Новый год на Кубе

Александр Попов 8
Речь идет не о современной Кубе, а о той, которую я видел с конца 60-х и до конца 80-х годов.
Тогда я время от времени оказывался в долгосрочных командировках на этом незабываемом острове.
Когда-то, еще до революции Фиделя, на Кубе больше отмечали Рождество Христово, чем сам Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января.  Да, по сути дела, так делается везде в христианском мире: более важным является Рождество и менее значимым празднование Нового Года.
Да и по хронологической последовательности Рождество отмечается раньше (кроме России-СССР и нескольких православных стран дальнего зарубежья,  а также нескольких пост-советских стран, где церковный календарь остался прежним, юлианским, а светский  стал григорианским). 
На Кубе после триумфа бородачей-повстанцев, спустившихся с гор Сьерра-Маэстра, прошедших с боями с востока, из провинции Орьенте через всю страну, и вступивших  в Гавану 1 января 1959 ситуация с праздниками стала понемногу меняться. Постепенно Новый год начал брать первенство по сравнению с Рождеством.
Еще совсем недавно вездесущие журналисты запечатлели Фиделя Кастро в горах Cьерра-Маэстра  рядом с Кристобалем Лопесом, держащим  в руках статуэтку Девы Милосердия (la Virgen de la Caridad). 
После 1 января 1959 года кто-то еще мог заметить  скромный крестик у  Фиделя под гимнастеркой при расстегнутом вороте.
А дотошные Анастас Микоян и Никита Хрущев буквально «доставали» кубинского лидера вопросами о крестике. А Фидель уклончиво отвечал им, что этот крестик он носит в память о погибшем товарище.

Прошло еще какое-то время, и новая революционная власть  постепенно и поэтапно переходила на рельсы социалистической ориентации, а по прошествии нескольких лет после победы   провозгласила  об окончании общедемократического этапа революции и вступлении в этап социалистических преобразований.   
И среди лидеров марксистского толка все реже можно было видеть атрибуты религиозных культов.
У простых людей постепенно привычка что-то праздновать в декабре и январе переместилась на празднование Нового Года. Католическое Рождество стало праздноваться не так ярко и коммунистическими властями не поощрялось. А вот Новый Год стали отмечать весело в кругу семьи, соседей, друзей. И можно было даже отметить его на пляже – слава Богу, климат кубинский позволяет делать это.
 
ххх

Один из Новых Годов на острове я отметил у Леопольдо Рабело , которого  знал еще в его бытность в Союзе. Отметил в кругу его семьи, соседей и друзей.
В это время, в 70-е годы я был на Кубе без семьи, и Леопольдо, по-видимому, решив скрасить мое пребывание в этой стране, пригласил меня к себе.
И, действительно, он скрасил мое пребывание и  у меня остались неизгладимые впечатления.
Мы приехали 31 декабря к нему в дом, расположенный в поселке вдали от Гаваны, где-то за Мариэлем. Частные дома с плоскими крышами. Домик Леопольдо стоял рядом с домиком его матери. Фактически это было одно хозяйство, где проживала в отдельных строениях большая  семья, состоящая из людей нескольких поколений.. В одном строении жила мать моего кубинского друга  со своим гражданским мужем, в другом строении – Леопольдо со своей семьей, состоящей из трех человек – самого Леопольдо, его жены и двенадцатилетней дочери.
У них общий зацементированный двор, своего рода патио.
Так вот, когда мы приехали, во дворе-патио  уже было много народа. Пришли праздновать со своими семьями два брата и одна сестра Леопольдо. Были еще какие-то соседи и друзья. В общем, народу более чем достаточно.
Все были в предвкушении праздника, до 12 часов времени еще было достаточно. Готовили большой стол, на который позже должны были водрузить огромный поднос с запеченной молодой свиньей, называемой по-испански – lech;n.  Слово lech;n переводится как поросенок. На самом деле в нашем понимании это не поросенок, а среднего размера свинья, не превышающая весом 100 килограмм. БОльшего веса на Кубе свинину не выращивают, потому что сала соленого они не едят и им не нужна свинья с таким слоем излишнего не молодого жира. В условиях тропического климата такой продукт усваивается организмом тяжело.
Поэтому  вес свинюшки на Кубе не превышает 100 кг. А мясо такой особи, такого поросенка (хотя это и не поросенок) необыкновенно нежное. Такую свинину можно кушать, можно вкушать с большим удовольствием.
Каждый из участников праздника может сам, взяв специальный нож и специальный трезубец, откромсать себе кусок  на свое усмотрение.
Да, кстати, я забыл такую особенность: свинья такой величины не может быть приготовлена в обычной домашней духовке. Поэтому кубинцы для больших торжеств тушу свиньи сдают для запекания в обычные хлебопекарни.
Конечно, к столу, помимо свинины, подаются подносы с рисом, который кубинцы очень любят. Это у них основной гарнир, унаследованный от испанцев и китайцев.
Не удивляйтесь: до революции 1959 года на Кубе была значительная диаспора китайцев, пришедших на остров на стыке 19-го и 20-го веков, преимущественно из южно-китайского Кантона. После революции их число существенно уменьшилось. Куда-то китайцы понемногу слиняли…  Но от них осталась культура потребления риса.
Рис отваривается цельным, рассыпчатым, не липучим, не жирным. Таким, как его готовят в Китае, Японии или в странах Индо-Китая.  Для хорошего пищеварения его обязательно нужно чем-то запивать.
На Кубе известен еще рис с черной фасолью. В этом блюде белый рис преобладает, а фасоль присутствует в незначительном количестве. И тогда эта радость называется «мавры и христиане» (“moros y cristianos”), где белый рис символизирует христиан, а черная фасоль – мавров.
Если же после отваривания черной фасоли, темно-коричневая жидкость не выливается, а добавляется вместе с фасолью в белый рис, то он приобретает светло-коричневый оттенок, и все это блюдо с добавленным молотым тмином, соевым соусом называется «конгрИ» (“congr;”). Бывает вариант «конгрИ», когда в белый рис на тарелке просто черпаком добавляется раздельно отваренная фасоль с жидкостью в форме подливки (то есть белый рис не варится вместе с фасолью, а «конгрИ»» получается уже потом при добавлении фасолевой подливки).

Но на столе в доме Леопольдо не было «конгрИ», был простой белый рис, а также много чего из других яств: жареные бананы, батат, юкка, много зелени, фрукты. 
До начала торжественного застолья бросался в глаза во дворе старый, седой негр, который был приглашен семейным кланом Леопольдо для приготовления теста для популярных  среди моих кубинских друзей булочек. Тесто это нужно было месить долго, минут тридцать-сорок. И дед почему-то котировался для этого занятия. Только сильными мужскими руками и особым умением можно было замесить такое тесто.
Об этих булочках много было разговоров.
Дед месил тесто, отпускал какие-то шуточки. Рядом с ним стояла бутылка (750 гр.) кубинского рома, к которой он изредка прикладывался.
За вечер дед эту бутылку осилил, что для кубинца не типично, так как кубинцы ром в чистом виде (estray – кубинский региональный термин) почти не пьют. Больше пьют его в виде хайболлов (англ. Highball) или  коктейлей, да и  не в таком количестве как пил дедуля. Иногда, но редко могут пить чистый ром, но с крупными кубиками льда (a la roca – исп.).
Это был, конечно, неординарный дед.
Кубинская нация в принципе, по нашим понятиям, не пьющая.
Вы удивитесь, но кубинцы больше пьют пиво.
Никогда не напиваются в стельку. За многие годы пребывания в стране, я всего несколько раз видел пьяного в дрыбодан кубинца.
Чувство веселья у кубинца наступает не под влиянием алкоголя, а по причине естественного темперамента и жизнерадостности. Само общение по поводу торжественного события поднимает у кубинца настроение… Радует сама возможность встретиться с близкими и друзьями, поговорить, посмеяться...
Музыка, танцы – вот фон для веселого времяпровождения.

