Школьные годы чудесные?!

Ольга Гелашвили
 фото школы из интернета.

Продолжая предыдущие три рассказа, это заключительный.

Что ни говори, но детское учреждение, в котором детишки обучаются 5 дней, раньше при шестидневной рабочей неделе дети находились 6 дней, то есть уезжали после обеда в субботу. Так вот, оно было названо, таким неприятным официальным словом Интернат. Я бы назвала его Гимназия с шестидневным обучением. Но как не назови, смысл один, дети жили в интернате все будние дни. Время было такое, война недавно закончилась, продуктов в магазинах ещё не было, даже некоторые продукты были по-карточкам, а если и было что, то стоило дорого.

 Поинтересовалась, что же это такое интернат? От греческого названия internus, то есть между. Думаю, между школой и детским домом. Но как ни крути, я никогда не говорила никому, что училась в интернате, мне было стыдно
.
Кто составлял костяк этих учреждений?

Дети, у которых в большинстве своём один родитель.
Да, у меня это 1959 год. Мой отец был геолог и часто отсутствовал дома, ходил на прииски геологических партий на Алдане.
 
Недавно окончилась война и таких неполных семей было огромное множество. Родители часто много работали, чтобы хоть как то прокормить семью.
Поэтому то это большое подспорье этим семьям, устроить ребёнка на попечение государства.

 Во-первых, это не так просто было сделать, семей, нуждающихся в оформлении детей в интернат больше, чем интернатов, во-вторых, родители за пребывание ребёнка в школе оплачивали . Цена зависела от зарплаты родителей - чем меньше получали, то и платили меньше.
Например у нас одна девочка при полной семье и хорошем заработке родителей за неё оплачивали 56 рублей, это максимум. Моя мамочка платила в Сбербанк по квитанции , выданной в интернате 15 рублей. Да и платить приходилось только в Сбербанк, рядом стоящий, он был на Соколе, довольно далеко от моей школы, и от дома.

(Это сейчас интернЕт и плати, где хочешь).

Но была оплата и по 7 рублей, это совсем малоимущие семьи

. Зарплаты в стране , к слову сказать были мизерные, сначала 47 рублей в месяц, затем повысили минимальную зарплату до 60 рублей.
А потолок зарплаты в стране тогда был 110 рублей. Вот и судите.
Не работать не могли. Все работали, а если семья тунеядствовала , всякие же семьи были, то их отправляли жить за 101-й километр. Это известная практика.
Если же ребёнок жил не со своими родителями, усыновлённые например, или жили у бабушки с дедушкой, то совсем освобождались от оплаты за интернат.

 
Но детям было хорошо, весело жить здесь. Детишки проводили время с большим интересом.
 
Если честно, то я  хоть  не делилась ни с кем , где обучалась, но мне было хорошо здесь учиться.

В школе были кружки по интересам. Я например, занималась танцами и участвовала в хоре. Другие дети и в радио кружке занимались. Да и много ещё забав было в интернате.

На переменах дети "бесились", надо хоть как то сбросить плохую энергетику. Разрешались учителями эти подвижные игры.

Вечером в спальне перед сном мы также веселились, позже в классе в 6-7 даже играли в карты. Для того, чтобы педагоги нас не просекали , мы ставили стол к двери, садились за него и играли, вплоть до сна. В 21 час нам выключали свет, это и есть уход ко сну.

Конечно, была и санитарная подготовка ко сну. Дежурные педагоги следили за этим четко. Мы отправлялись в ванную комнату. Там всё было хорошо обустроено для девочек для санитарных нужд.

Иногда мы играли в жмурки, при выключенном свете это было здорово делать. На глаза водящего одевали ленту, и все разбегались.
 
Но бывали и казусы
Иногда многие девчата  залезали на подоконники, чтобы там отсидеться. То есть отстояться. Конечно уже все были готовы ко сну в ночных рубашках, пижамах. Но иногда прозорливые дежурные педагоги, зная о наших играх , подходили тихо и зажигали свет. И Вы можете себе представить, как картина с детишками на подоконниках смотрелась с улицы прохожими.

