Сытый голодного не разумеет

Василий Храмцов
 
 СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ
Мне кажется, что запись этого спора прочесть всегда полезно. Мы родились перед войной, выжили в войну и после и память нам не отшибло. А как рассуждает "молодая пенсионерка"- просто диву даешься. Приятного чтения! Василий.

ВАСИЛИЙ: Здравствуйте, уважаемая Тамара! Я постоянно читаю В Интернете Ваши тексты о поэтах и писателях, о литературе, и вот впервые встретил у Вас выражение гражданской позиции. Меня это порадовало. Я родился в 1935 году, дитя войны, и хоть жил в Сибири, но почувствовал на себе все тяготы и лишения, случившиеся из-за войны. Лично мне трудиться пришлось лет с семи. Был я и нянькой для грудных братишек, когда мать работала с тяпкой на колхозной свекле. Был и огородником, и сторожем дома. А чуть подрос - был свинопасом, работал на лошадях. Всё это отразил в многочисленных рассказах. Вы меня не любите, спорите со мной. Но то, о чем я пишу, испытал на своей шкуре и всё могу подтвердить, как принято говорить, - первоисточниками. Творческих Вам успехов! 

ТАМАРА. Василий, гражданская позиция человека, его взгляды на жизнь проявляются во всём, а не только в отношении к событиям и жизни людей в военное время. Я совершенно не скрываю своих убеждений, поэтому позиция всегда налицо.
И по отношению к Вашему сгущению красок у меня недоверие, потому что ни от кого не слышала о голоде и отсутствии продуктов ПОСЛЕ войны (говорю о Сибири, потому что в Поволжье или в Рязани, говорят, жили похуже).
Возможно, Вы имеете в виду военную голодную жизнь и сразу после войны. Конечно же я верю, что Вам приходилось работать, как взрослому. Именно за это Вам от нас поклон и уважение.
Но это в войну, а в 50-х Вы уже были юношей. И меня поразил тот рассказ, где пишете о 60-х годах, когда Вам уже было за 25. Или я перепутала что-то?
Я не могу точно знать о начале 50-х, только по рассказам, но о жизни в конце 50-х, в 60-е годы и далее я написала в воспоминаниях о нашей семье (Мои родители и их вклад в Победу). Поэтому остаюсь при своём мнении.
Как Вас угораздило голодать в 60-е годы, ума не приложу... Неужели настолько бедно жили? Ведь огороды и сады у всех сельских жителей были, и даже городские жители дачи имели. Странно.
Моя тетя Мария (младшая из сестер отца) - с 38-го года, Вы на 3 года её старше. В 60-м году она уже была матерью двоих детей, имела хозяйство, так вот её дети также не голодали.
Вам могло запомниться тяжёлое военное детство, и эти впечатления дали своё отражение на дальнейшее. Ничем другим не могу объяснить Ваше восприятие.
Ну, дело Ваше, как и что изображать.
Спасибо за прочтение.
 27.10.2015 00:01   