ххх

Процедура приготовления теста наконец-то закончилась, булочки слеплены и отправлены в духовку…
Прошло какое-то время, и начался гул: «Булочки, булочки!!!»  Все разбирали булочки и с удовольствием их съедали.
Я тоже съел одну булочку и, честно говоря ничего особенного в ней не почувствовал и не увидел. Ну,  разве что она свежая и только что вытащена из духовки. Вкусная, конечно, но такими булочками нас россиян удивить трудно.
Вообще, кубинцы хлеб так, как мы русские, не едят. У них нет такого, чтобы обязательно хлеб нарезался и подавался к столу.
Для жителей острова рис – это одновременно и хлеб, и основной гарнир. И поэтому сам пшеничный хлеб изредка подается к столу. Причем производится хлеб по-североамерикански – как в Канаде или США. Что-то вроде длинных багетов с безвкусной мякотью вроде ваты внутри батона. Мякоть извлекается едоком и съедается, а корочка, как правило, выбрасывается.
Это нас, советских людей чрезвычайно удивляло. Ведь материально кубинцы испытывали трудности, и, кажется, продукты следовало бы ценить. Но что поделаешь – такова многолетняя привычка этих детей карибских тропиков.
Ну а что касается булочек из замеса старого негритянского дедушки, то для моих друзей это был праздничный сюрприз и деликатес.
Кубинцы также иногда готовят салат или десерт из отварных макарон. Ахают и охают от удовольствия… Для нас же в этом нет ничего особенного. Ну, например, салат из макарон заправленный майонезом…
Есть и другая феничка – чичароны. У кубинцев это своего рода шкварки, только большие, из свиной шкуры, на которой оставляется тонкий слой сала. Это закуска. Ее даже подают на приемах в кубинских посольствах.
Вкусная закуска, ничего не скажешь! Только европейцев, правда,  иногда смущает, что на запеченной шкуре попадаются время от времени коротенькие щетинки, оставшиеся после обработки шкуры паяльной лампой.
Но меня эти щетинки никогда не смущали. Ну и что тут страшного: все термически обработано, щетинку легко можно выдернуть! На самом деле чичарон очень вкусен, особенно под спиртные напитки и, в первую очередь, под пиво.


ххх

На столе у Леопольдо не было конгри, чичаронов, салата или  десерта из макарон. Но было в изобилии все то, что я перечислил прежде. Этого было более чем достаточно, чтобы хорошо выпить и закусить.
В какой-то момент праздник обрел стихийную форму веселья. Можно было усесться за большой стол или за один из маленьких. Самостоятельно «отовариться» - положить себе на большую тарелку что-нибудь из закусок. Также самостоятельно налить себе либо ром в чистом виде (estray), либо ром с кусочками льда (a la roca), либо сделать себе какой-нибудь из вкусных хайболлов. Любители пива пробавлялись пивом.
Никаких тостов, разве что вначале кто-то всех призвал начать пиршество по случаю Нового Года.
Никто никого не заставляет выпивать обязательно. Нет того как у нас у русских: «Ты меня «вжаешь», или не «вжаешь»?» Нет слишком навязчивого гостеприимства русских или кавказцев.
Это очень удобно для непьющих по той или иной причине.
Больше люди общаются стоя, типа а ля фуршет, меньше за столом.
Шумно, весело. Люди легко переходят от одного собеседника к другому. Знакомятся, если раньше не знали друг друга.
Особенно неукротимое веселье наступает, когда кто-то включает танцевальную музыку. 
И тогда, и тогда танцуют все от мала до велика: дедушки, бабушки, люди среднего возраста, подростки, маленькие дети! Люди белые, смуглые, коричневые, черные.
Музыка -  афрокубинская, ритмичная, но иногда и тягучая. Разная, но своя, кубинская…
Рисунок танца довольно-таки сложный и европейцу его освоить сложно.  Мне даже кажется, что этим танцам научиться нельзя, такой рисунок и такую ритмику, наверное, нужно постигать с молоком матери, живя в этой атмосфере с детства, отрочества, юности…
Бывают даже народные танцы типа колумбийской кумбии (cumbia), когда мужчина и женщина танцуют  довольно-таки контактно, прижавшись друг к другу туловищами (диафрагма к диафрагме), ну как в аргентинском танго, только при более тропической ритмике.
Один народный танец меня удивил своей явно выраженной эротичностью – партнер в танце все время старался зайти за спину своей партнерши и на полусогнутых семенящих ногах пристроиться к ее попе  сзади…
Ха-ха! Ну и ну!
Кубинская молодежь не очень тяготеет к музыкальной танцевальной культуре Запада, потому что та, в свою очередь, много взяла из афроамериканской. А эта, последняя имеет общие корни с афрокубинской.
Своим весельем и участием в торжестве людей разного возраста сегодня мне кубинское торжество напоминает своей бесшабашностью  феерии коллектива Верки Сердючки. В хорошем, конечно, смысле этого слова.
А также напоминает свадьбы, которые проходят в простой, народной среде у крымчан славянского происхождения. Здесь тоже все от мала до велика танцуют.

ххх

Кубинские ансамбли зажигательны. Помнится мне как однажды в Советском Союзе на интернациональный вечер студентов в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ для ведения дискотеки после официального торжественного собрания был приглашен кубинский молодежный  ансамбль, составленный из кубинских выпускников российских консерваторий.
Они своими ритмами так зажигали студентов, что даже обычно сдержанные вьетнамцы и китайцы, не выдерживали и «отрывались»  по-полному… Пускались в неудержимый пляс…

ххх

В этот вечер я с любопытством разглядывал членов большой семьи Леопольдо, точнее сказать клана Леопольдо.  Раздельно, не всех вместе я видел их и раньше, но тут вдруг сразу общим гуртом впервые. Все разные по цвету кожи и чертам лица.
Дело в том, что мать у Леопольдо – мулатка. Была несколько раз замужем и от разных мужчин дети рождались  разные.
Сам Леопольдо был в общем-то белым, темноволосым, с густыми, курчаватыми волосами. Но разлет бровей был каким-то азиатским, поэтому  в детстве его друзья по улице называли его «чино», что по-русски означает «китаец». Один из его братьев, самый младший – белый, худой и длинный, с тонкими как спички ногами. Еще один брат, который немного постарше младшего - коренастый, добродушный мулат. Сестра,  немного помладше Леопольдо -  абсолютно белая брюнетка. Жена Леопольдо – также белая брюнетка.
Гражданский муж мамы Леопольдо – молодящийся пожилой белый мужчина, в шляпе, клетчатой ковбойке и джинсах.
Вот такая расовая палитра перед моими глазами.
Когда-то слышал я, что до революции 1959 года были случаи проявления расизма и, например, черных не пускали на некоторые пляжи. Возможно, действительно, были такие случаи.
Но с другой стороны, известна также межрасовая терпимость на этом островном государстве во время освободительной войны за независимость от Испании.  Так, среди освободителей Кубы от метрополии был мулат, «бронзовый титан», генерал-майор  Антонио Масео Грахалес. Кстати,  сам диктатор Батиста, режим которого сверг Фидель Кастро, тоже был мулатом.
Я как-то спросил одного моего знакомого, симпатичного темнокожего мулата Алексиса об этой проблеме. И он мне разъяснил, что случаи расовой сегрегации в прошлом, даже после ликвидации рабства и завоевания независимости имели место быть, конечно. Но абсолютизировать это нельзя. Например, его отец был с кожей темного цвета, но окончил в свое время банковский колледж. Ему вместе  с дипломом на выпускном вечере вручили специальный знак отличия - золотой перстень-печатку с изображением символа учебного заведения. И он всю жизнь проработал в национальном банке, где был на хорошем счету.
Алексису в наследство достался этот перстень и в момент нашего разговора он был у него на руке.

На Кубе с детства: во дворе, детском садике, школе дети растут в много расовом обществе  и поэтому такая среда для кубинце привычна. Я даже был свидетелем случаев, когда то ли в шутку, то ли ласково  белого  кубинца  могли называть «негритенком» (по-испански – negrito). При этом в это слово не вкладывался никакой негативный оттенок.