А наша классный руководитель проживала в доме напротив. Она нас засекала и на другой день устраивала нам взбучку.

А иногда, как продвинутые девчата мы в темноте устраивали театральные постановки. Помню "Три мушкетёра " конечно не все участвовали, были и зрители. Но главные роли играли продвинутые девочки. Например персонаж Миледи и кардинал Ришелье, и д'Артаньян. Это было нечто!

Но на другое утро мы еле-еле  не выспанные вылезали из постелей. Очень опаздывали умываться, скоро ведь завтрак!

Был в нашем классе мальчик, он должен был нас будить, в 7 утра включить свет, ведь порой ещё темно было, он то включал, но реакции девчат никаких. Спим и всё!
Но уж когда сил у него не хватало , он прибегал и кричал громко так -
" Кто не пойдёт , тот не пойдёт "
Мы со скоростью с шумом выпрыгивали из постелей, секунды, и уже готовы к завтраку.

Сейчас вспоминая всё это, даже дрожь по телу вызывают эти прекрасные детские воспоминания.

Детство, хорошая всё таки штука для людей, каким бы это детство даже и не было!

Ещё у девчат нашего класса была страшная и опасная забава, правда произошло это всего один раз, но запомнилось это событие мне на всю жизнь.

А надо вам сказать, что в интернате для девочек была сооружена прекрасная ванная комната. Во-первых, она была удобного размера, в один присест помещались все девчата нашего класса, а было их девять человек. 

Во-вторых, там все премудрости для женского гигиенического ухода за собой - это по всему периметру ванной комнаты  были вмонтированы умывальники,

Посреди комнаты стояли шесть раковин для мытья ног на более низком уровне.

И, главное, для девочек были две комнатки, при этом они закрывались изнутри на крючок комнаты для совсем личной гигиены - бедэ.

Эти комнатки были очень востребованы, мы туда забирались и устраивали фантастические деяния, например, мы очень любили петь блатные песни. Одни пели, другие запоминали, и так передавали по телеграфу друг другу.

Например - не шумите ради Бога тише, голуби целуются на крыше...

Детский блатной фольклор.

Или такая - погода тихая была, на пароходе я плыла, и вдруг поднялся ураган,

На мостик вышел капитан... ну и дальше в таком роде.

Или ... не влюбляйтесь в моряков, они ведь Ху... лиганы.

При этом мы так были счастливы, ночные наши забавы... посиделки.

Но вот одна забава была очень опасная?

Вообще в то время в Советском Союзе ездили троллейбусы, трамваи и автобусы с открытыми кассами.

Надо было опустить монетку и оторвать сбоку билетик.

Если же у вас не было нужной монеты, вы могли бросить в кассу любую монету большего достоинства, а потом стоять около кассы и собирать сдачу.

Ну, нету у вас нужной монеты, например три корейки в трамвае, или пять в автобусе, соответственно, в троллейбусе, это четыре копейки,

Тогда вы бросаете в кассу  монету большего достоинства, например,

20 копеек. Касса застеклена, видно какого достоинства монета попала в кассу, и вот вы стоите около и собираете сдачу.

Если 20 копеек было вами опущено, то путём вычитания понятно, что в троллейбусе, а я ездила именно на нем в интернат, вы должны собрать с пассажиров 16 копеек, то есть четыре пассажира должны расстаться со своими монетами и не в кассу, а для вас любимого.

20 копеек - это самая большая монета того времени, была и монета, достоинством 15 копеек, ниже уже 10 копеек. А маленького номинала, это 5 , 3 и 1 копейка.

Вот путём этих манипуляций можно было соединить или разъединить монеты, которые отправятся в кассу и вы сможете оторвать заветный билетик. Ведь были и счастливые - шесть цифр на билете это три первые должны соответствовать трём другим, например 7 и 7, вот тогда билет счастливый, и многие умудряются его сжевать, чтобы получить полное счастье.

Так вот, для чего я это всё пишу, были такие монеты достоинством три копейки, но размером они были с 20-копеечную монету.

Единственно, монеты большего достоинства, такие как 20,15 и 10 - были белого цвета, ну серебряного, а монеты, такие как 1,3 и 5 были жёлтые, назовём их золотые.

Так вот, была одна такая штука - монета 3 и 20 копеек были одного размера.

С тыльной стороны, если бы не цвет - серебро или золото понять было бы трудно, размеры то одинаковые.

Ну, так вот, мы девчата решили сфальсифицировать ситуацию, мы решили 3-копеечную желтую монету, путём некоторых манипуляций превратить в 20 копеек.

Чтобы с тыльной стороны, это уже не 3, а целых 20!копеек.

Да, это конечно преступление, подделка денег , пусть и малых, но карается законом!!

Кто тогда об этом думал? Мы просто веселились!

Вот как всё было...

Брали градусник со ртутью внутри, разбивали его в этой самой ванной комнате, а потом путём натирания 3-копеечной  монеты ртутью, монета с тыльной стороны получалась как  20 копеек.

Смешно было? Но кто  тогда думал, что это незаконно, но и главное, опасно!!!!

Ртуть и дети??

Думали, вот будем с этих 3 копеек, которые теперь превращались в 20, собирать сдачу в троллейбусе с пассажиров.

Не знаю, кто из наших так делал? Да никто, у нас не было авантюристок в классе, просто было забавно само действо,  очень опасное для здоровья, но кто знал тогда об этом?

Я имела монету, заходя в троллейбус, но ни одного раза не обманула ? Может боялась, что монета ляжет 3 копейками наверх и все увидят, что это не 20 копеек, а 3,

Но думаю, я никогда не смогла бы совершить противоправные действия с государством, с самых ногтей знала, что враньё это плохо, и никогда никого не обманула в своей жизни, будь то в малом или в большом.

 Мне было бы стыдно с этим жить.

Видно, Бог поселился во мне, когда меня крестили в Грузии в Бакуриани в малом возрасте, я конечно этого не помню.

Наверно и это, но врожденную культуру никто не отменял.


Для более  разносторонних развлечений в старших классах, а надо вам сказать ,
Наш интернат имел не полное среднее образование, то есть 8 классов всего, все остальные общеобразовательные школы Советского Союза были десятилетками. Думаю, интернаты были восьмилетками, потому что взрослеющие дети разного пола не должны быть в одном учреждении, во избежании близких отношений.
Сейчас то эти интернаты уже десятилетки, полное среднее образование получают школьники интернатов, даже потом после школы могут сразу поступать в институты.

Нам было сложнее, потому что после восьмого класса не все дети могли прижиться в новой школе. Это я и о себе говорю. Я человек с традиционными взглядами, не смогла я тогда адаптироваться в новой школе, у детей которых свои уже предрассудки, мне не известные.
Поучилась я полгода в школе, около своего дома, да и ушла. Приходил учитель уговаривал вернуться, но не смогла я тогда "наступить на горло собственной песне", так и не вернулась.
Позже окончила вечернюю школу.

Ну так вот, мы детишки 14 лет решили устраивать по вечерам себе танцы. Купили проигрыватель, приглашали на танцы параллельный класс, девчонки, мальчишки собирались в холле возле спален, и под музыку грампластинок устраивали танцпол
Бывали и ссоры , разногласия , но вот наш класс однажды решил отомстить другому классу. Конечно опасно, но мы решительно были настроены. Что тогда произошло, разве вспомнишь спустя годы, но всё хорошо обдумали, купили в аптеке лекарство слабительное пурген, и решили этим, как мы думали нашим обидчикам в столовой подмешать в стаканы с чаем. Да и не просто подмешать, но и занять все туалеты в школе, дабы помучились ребята.
Сейчас смешно вспоминать, но нас тогда вызывали к директору, потом приглашали родителей, устроили настоящую взбучку. Но всё обошлось, никого не отчислили, хотя очень тогда этим пугали.

Многое уже и забылось из школьной жизни. Но этот случай навсегда запал в память.

Как я уже говорила про детективную историю, так вот она.

Ну, скажите, какие детективные истории о которых я предупредила в третьем рассказе могут быть в школах?

Да, все начиналось давно, ещё в первых классах. Девочки пришли в школу. И, конечно, важно было подружиться с какой-то девочкой.

 Да, это важно. Надо было в спальных палатах найти себе постель с подругой, чтобы было вечером перед сном с кем-то поболтать, обсудить дела класса, мальчишек, да мало ли что ещё придёт на ум девчонкам.

В классе то нас за парту сажали с мальчишками, а в спальне кровати стояли рядом с кроватью подруги. Мы рядом спали с подругами, с которыми подружились ещё в первом классе.
Дружба была необходима девочкам , чтобы не ощущали себя одинокими вдали от семей своих.

Конечно, кто-то из подруг имел большее влияние на свою подругу.
 
В нашем классе была одна девочка, она могла командовать
над всеми девчонками, являясь негласным лидером среди всех девочек.

Она жила с бабушкой и дедушкой, конечно же малообеспеченная семья у неё была.

Ой, забыла вам сказать, что государство выдавало школьникам одежду. Это была и форма, и домашнее платье, и пальто, даже колготки, в общем всё то, во что необходимо одеваться человеку , хотя пока и маленькому человеку.
Была в школе костелянная, и костелянша выдавала детям одежду. Поэтому иногда у всех нас были одинаковые одежды.

Так вот, у этой девочки, назовём её Марина, вдруг кто-то стал резать вещи.
Встает Марина утром, быстро нужно надеть форму. Но что это?
Форма разрезанная на мелкие части.
Как быть? Одевает домашнюю одежду и в класс. Домашнее платье также было разрезано.
Спустя некоторое время было порезано и пальто.
Был вызвана милиция . Но так и не нашли "преступника".

Но всё чаще это происходит!  Вещи всё режут и режут. Осталось ли что-нибудь у Марины одевать?

Подруга Марины больше всех стенания высказывает - девчата, признайтесь, кто и зачем?

И вдруг всё разрешилось в один миг.
 
Мальчишки из нашего класса пришли к нам в спальню днём, когда  никого не было,  и случайно увидели, как близкая подруга Марины режет ей вещи.

Что было...? она умоляла мальчишек никому ничего не говорить, даже готова была отдаться. Но, нет секрет был раскрыт.

Что же произошло с этой девочкой, якобы близкой подругой Марины.
Всё очень просто. Ревность. Зависть, к лидерству ,просто человеческая зависть. к сильной полруге.

Один и страшных человеческих пороков.

Вот так и закончилась детективная история с девочкой 14 лет.


Мои наблюдения:

Да, Марина была, как бы сейчас сказали -  в "авторитете" , командует - она, предлагает свои ситуации для девочек - она. Например, театр в ночное время "Три мушкетёра " она Миледи, её верный паж  - её подруга. Может и не хотелось её т.н подруге быть пажом, хотелось, тоже быть Миледи, но нет, только пажом!

В их тандеме подруга+подруга, одна главенствует. И так все годы, пребывания девочек в интернате.

Вот и сорвалась, не справилась со своими эмоциями? Решила отмстить за своё унижение.

Да, потом быстро покинула интернат. Кстати, вот эти 56 рублей за интернат оплачивали её родители

У них была полная семья. Полная, да неполная, если отдали дитя своё в интернат.

Да, это уже история, давняя и непонятная.

Есть такая поговорка "Чужая душа - потёмки" и душа этой девочки, и душа семьи, и все мы немного бродим в этих самых потёмках.

А что делать - человечество!