрольная рамка на входе не обнаружит, если золота с собой чуть-чуть, но достаточно для победы.
    Из газеты я узнал, что победителем снова стал Виктор Пастушенко, как и в прошлом году. Повторил прошлогодний успех и участник, занявший второе место.
    Первому полагается миллион рублей, второму – семьсот тысяч. Александр Басанский, казалось, был разочарован этим. Он сказал: «Это становится страшно!».
    Также видел по ТВ объяснение Пастушенко своей победы. Сказал, что он геолог и в работе с лотком имеет большую практику. Мол, его руки можно сравнить с руками пианиста. Как бы извинялся, что повторно занял первое место.
    Что тут непонятного. В точь-точь, если бы против боксера Владимира Кличко выставили боксера-любителя.
    Мне бы сразиться с ними – тряхнуть стариной! Но, чтобы было по-честному. 
    Правда, в это верится с трудом – ведь Пастушенко геолог артели, откуда пески. И, должно, сам подготовил их, подсыпав в эфеля золото…
    Самородок, поднятый Басанским, оказался единственным. Но его нашел не участник соревнования. Теория вероятности это допускает. Сомнение – это только сомнение, - оно не доказательно. Хотя опытных «волчар», вроде меня, вряд ли можно обдурить.