Сам Алексис был кандидатом математических наук. Женат на белой женщине.

И еще одна история вспоминается, связанная с браками между людьми разных этносов и рас.
История несколько забавная.
Знавал я Соломона Суси, рыжего кубинца еврейского происхождения. Он работал на кафедре ораторского искусства в Национальной школе Союза молодых коммунистов Кубы.
Оказывается, и такие кафедры бывают. Соломон, наряду с преподаванием, занимался  исследованием ораторских особенностей выступлений Фиделя Кастро.
Необычным в биографии Соломона Суси было то, что его женой была негритянка, которая работала преподавателем в  этом же учебном заведении.
Надо сказать, каждая раса, каждый этнос имеет своих ярких и красивых представителей.
К Суси и его жене это не относилось. Они были обычными и даже неприглядными представителями своего племени. Но между ними, однако, была весьма заметна  взаимная привязанность.

Расписались они вскоре после революции 1969 года.
Однако, родители Суси воспротивились  женитьбе своего сына на негритянке. Ринулись было в муниципальный орган власти, регистрирующий браки, с просьбой не допустить регистрации бракосочетания  сына без  разрешения и согласия его родителей.
От представителей власти они получили ответ: «Революция не вправе вмешиваться в личную жизнь своих граждан, нашим лозунгом является: «Свобода, равенство, братство!»   

ххх

В те 80-е годы Новый год в оформлении улиц, фойе гостиниц особенно не чувствовался. Сейчас  в 2019 году, я думаю, все выглядит иначе.
А тогда можно было только увидеть искусственные елки, но почему-то белого цвета, похожие больше на огромные белоснежные кораллы с блестящими звездами на макушках.
Перед Новым годом на Кубу приходили из Испании теплоходы с яблоками и виноградом. Кубинцы их обожают. Для них это - экзотика, в тропическом климате эти плоды не растут, но с колониальных времен кубинцы всегда баловали себя  этой экзотикой.

ххх

 И, наконец, Новый Год на пляже.
Я ведь упомянул об этом в начале повествования.
Сам лично такой Новый Год с семьей и моими соседями по поселку отмечал. Отмечали днем по московскому времени. На берегу набрали палок, развели костер, пожарили шашлыки, выпивали ровно в 24 час по московскому времени (в это время на Кубе яркий солнечный день). Купались в океане.
А потом разошлись все по домам и залегли все спать, чтобы в двенадцать часов ночи по гаванскому времени разбудить друг друга и снова отметить Новый Год.
На приличном подпитии все завалились спать и ночью никто друг друга не разбудил. Все проспали и только сокрушались много на следующий день, сильно сожалея, что упустили такой символичный момент.

ххх

Под финиш, что еще рассказать?
А про «клубничку», про это, про это самое?

Да, друзья мои, в новогоднюю ночь бывает и это.
Один мой знакомый кубинец, Лэсли, рассказывал как он в Союзе, когда учился в аспирантуре, вдруг накануне новогоднего праздника заболел жесточайшим гриппом.  В комнату к нему пришла накануне боя курантов Ирма, его подружка из Прибалтики, тоже аспирантка.  Температура  у кубинца чуть ли не под сорок.
Она его поздравила, выпили шампанского, а потом она решила ему помочь, подлечить немного. Стала делать ему шейный массаж, потом массаж на спине… И потом, потом  какая-то неведомая сила молодости, способная совершать подвиги Геракла, подвигла его на очередной подвиг. Могучее либидо полностью охватило их обоих.

Другой мой знакомый советский переводчик на Кубе, Денис оказался в схожей ситуации, как и Лесли. Только к нему пришла в новогоднюю ночь дива под именем  Лиля, машинистка-стенографистка из центрального офиса группы советских специалистов. При сильнейшем гриппе у Дениса она стала делать ему йодную сетку на спине, и все это деяние привело, в конце концов, к соитию двух юных существ.
Велика сила молодости! О молодость, о Комсомол!

Москва, март 2019 г.

=====================
*) Фотография взята из Интернета.