Десять лет детства 9

Людмила Комарова Сабирова
          Ура, каникулы! Я перешла в четвёртый класс и радуюсь свободе, тёплой погоде и всему, что сопутствует лету. Моя память–калейдоскоп щедро дарит разнообразные картинки–воспоминания в радужном цвете, порой в таком стремительном темпе, что приходится принуждать её возвратить тот или иной интересный, интригующий момент на круги своя.
    Вот сижу на качелях с книгой в руках, вся погружённая в приключенческую жизнь лирических героев…
    Вот стоя раскачиваюсь на качелях, стараясь взмыть поближе к небу, к солнцу, а младшие сестрёнки с завистью смотрят на меня, желая также взлетать, но боятся...   
    Вот стою на задах чужой усадьбы, где спеет крупная клубника, от которой меня разделяет всего лишь небольшая канавка с водой. