Улыбка души

Кристина Заяц
    Молодость – это бесконечно долгое будущее, старость – это очень короткое прошлое.
Шопенгауэр.

    Анатолий Иванович работал в строительной компании на должности главного инженера и очень любил свою работу. Можно сказать, что посвятил ей всю жизнь. Когда же ему исполнилось семьдесят лет, его отправили на пенсию. Для Анатолия это был стресс и большая травма. Он не представлял себе жизнь без работы. Но всё это было внутри, и никто из близких не знал, что творится в его душе в эти мрачные дни. Анатолий страдал тихо и горько. По мужски.

           Первые дни он не знал, что делать со свободным временем. Жена была моложе и ещё работала, и Анатолий оказался не удел. Смотрел телевизор, сидел за компьютером, много спал. И приходил в ужас от мысли, что теперь его жизнь будет протекать именно так.
Однажды утром он проснулся с мыслью - нужно что-то менять. Встал, позавтракал, выпил крепкий кофе, побрился и отправился на прогулку в ближайший парк. Надо сказать, что стояла очень красивая осень. Ещё тепло, но уже свежо. Деревья нарядились в желто-багряные одежды, светило яркое солнце. Утро в парке было упоительным.

           Не спеша прогуливаясь, Анатолий наблюдал за природой и делал для себя приятные открытия. Людей в парке было немного. Встречались люди с собаками, мамы с колясками, но один прохожий особенно привлёк к себе внимание.  Мужчина был примерно его возраста, прогуливался неспешно, с блаженным лицом, казалось впитывал всю красоту осеннего утра. Он явно наслаждался моментом. Кучерявые растрёпанные волосы, жгучие карие глаза, высокий рост, крепкое телосложение привлекали. Удивляла потрясающая энергетика. Она редко встречается в пожилом возрасте. Чувствовалось, что человек себя не истощил и не утратил интереса к жизни. Поймав на себе внимательный взгляд Анатолия, незнакомец улыбнулся и пошел дальше.
 
           С этого дня Анатолий стал гулять по утрам в парке, и каждый день встречал там этого удивительного человека. Сначала они улыбались друг другу, потом начали здороваться, а однажды заговорили.
- Прекрасная погода! – отметил незнакомец.
- Да осень в этом году отменная.
- Вы, я вижу, тоже любите утренние прогулки в этом парке.
- Да, вышел на пенсию, и пришлось полюбить. Заняться нечем.
- А я уже второй год на пенсии.
- И как, смирились?
Незнакомец удивлённо посмотрел на собеседника и ответил:
- Почему смирился? Я наслаждаюсь свободой. Простите, как Вас зовут?
- Анатолий.
- А меня Борис. Дело в том, что я художник. Работал реставратором, это конечно очень интересно, но для меня гораздо увлекательнее писать картины. Так что я рад освободившемуся времени.
- А я пока что ощущаю внутреннюю пустоту и не могу найти себе места в новой жизни.
- А я Вам помогу. Свободное время – это большое богатство. Вы можете гулять, читать хорошие книги, заниматься спортом, увлекаться творчеством, что-то изучать… Это бесконечно.
Анатолий улыбнулся и посмотрел на собеседника с благодарностью.
- Я почему то не думал об этом. А Вы правы.
- Очень важно суметь организовать себя. Составить распорядок дня. Лично у меня совсем нет лишнего времени. Утром я встаю и делаю зарядку, потом завтракаю и иду гулять. Вернувшись домой, немного отдыхаю и начинаю рисовать. Потом читаю, изучаю английский. И так далее. Можно найти для себя множество интересных дел. Научитесь планировать свой день.
- Может быть Вы правы. От нас зависит очень многое. Я подумаю о Ваших словах. К сожалению я не рисую. Я по профессии инженер.
- Найдите для себя другое творчество. Можно учиться играть на гитаре, фотографировать, писать стихи, прозу…

           Лицо Анатолия засветилось.
- А Вы знаете, мне в голову пришла интересная мысль. Я проработал всю жизнь в одной организации. Так вот, я хочу написать книгу о том, как она была создана и развивалась, что было сделано за годы работы.
- Неплохая идея! Придёте сегодня домой, и вместо того, чтобы скучать, садитесь и пишите.
- Я так и сделаю.
- Давайте завтра встретимся здесь, и Вы мне расскажете о своих успехах.
- Договорились. До встречи!

          По дороге домой Анатолий обдумывал, с чего начнёт повествование в книге и любовался осенью. У него было ощущение, словно перед ним открылись новые двери. Он сварил себе кофе и сел за компьютер. Открыл новый документ, и, немного подумав, назвал его «Путь». Строки бежали одна за другой. Неведомое ранее вдохновение посетило его душу. Анатолий написал полторы страницы, перечитал их и остался доволен.

         Немного отдохнув, он пошел на кухню и начал варить борщ к приходу любимой жены. Толя всегда любил готовить и получал удовольствие от этого. На второе он нажарил картошки на сале. И Раиса, вернувшись уставшая с работы, была приятно удивлена. За ужином муж  рассказывал ей о прошедшем дне, о своих открытиях и новостях. Потом они пошли в спальню и смотрели телевизор.

         На следующее утро Анатолий проснулся в прекрасном настроении. Приготовил завтрак, сделал небольшую зарядку, облился холодной водой и отправился на прогулку в парк, предвкушая встречу с Борисом.
- Доброе утро! – приветствовали они друг друга.
- Какой прекрасный день! Ну как Ваши успехи? – спросил Борис.
Мужчина с гордостью поведал, что начал новую жизнь.
- Надеюсь, у Вас всё получится. Станьте лидером в своей жизни. Думаете, что лидер – это тот, кто управляет людьми? Нет. Настоящий лидер – это человек, который управляет собой и своей жизнью.
- Есть над чем задуматься.
- Сейчас самое время для размышлений. В суете некогда думать. Всё бежишь, бежишь, не осознавая куда.
- А давайте размышлять вместе.
- С удовольствием. Как на счёт того, чтобы купить по бутылочке пива?
- Я не против.

          Мужчины купили в ближайшем ларьке пиво, выбрали скамейку на солнышке с прекрасным видом на осенние, золотистые берёзы и продолжили беседу.
- Посмотрите, как прекрасна осень у природы! В нашей жизни тоже наступила осенняя пора. Так давайте наслаждаться ею! – призывал Борис.
- Я постараюсь. Скажите, к чему Вы сейчас стремитесь?
- К улыбке души.
- А как это?
- Это когда на душе тепло, светло и радостно. В детстве и юности, наши души озаряет улыбка довольно часто, а с годами к этому нужно стремиться, даже скажу – добиваться.
- Да, нелёгкая задача. Достойная. И Вам удаётся улыбаться душой?
- Не всегда. Иногда солнце радости и гармонии светит в лицо и греет, а порою оно прячется за грозовые тучи.
- И что же Вы делаете в такие минуты?
- Жду улучшения погоды. Думаю, анализирую, вспоминаю, рисую. И солнце возвращается, а душа ему улыбается. Бывает, что погода портится на долго и нужно немало усердий для того, чтобы не впасть в глубокое уныние.
- И тем не менее Вы производите впечатление счастливого человека. Расскажите о своей семье.
- А нечего мне рассказывать. Я – старый холостяк. Должен признаться, что в молодости я был бабником. У меня было много женщин. Я легко увлекался, быстро остывал, и лишь изредка влюблялся и то не на долго.
- И как же Вы с этим покончили?
- Однажды я серьёзно заболел. И рядом не оказалось ни одной женщины. Болел я долго и много думал. Я осознал, что это совершенно пустые отношения, и я больше не хочу тратить на них свою жизнь. И с тех пор у меня не было ни одной женщины.
- Поразительно. А Вам не хотелось завести семью?
- Не сложилось. Возможно, не встретил свою женщину, а быть может, не был готов. Если б меня спросили, о чём я жалею, то я бы не задумываясь ответил, что о тех случайных отношениях. Но теперь поздно что-то менять, после боя руками не машут.
- Но Вы изменились, смогли перебороть себя.
В ответ Борис лишь улыбнулся, а потом спросил:
- Расскажите Вы о своей семье.
- Я в этом отношении счастливый человек. Всю жизнь прожил с любимой женщиной. У меня есть дочь и внучка. У нас очень дружная семья. И если б сегодня меня спросили, о чём я жалею, я бы сказал, что о том, что посвящал так много времени работе, а не своим близким. Я задерживался на работе допоздна,  пропадал в командировках месяцами, был зациклен на работе.
- Понимаю Вас. 
- Я буду писать свою книгу. А потом, возможно,  я примусь за мемуары. От этих мыслей и планов у меня улыбается душа.
- Похоже, что Вас посетило вдохновение. Радость творчества неповторима, Вы в этом ещё убедитесь.
- Надеюсь. Ну что, пройдёмся ещё немного?
- Пожалуй. Вы помните, как написал Моэм в «Бремени страстей человеческих»? Наша жизнь подобна персидскому ковру. У Вас хороший, добротный ковёр, но знаете чего ему не хватает? Ярких красок. Так разукрасьте его пока не поздно. Посмотрите на осенние деревья. Позаимствуйте у них цвета.
- Я попробую.

          Анатолий вернулся домой в прекрасном настроении. Он вспомнил молодость, достал альбомы с фотографиями, коробку с письмами и погрузился в прошлое. У него уже был материал для мемуаров. На одной из фотографий он стоял рядом с однокурсниками, с которыми жил в комнате общежития. Очень редко они созванивались. В эти минуты Анатолию отчаянно захотелось позвонить им. И он набрал с начала Женю Лигуна. Бывший однокурсник тоже уже был на пенсии, но не утратил свой задор и неповторимый юмор. Сколько же он смешил Анатолия в юности, вот и сейчас развеселил. Разговор получился очень тёплым и прощаясь, они договорились созваниваться почаще. Потом, он набрал Серёжу Зубкова. Его голос был слабым, он рассказал о том, что перенёс инсульт и теперь болеет, но старается не унывать. Анатолий решил чаще звонить старому другу и поддерживать его. Сколько же всего пройдено, пережито, даже не верится. После этого небольшого путешествия в прошлое, он сел за работу над начатой книгой. Собирал материал и писал. Вдохновение наполняло его душу, и она улыбалась.

          Следующий день тоже выдался погожим, светило солнце, было тепло и природа в парке удивляла красотой. Борис в это утро пришел немного позже обычного, и Анатолий недолго побыл наедине с природой. Когда же увидел нового приятеля, шагавшего ему на встречу, очень обрадовался.
- А я уже думал, что Вы не придёте.
- Как я мог пропустить такое утро.

          Мужчины немного поговорили о политике, обсудили новости и вернулись к своим размышлениям о вечном.
- У Вас есть мечты? – спросил Борис.
Мужчина задумался и ответил.
- Сначала я старался дать образование детям, потом купить им квартиру. Очень много ставил перед собой задач по работе.
- Разве же это мечты? Это цели. Нужно оставаться немного ребёнком и мечтать о чём то возвышенном. И даже если такая мечта никогда не сбудется, она будет озарять жизнь ярким светом.
- Да, я привык жить долгом. И теперь такое ощущение, словно и не жил, а только собирался. Всё думал, сделаю это, потом заживу. Но находились новые задачи и проблемы, которые нужно было преодолевать. А у Вас есть мечты?
- О, я - большой мечтатель. На каждом жизненном этапе у меня были разные мечты.
- А о чём Вы мечтаете сейчас?
Борис закрыл глаза, блаженно улыбнулся и ответил:
- Я мечтаю написать главную картину своей жизни. Очень долго я работал для заработка и делал то, что заказывали либо имело спрос. Сейчас же я хочу создать картину, в которой выплесну весь свой жизненный опыт, всё то, к чему я пришел, что осознал. Это будет картина не для толпы, а прежде всего для самого себя и избранных. Я очень много думаю над сюжетом, делаю эскизы, но пока так и не нашел творческого решения.
- Прекрасно! А я поймал себя на мысли, что мечтаю написать свою книгу и опубликовать её.
- Вот это я понимаю мечта!

           Следующее утро было пасмурным, небо затянуло тучами и казалось, что вот-вот пойдёт дождь. Приятели встретились как обычно и начали прогулку. Борис был молчаливым и печальным.
- Что-то нет настроения, - пожаловался он.
- Бывает. Душа же не может постоянно улыбаться.
- Это верно, а хотелось бы.
Анатолий рассказал о разговоре со старыми друзьями и его собеседник задумался. Потом спросил:
- Вы сталкивались с предательством?
- Конечно. Но я никогда не жил этим.
- В каком смысле?
- Переступал и шел дальше.
- Вы хотите сказать, что не держали в душе обиду?
- Да. Если кто-то нас предаёт, это на его совести, его проблема, он несёт ответственность за совершенное.
- А я так не умею. Я Вам уже рассказывал о том, что долго и тяжело болел. И рядом не оказалось не только женщин, а и многочисленных друзей. Все были слишком заняты для того, чтобы взять телефон и позвонить. И моя беда в том, что я годами носил в себе эту обиду. Прошло много лет, но её отголоски ещё живут в моей душе и порой мешают ей улыбаться. 
- Гоните прочь от себя обиды! Они засоряют душу. Вы знаете, пока я работал, мой телефон постоянно звонил. А как вышел на пенсию, он предательски умолк. Увы, мир полон равнодушия. Досадно, но не стоит копить обиды.
- Вы правы, но как мне достичь этого?
- Прежде всего поставьте перед собой задачу, - избавиться от старых обид. Напишите картину, в которой вы отпускаете их.
- Это интересная идея. Возможно это и станет той картиной, о которой я мечтал. Спасибо Вам большое за подсказку, Анатолий. Я хочу запечатлеть улыбку души, освободившейся от груза обид, злости и пороков.
- Дерзайте!

           В этот момент пошел дождь. Сначала небольшой, а потом начал усиливаться. Приятелям пришлось попрощаться до завтра и разойтись по домам.

          В этот день Борис рисовал с большим вдохновением. Творческое открытие пришло так внезапно. Анатолий тоже писал с удовольствием. Перед внутренним взором проходила вся его жизнь. Он ещё раз убедился, что всегда был хозяином своей судьбы. Дождь стучал в окно, играла тихая музыка и слова рождались сами по себе, без усилий и стараний.

         На следующее утро снова было пасмурно. Приятели встретились в парке, как обычно. Купили по бутылочке пива, сели на скамейку под могучим дубом. Красивые, желтые листья медленно падали и дарили умиротворение. Мужчины поговорили о творчестве, потом обсудили высокие цены за коммунальные услуги, подорожание продуктов в магазинах. И вдруг разговор зашел на неожиданную и серьёзную тему.
- Вы думаете о смерти? – спросил Анатолий.
- Да. Когда то она была так близко. И, Вы знаете, это совсем не страшно. Гораздо сильнее меня пугают страдания, мучения и немощность, пока человек ещё жив.
- Это было, когда Вы болели?
- Да. А Вы боитесь смерти?
- Нет. Но ещё хочу пожить и добавить в свой персидский ковёр новые краски.
- Это правильно. Я где то читал, что боятся смерти чаще люди, жизнь которых была пустой и не имела смысла.
- Что ж, значит был смысл.
- А в моей жизни были моменты, когда я даже желал смерти. К счастью они проходили. А вообще верующие люди не боятся смерти, так как у Бога её нет.
- Да, я тоже сочувствую атеистам, цепляющимся за эту жизнь, так словно после неё наступит тишина, пустота и конец.
- Никто не знает, что будет там, за чертой. Но небо так прекрасно, и хочется надеяться, что нас ждёт радость встречи с самыми близкими и родственными душами.
- Согласен. А Вы бы хотели ещё раз родиться на Земле?
- Нет. Я люблю эту жизнь, но повторять всё сначала, желания нет. Хотелось бы чего то совсем нового, неизведанного. А Вы?
- А я скорее не откажусь. Прожить совсем другой сценарий жизни. К примеру, быть вольным художником, как Вы. Или писателем, возможно музыкантом.
- Что ж, рад за Вас. А вообще мне кажется, что не стоит слишком заживаться.
- Да, но и спешить тоже не надо. Нужно ценить каждый прожитый день без боли, страданий и потрясений.
- Согласен.

            Внезапно из-за туч выглянуло солнце, на небе появились голубые краски.
- Вот так и в нашей жизни. То небо затянуто и душу посещает отчаянное уныние, то солнце и   пушистые облакам радуют и вдохновляют.

           Анатолий и Борис стали друзьями. Всю оставшуюся осень и зиму они встречались в парке каждый день. Гуляли, беседовали, работали над собой, делали новые открытия. Словом были счастливы. Зима выдалась снежная и очень красивая. Заснеженный парк был неотразим, как на открытке. А к началу весны была написана и опубликована книга под названием «Путь». Работа над картиной «Улыбка души» тоже была закончена и оказалась лучшей работой художника.