ВАСИЛИЙ: Эх, Тамара, Тамара! Вам даже не дано понять, что Вы меня оскорбили и продолжаете это делать. Я живой человек, я все это пережил и ни слова не соврал и не сгустил. Нет ни одного человека, кроме Вас, кто бы усомнился в правдивости моих текстов. Все, о чем я пишу, отражено в документах Верховного Совета СССР и постановлениях ЦК КПСС. И отражено на моей шкуре, и не только. Я издал три сборника, их читают мои земляки сибиряки, читают украинцы, и всякий раз, встречая, говорят: это все про нас! Картошка!  На Алтее годы бывали засушливыми. Помню, картошки хватило только до января. А других продуктов не было. Старший брат с друзьями ездил в город, дрался в очередях. Учащиеся техникума (а учились мы в городе далеко от родных огородов), и я тоже, целыми группами стояли в очередях за хлебом в 1951-52 гг., так как давали 1 буханку в одни руки. В 1961-63 люди из деревень ездили в город - купить хлеба. На полустанке на минуту останавливался поезд, и наши деревенские покупали из вагона хлеб. Заранее собирали деньги на число буханок. Торговли не было, говорили - сорок пять, подавая деньги, быстро ловили хлеб, и поезд уезжал. Да, мне уже было 26 лет, в здравом уме. Я работал в городе, в очередях покупал две буханки и вез на велосипеде в деревню семье. Найдите в Интернете тексты "Реформы Н.С.Хрущева" и почитайте, почему покупали хлеб в Америке за золото, почему вспахали целину, когда крестьянам разрешили держать коров и увеличили приусадебные участки и какие они были. В этом отношении вы дремучий человек, не знающий истории своей страны. Надеюсь, Вы найдете в себе силы преодолеть свой скептицизм и скажете, наконец, спасибо мне за то, что я не скрываю правды и пишу об этом. Если хотите, я процитирую для Вас документы, я их недавно перечитывал. И только после этого пришел на Вашу страничку. Униженный и оскорбленный. Счастья Вам и здоровья! Василий.
 27.10.2015 14:08   

ТАМАРА: Это Вы меня много раз оскорбили, начиная с того, что "впервые встретили выражение гражданской позиции" в моих работах. Бред какой-то! Человеком без убеждений и гражданской позиции никогда не была.
А вот чтоб в деревне хлеб сами не пекли в 60-е годы, этого мне не приходилось видеть. Значит, печек не было? Или люди ленились? Продавать хлеб в магазинах стали действительно позже, когда хлебопекарни начали строить везде, а до того и сами люди справлялись. Странно, чтоб сидели люди без хлеба... Это ведь была главная пища, как и картошка. Когда бабушка доставала хлеб из печи, мы от одного запаха тут же в дом бежали и просили горбушки, чтобы есть хрустящий хлеб с молоком.
В каких бедственных краях вы жили, не знаю, но не верю никаким документам: сейчас много всяких искажений, чтобы советскую власть опорочить. Я верю своим глазам и тому что пережила вместе с семьёй и своими односельчанами. Потому и не нужны мне другие свидетельства.
Обижать Вас мне ни к чему, цели такой не ставила. Жилось Вам тогда плохо, так радуйтесь тому, что теперь Вам хорошо.
А мне в советское время было ЛУЧШЕ, потому не убеждайте и не сердитесь. Мы тогда не видели столько безнравственности, унижений и грабежа, как сейчас. И никто нашу Родину так грязью не поливал, хулой не осквернял.
И я не стану к Вам присоединяться, так что не смейте называть меня "дремучим человеком" - образования у меня достаточно, побольше Вашего. Спасибо Вам говорить не собираюсь. Мне отец, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, рассказал гораздо больше правды, поэтому о новой власти он в 90-е годы только одно говорил: "Ограбили сволочи нас, и страну разворуют". Не так? Или всё прекрасно в вашем королевстве? Удачи.
 27.10.2015 14:58   

ВАСИЛИЙ: Дорогая Тамара! В нашем королевстве вообще все с ума посходили, поскольку, если бы Вы что-то прочли у меня, то узнали бы, что я, сибиряк, с 1973 года живу в Украине. Сразу скажу, что уровень жизни по сравнению с СИБИРЬЮ и тогда здесь был на порядок выше. А в Москве и Ленинграде всегда все было. Извините меня за резкие выражения, я не для обиды это писал. И указывал я конкретные годы, КОНКРЕТНЫЕ! Да, всегда пекли в селе хлеб, когда было из чего. И мать моя пекла. А какие вкусные пышки она выпекала. Но... прочтите "Ведро муки и наши муки". Вообще хоть что-нибудь прочтите. Я ведь не злорадствую, а вспоминаю, для того, чтобы это не повторилось. И чтобы не забылось. Мне многие высказывают благодарность за это. А Ваши работы о гениях русской литературы я обожаю. Всегда нахожу что-то новое, и вообще восхищаюсь и Вашей работой, и предметом изучения. Творческих Вам успехов!   
27.10.2015 17:03

ТАМАРА: Василий, то, что Вы сейчас на Украине, всё объясняет: там же всё советское ХАЮТ многие. Жаль, что Вы с ними заодно. Но зачем же так утрировать? Как могло не быть муки в 50-е, 60-е годы? Зачем врать? Или Вы с 36-м годом можете сравнивать (когда засуха случилась, неурожай к голоду привёл почти по всему Союзу). Или с войной сравниваете? Не могу это принять! И потому перестала читать Ваши искажения, прочитала 2-3 работы и больше не хочу и не могу!
Хрущёв вам даже Крым русский подарил, а вы Хрущёва опускаете ниже некуда. Каким бы ни был Никита Сергеевич, но голода при нём просто не могло быть!
И неправда, что Сибирь жила хуже, чем Украина: одинаково мы жили, но хапать "до сэбэ" украинцы всегда умели, тут Вы правы.
Могу понять, что так хаять нашу жизнь мог бы КРАВЧУК, который и сотворил вместе с Ельциным трагедию Советского Союза и народа. Никогда нельзя простить его злорадство, как он написал в "Комсомольской правде": "Я - могильщик СССР!" Он вместе с Мэтлоком, бывшим послом американским, выпил тогда шампанского, ну и поплясал бы ещё на могилах тех миллионов, что раньше времени ушли на тот свет после уничтожения Союза, развала экономики, закрытия заводов и фабрик и т.д.
Так что не нужна мне ВАША ПРАВДА.
27.10.2015 18:38   

ТАМАРА: Перечитала Ваши замечания и увидела, что не ответила ещё на некоторые Ваши УДИВИТЕЛЬНЫЕ "по правдивости" утверждения. Во-первых, в интернете вранья не меньше. Во-вторых, увеличивать посевные площади нужно было обязательно, и началось это ещё при Сталине, как и восстановление чернозёмов, посадка лесополос и так далее. А в 54-м освоение целины уже стало большой правительственной кампанией.
В-третьих, хозяйство колхозникам разрешено было держать (в определённом количестве) ещё до войны, как только Сталин осознал некоторые "перегибы" коллективизации 30-х годов. Тётя рассказывала, что они даже травы, сена заготавливали как можно больше, чтобы прокормить скот зимой. Да, зерна, конечно, было недостаточно, даже лепешки делали из разных трав и растений. Это в войну.
А что в 50-х годах в семьях всех наших односельчан был домашний скот, могу голову дать на отсечение. Нас, маленьких детей, уводили куда-нибудь из дома, если собирались резать свинью, телёнка или овцу. Так взрослые оберегали нашу психику.
В каждом дворе были утки, куры, гуси, поросята, овцы, телята. Мы их кормили, как я могу не помнить этого? Возможно, корову разрешалось иметь только одну, не могу утверждать. Но я ТОЧНО ЗНАЮ, что почему-то были госзакупки, ездили специальные заготовители, и сельчане сдавали излишки, чтобы получить деньги, так как на трудодни они получали, в основном, зерно.
В селе было что-то вроде филиала молокозавода, а в районом центре было предприятие по изготовлению масла и мороженого. В 60-е годы к нам в село привозили на праздники это вкусное лакомство (льдом обкладывали, как и для хранения молока). А Вы пишете, что хлеба не хватало! В райцентре также коптили окорока и солили сало. Но эту продукцию делали и в домашних условиях, хорошо помню самодельную колбасу.
В-четвёртых: приусадебные участки у нас и у всех наших соседей были и до войны, и после войны. Не могу сказать, сколько соток, но довольно большие.
Я в этом году ездила в родное село, была в доме, где жила в детстве, и снова удивилась, какой же большой был огород. Как же мы с ним справлялись? Да, вспашку делали или на лошадях (плугом), или иногда платили колхозу за вспашку трактором. Ведь мы сажали не только очень большие площади картошки, но и все овощи, ягодные кустарники. Во дворе был колодец, помню, как ведрами таскали воду, чтобы полить овощи и все грядки с луком, чесноком, укропом, морковью, редиской. Это в 50-е годы, и даже ведёрки у всех детей были разными: 8-литровые для старших и маленькие - для малышей. Огород был, видимо, не меньше 50-60 соток. А скорее всего, больше.
Василий, я не понимаю! Почему мы с Вами жили как будто в разных странах! Да, Вы старше, но ведь в те годы, которые сохранила память ребёнка, Вы уже были взрослым человеком! Я не могу ошибаться, потому что это же самое помнят мои сёстры, брат, все двоюродные братья, и одноклассники, с которыми встречалась в этом году. Все огороды и хозяйство есть и сейчас у жителей моего родного села.
Как Вы могли увидеть совсем другое? Ведь про "ведро муки" можно написать, если это в годы войны, и тут спорить никто не станет. Однако Вы и послевоенные годы рисуете в своих "документальных" рассказах страшным временем. В какой стране Вы, несчастный 26-летний парень, жили, если я, ребёнок, те же 50-60-е годы считаю счастливым детством?
И Вы ещё говорите про историю страны... Зачем Вы её искажаете?
  28.10.2015 00:21   

ВАСИЛИЙ: "В стране наступил голод, особенно сильно это отразилось на селах и городах юга страны. Это было обусловлено тем, что колхозы отдавали почти весь сбор зерна государству. Кроме того, крестьяне выплачивали натуральные налоги с личных хозяйств, не имея при этом гарантированной оплаты труда деньгами, оплата же натуральными продуктами была мизерной.
Производимая в личных подсобных хозяйствах продукция облагалась налогом в форме обязательных поставок государству. Сдаче подлежали зерно, мясо, молоко, картофель, яйца, шерсть и др. В 1940 г. с приусадебного участка должны были сдавать в счет обязательных поставок 32-45 кг мяса, в послевоенные годы - 40-60 кг. Только с 1953 г. годовые нормы обязательных поставок государству снижены, а с 1958 г. продуктовая повинность отменены совсем.
В 1958 г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. В 1959 г. жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства". (Из официальных документов).

Вот я - из этого государства. А я теперь понял разницу: Вы не были колхозниками и имели льготы. Огород у нас был 40 соток, больше не разрешалось. Вам еще про черные бури написать после освоения целины? Учителя жили иначе. Рабочие железной дороги вообще были баринами - на гособеспечении. У нас разговор слепого с глухим. Мне это так надоело, что передать трудно. Видел я таких на партсобраниях: в глаза смотрит и развивает демагогию. Из мухи слона сделает. Радуйтесь, что у Вас было счастливое детство. А я, УЧАСЬ В ГОРОДЕ, лично стоял в очередях за хлебом в 50-х годах в техникуме и в 60-х, когда уже работал в газете. Однажды удивили всех: в Бийске - шесть сортов мяса! А в Алейске - шаром покати. Шесть сортов! "Каких?" "Ухо, горло, нос, сиська, писька. хвост!" Шутники. А «Армянскому радио» задали вопрос: "Сможет ли человек на лошади проехать из Владивостока до Москвы?" Неделю молчало радио, а потом ответило: "Может проехать, если в Иркутске его не съедят вместе с лошадью". Дорогая Тамара! Давайте расстанемся друзьями. У нас с Вами разные правды. Вы переспорите меня, но правда останется. Всех Вам благ.
 29.10.2015 00:33   

ТАМАРА: Василий, я коммунисткой была только по состоянию души, потому что всегда чувствую себя патриоткой и отстаиваю справедливость, помогаю слабым. А в партии не состояла, так что на партсобраниях никогда не присутствовала. Но если бы у меня партбилет был, то я его не выбросила бы, как некоторые, как наша директриса и её подруга-парторг, например.
Никакой демагогии, Василий, просто не могу принять навязанную "правду", если меня убеждают, что вокруг были голодающие, а я их будто бы замечать не хотела. Это далеко не так, поверьте, с моим характером - я своё отдала бы. ВИДЕЛА ВСЁ, потому и удивляюсь каждый раз, когда меня пытаются убедить, что всё было иначе, чем в моей памяти и памяти всех других, рядом живущих.
Принимаю предложение о примирении, потому что Вы всё-таки про первую половину 50-х говорите, так отложилось время в Вашей памяти, потому что молодость в общем была у Вас не из лёгких.
Всего доброго.
 29.10.2015 11:24 


   ВАСИЛИЙ: Спасибо, Тамара! Я из беднейшего крестьянства, в семье у нас из 12 детей умерло 6, но я хорошо учился, читал все подряд, уже в седьмом классе был силен в знании русского языка. Окончил горный техникум, а это значит, что с 1951 по 1955 годы жил в городе. Из-за болезни желудка вынужден был оставить специальность и в 1961 году пошел работать в газету, и снова в городе. Добрал высшего образования заочно. Всю жизнь презирал тех, кто наживается или пытается. Прочтите мое "Боевое крещение". После этого случая я уже никого и ничего не боялся, хотя и знал меру. Текст называется "Пути-дороги корреспондента".
    28.10.2015 11:46   

ВАСИЛИЙ: Цитирую выдержки из документов.        «д) Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.
Однако чудо не наступило, и в 1962г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г.Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы. (Об этом Вы хоть знаете?).

В следующем году (1962) возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались разорению». (Из официальных документов).
 28.10.2015 12:24   
 ВЛАДИМИР: Все абсолютно правильно. Так и было!
     28.10.2015 19:49   

ВАСИЛИЙ: А Тамара на той странице всё бузит! Бедная, несчастная женщина! Ей даешь ссылку на рассказ, в котором о жирующем объездчике говорится, а она переводит на свою семью. Да какое мне дело до её семьи? С 1973 года я живу в Бессарабии, это бывшая Измаильская область, где в основном проживают украинцы и русские, а также болгары, молдаване, гагаузы, старообрядцы-русские, цыгане, греки, всего 120 национальностей, и все говорят только по-русски. Все газеты выходят на  русском языке. Спасибо, что правильно меня понимаете.     28.10.2015 20:02   
ВЛАДИМИР ОСТРОВИТЯНИН: Да, все нормально. Только слепой ничего не заметит. А такие стервозные бабы (они себя причисляют к правдолюбцам) есть и будут всегда. Да и Бог с ней! Пусть хоть этим доказывает свою нужность в этом мире. С большим приветом. Владимир.
 28.10.2015 20:47   

ТАМАРА: А вам и нет ни до кого дела! Пишет про жирующих, кидая камень в определённую сторону, но имел в виду кого-то другого. Да на здоровье, лишь бы были подпевалы, что помогают брехать.
А на Алтае всё население, выходит, было жирующим, по мнению Василия, раз у всех были хлеб, молоко, мясо и овощи. Только он сам и его соседи познали нужду в 60-е годы. Несчастные! И как умудрились перенестись в 30-40-е?
Единственно, что можно отметить про Василия: не везде ложь, изредка что-то и осмысленное найти можно, как в статье про Победу народа.
 28.10.2015 20:54   

Да Вы, оказывается стервец, Владимир?! Меня-то за что обругали, что лично Вам я сделала? Эх Вы, подпевала...
 28.10.2015 21:00   

ВЛАДИМИР: Ну, вот! И мне ярлык налепили. Бывает же у некоторых недержание в мыслях. На том и раскланяемся.
 28.10.2015 21:18   

ТАМАРА: Вот чудак: сам назвал стервозной, принял сторону того, кто клевету лил, ну, и опять в кусты - свалил всё на женщину! Не мужики нынче тут ополчились, а подобие..., если ведут себя так по-хамски.
   28.10.2015 21:50   

ВЛАДИМИР: Со стервами так себя вести и надо. Иначе оборзеют окончательно.
28.10.2015 23:02   

ТАМАРА: Как же Вы можете, Владимир? Вы же ничего обо мне не знаете. И я Вас не знаю и ничем Вас не обидела. Всего навсего В ОТВЕТ на Ваше оскорбление назвала и Вас стервецом.
Остановитесь, если Вы мужчина. Скорее всего, я даже по возрасту старше Вас.
Что с Вами? Посмотрите со стороны... Зачем Вам унижаться ради клеветы Василия?
Ну, в возрасте человек и что-то путает, может, и специально, ради покровительства тех, кто спонсировал... Но Вам зачем себя марать?
28.10.2015 23:23   

ВЛВДИМИР: Ну, вот и замечательно. Делайте скидку на возраст оппоненту и не бегите впереди паровоза - задавит. И вообще. Получилась попросту свара. Так, что проглотите и уймитесь.
 28.10.2015 23:56   

ТАМАРА: Вы могли не отвечать, Вас никто не заставлял. Конечно, хотелось бы, чтоб не опускались мужчины до грубости и "избиения вдвоём" женщины-матери, учительницы, пенсионерки, которая защищает правду своей жизни, когда меня убеждают поверить в то, чего никто из моих друзей, соседей, одноклассников и земляков не видел, зато это ВИДЕЛ какой-то странный голодающий в 62-м году. Вам бы успокоиться, разобраться да и попытаться объяснить Василию, что это НОНСЕНС. Он просто удивил своим ОТКРЫТИЕМ про голод в 60-х! Но Вы его поддержали. Странно...
 29.10.2015 00:19   

ВАСИЛИЙ: Прошу Вас, прекратите этот глупый разговор. Не довелось Вам бедствовать, и радуйтесь. Мы же выжили - какой голод! Да я ведь говорю о хлебе, которого не хватало, а картошку и зелень не трогаю! Что помню: спекулянты умудрялись нанимать людей и покупали хлеб мешками - свиней кормили! Я задавал вопрос партийным работникам: а не лучше ли было бы продать этим людям комбикорм для свиней, или просто зерна. А мне говорили: нет его, не хватает людям.
В конце 50-х увидели колхозники хоть маленькие, но «живые» деньги. Первые шифоньеры покупать начали. Соломенные крыши менять стали на шиферные. Тогда разрешили держать и свиней, и овец, а коров - чуть раньше. Помню, пришел в очередной раз уполномоченный Министерства заготовок: недоимки у вас! Корову заберем. Мама показывает на нас, нас четверо было младших, и говорит: «Тогда и их забирайте». Лично я каждое лето мальчиком носил на молоканку по 300 литров молока, по четыре каждый день. И никто не заботился, что спина искривится. А самим доставалось по стакану. Мать не могла оставить молока, чтобы сливки собрать и масло сбить. И все честные люди так жили. А вот соседи записали на себя и на стариков два огорода, у них голоду не было. А еще бывший белогвардеец как-то находил способ всегда быть при хорошем питании. Председатель колхоза, кладовщица, бухгалтер хорошо жили. В село приехала директором школы еврейка с тремя дочерями. Они не бедствовали, всегда у них обеды с собой (мы в соседнем селе учились), одеты были хорошо. А я был оборванец. В школу пойти было не в чем, пробовал босиком, да холода настали. Истина одна: сытый голодному - не товарищ. Прощайте, Тамара! Век Вас не забуду!   
    29.10.2015 01:00   

ВЛАДИМИР: Василий! Не расстраивайся и не рви душу! Есть же возможность отправить заслуженную пенсионерку в мусорное ведро. И сделай это - пусть там из штанов выпрыгивает.
             29.10.2015 09:21   
 
ТАМАРА: Василий, если Вы о 50-х говорите, то поверю, конечно, но Вы же присовокупили 62-й! И рассказываете про бедствия.
У моей бабушки было шестеро детей + семья моего папы + семья тёти с двумя пацанами, то есть 14 человек жили в одном небольшом доме, пока не сумели, наконец, к концу 50-х отделить семью старшего сына и семью тёти. Все дружно работали, а Вы их (как бы ненароком, когда про какого-то "буржуя" рассказываете) причисляете к "сытым, которые голодным не товарищи".
Все знали нужду в 30-х и очень трудно жили в войну, и после войны, но к концу 50-х страна окрепла, вспахали целину, и целинный хлеб собирали уже в 56-м! Очнитесь и перестаньте обижаться:
"И все честные люди так жили".
Значит, по-вашему, мы нечестные? Не говорите глупости и не завидуйте. Все имели огороды, не только ваши "соседи», а сотки давали по составу семьи. Конечно, на 14 ртов наделы были больше, чем на 3-х человек. Ещё раз говорю, что знаю семьи без отцов, например, мать и два сына, мальчишки, и тоже не голодали, хотя им, конечно, было труднее.
Если б Вы сказали про начало 50-х, то я не стала бы спорить, не отстаивала бы правду, потому что те годы НЕ МОГЛИ отложиться в моей памяти. Осознанно всё помню где-то года с 55-го. Так что можно и примириться, если Вы, Василий признаете, что с датами переборщили. Кто поверит про нехватку хлеба на Алтае в 60-х, где вовсю целинный хлеб уже шёл не только для собственных граждан, но и на продажу!
Успехов Вам и здоровья.
А Островитин все-таки - редкая... Как же гордится эта сытая..., что может безнаказанно унижать женщину! И ведь в приличном возрасте человек, думаю, пенсионер давно, постарше многих, но не научился быть вежливым. БОГ ему судья!
 29.10.2015 10:

ВАСИЛИЙ: Вы или глухая, или слепая, или сумасшедшая. При чем здесь Ваша семья? В 1963 году я, уже женатый взрослый мужчина, стоял в очередях за хлебом в Алейске. Вот поезжайте в Алейск и спросите, было это или нет. И уже той же зимой глотал пыльные бури, которые снесли плодородный слой с распаханных целинных земель. И прекратите выдавать мне Ваши умозаключения на основе какой-то личной статистики, сколько отцов вернулось, а сколько нет. Ваши рассуждения настолько смехотворны, что я едва сдерживаюсь, чтобы не сказать, кто Вы на самом деле есть. Живите уж в своем счастливом коконе и не СМЕЙТЕ трогать вашими беленькими ручками светлую память моей матери и моей старшей сестры, которые еле дожили до 60 лет и умерли в болезнях, отдав все силы колхозу, то есть Родине. И не смейте меня, журналиста с 28 лет и до старости приравнивать к фашистам! Вы, распоясавшаяся "интеллигентка", не имеющая ни такта, ни совести, что-то там лепечущая о свидетелях! Они еще не родились, Ваши свидетели, когда я зимой умирал от голода, а летом ел траву, но уже работал в огороде, а потом в колхозе. Прощайте, деревенская спорщица.   
 29.10.2015 11:47   

ТАМАРА: Да вы... полный...! А я подумала, что объяснила вам, как и Вы мне, почему у нас "разная правда". Согласилась на примирение, и вот те раз!
Значит, вы можете писать о своей семье, а я не имею права? Ну и ну! Показали себя в полной мере! Я вас не называла теми словами, что вы приписываете мне. Вот и прокололись вы со своей "правдой".
 29.10.2015 12: