Грибная охота

Евгений Сипков
               

    Я не люблю собирать грибы – ходишь, как дурак и таращишься на землю. После двух часов такой охоты, чувствуешь, что все глаза не то что с орбит вылазят, но и вот-вот вывалятся из глазниц…
   Когда знакомые просили меня отвезти их в лес, то заехав в чащу какую-нибудь, я спокойно отсыпался  на природе в машине, пока они шаркались по лесу.
    Однажды  в начале осени, один наш хороший знакомый – поэт  Виктор Бойко позвонил из Харькова, Борису и спрашивает:
- У вас грибы уже выросли, можно собирать?
А он смеётся:
- У нас грибы давно выросли, с лета собираем. Так, что приезжай после того когда дождь пройдёт, а я места грибные знаю.
   И вот, как говорится,  «после дождика в четверг» приезжает, правда, не утром, а уже ближе к обеду наш дорогой гость.
  Чего так поздно приехал? - спросил я у Виктора.
- А какая разница?- спрашивает он.
- Все грибники уже в лесу и собирают наши грибы, - отвечаю.
- Ничего может и нам, что-нибудь достанется, - весело говорит Виктор.
- Держи карман шире, - сказал Борис.
Тогда я подумал: « Это мы пока на общественном транспорте «допиляем», а там ещё и пешком дав километра идти, так и на базаре все грибы закончатся».
Поэтому предлагаю Боре:               
- Давай скинемся, возьмём нашему гостю такси и доедем до леса, а по пути в магазин заскочим и накупим к закуске недостающие детали.
  Так и решили. Взяли такси, которых на вокзале пруд-пруди и с ветерком – за грибами. На окраине Изюма, прямо возле начала соснового бора, был импровизированный базар. Продавали  там всякие соления в банках, начиная с компотов, огурцов, помидор и заканчивая грибами, которые тут были в любом виде – от сушёных до свежих – прямо  из леса.
   Я этот базар хорошо знаю, ещё лет двадцать назад, когда мы работали в Краснодаре, проезжая по пути, через этот рынок мы всегда покупали грибы.               
 Как-то мой кум, решив взять баночку консервированных грибов у бабки, спрашивает:
- Какие они, свежие, хорошие, вкусные?
- Бери, милок, бери! - она говорит,- щё никто не возвращался.
Тогда Я ещё подумал: «Да, зараза, обрадовала. Если траванёшься – то точно не возвратишься».
    С тех пор там ничего не изменилось, даже, наверняка, та бабка ещё сидит и грибы в банках продаёт.
    Пройдя через весь базар и убедившись, что грибы растут в лесу, мы тоже решили на халяву немного насобирать, ну не деньги ж платить? Тем более, что потратили уже не мало.
Зайдя в лес метров на сто, Боря предлагает:
- Вот, хорошая поляна на возвышении, во все стороны просматривается. Здесь устроим «альплагерь», тем более надо бы и подкрепиться, потому, как неизвестно, сколько мы в лесу будем ходить.               
- Чего, чего,- спрашиваю, - какой такой «альплагерь».
- Мы всегда так делали,- продолжает он,- перед тем, как идти на вершину, когда я занимался альпинизмом.
  Разложились на коврике, вытащили наши припасы и напитки, те, что мы по пути купили.
  А Бойко говорит: 
 - Это вы зря столько набрали. Я вот купил себе безалкогольного пива – всё.
  Я подумал: « Интересно, что ж он может написать хорошего, если он не пьёт? Да, и перед охотой или рыбалкой – это святое, иначе не будет удачи».
  А Боря, тем временем, уже налив в пластмассовые стаканчики коньячка, так и сказал, впрямь, как генерал из фильма «Особенности национальной охоты»:
- Ну, за охоту!
  Все выпили. Тогда я спрашиваю:
- Причём здесь охота. Мы же за грибами идём?
А Борис говорит:
 - Ну, нам же охота грибы искать, значит – это охота!
Он был знатный стихоплёт и мог всегда оригинально выстроить игру слов. Тут уж не поспоришь. По этому, приняв ещё на дорожку, решили двинуться в лес.
   А я разогретый коньяком с пивом, разомлевший на солнышке, подумал: «Тащиться хрен знает куда, не понятно зачем, только ноги убивать».
Поэтому говорю:               
  - Вы идите, а я наш «альплагерь» по сторожу, и буду вам по телефону подсказывать дорогу, если вы вдруг заблудитесь.
  - Я участвовал в соревнованиях по спортивному               
ориентированию, - парировал Боря, - так, что не учи учёного!
   И с этими словами они двинулись в чащу хвойного леса.
  А я разморённый под солнышком начал дремать…
 В  голове возникла старая история, когда мы, будучи пацанами, с моим соседом Серёгой отправились за город грибы собирать. Выехали рано на автобусе, как сейчас помню – в Циркуны. Там хороший сосновый лес был.
 Я Серому говорю:
 - Буду собирать маслята и  белые грибы. Я их в книге посмотрел, а остальные не буду – стрёмно, мало ли чего. Может ядовитые окажутся?
    Он согласился. А мы по дурости или жадности ещё и плетённую корзину прихватили. Ходим-бродим почти два часа, а грибов мало насобирали, только два неполных пакета.
Серёга тогда, и предложил:
  - Давай опят наберём, вон, сколько пней,  а на них грибы растут.
  - Это точно опята?- спрашиваю, - а то я в книге встречал похожие, а они, то ли ложные опята, то ли поганки называются.
- Да, точно, точно – это опята.            
- Ладно, давай собирать.
   И мы, найдя несколько пеньков, через двадцать минут навалили целую корзину с горой, так, что пришлось нам вдвоём её тянуть. Пришли на остановку. Сидим, ждём автобус, а тут какой-то местный мужик подходит.
  Посмотрев на наш «улов», засмеялся и говорит:
- Сразу видно, шо городськие, понабыралы поганок и довольни!               
Мы переглянулись и говорим: - Это ж опята.
А он еще больше «заржал»:
- Яки ж це опята, вони зелени и з поясочком. А це – ложни опёнки. Ну, тащить у город, як що не важко.
  А тут и автобус подходит. Тогда мы не сговариваясь, вывалили всё из корзины рядом на остановке, а сами – бегом в автобус.
   И уже, когда дверь закрылась, и мы поехали, смотрю в окно, а этот гад собирает наши грибы в свою сумку.
 «Вот,- думаю, - ловко он нас объегорил».               
 И так обидно мне стало, что после этого я грибы не собираю.
   Видно какой-то комплекс внутри появился. Не могу собирать грибы и – всё!
   Слышу, кто-то недалеко по тропинки идёт, глядь – мужик и баба.
   Поднимаю голову, спрашиваю:  - Ну, что грибы есть?
- Какие грибы?-  дружно засмеялись они,- уже три часа дня.
 «А, чего это они тогда по лесу шастают?  - думаю, - а дайка, позвоню Боре, как у них там дела?»
Звоню.
Боря бодрым голосом отвечает:
- Один нашли, для почина, но и тот червивый.
- Ну, тогда выбирайтесь, чего зря ноги убивать.
- Понимаешь,- говорит,- мы немного заблукали, не можем нужную просеку найти.
- Спокойно, это не на соревнованиях, сейчас я вас с ориентирую, - и командую дальше, - так, у меня солнце               
вверху и правее правого плеча, так, что разворачивайся спиной, что бы у тебя солнце было над левым плечом, так и выйдете на трассу.
   Минут через сорок, слышу в метрах ста громкий разговор и хруст сухих веток – это возвращались горе-грибники.      Немного отдохнув и выпив на посошок, свернули наш "альплагерь" и пошли прямиком на базар.
   Там наш гость долго выбирал разные грибы и накупил, две большие сумки.
   Я тогда и говорю:
- Тут до ближайшего городского автобуса их тянуть километра два. Давайте, опять на такси поедем.
   Так и сделали, вызвали такси и прямиком на вокзал…
  Загрузив грибной груз в электричку, на посвежевшем лице Виктора появилась улыбка и он сказал:
- Спасибо! Хорошо, отдохнули, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали.  Я своим знакомым то же посоветую приехать сюда за грибами.
Мы говорим:
- Да, конечно, приезжайте.
   Когда электричка тронулась, увозя нашего «дорогого» гостя, я Боре говорю:
- Ну, их нафиг, ещё одну такую «грибную охоту» мы не потянем.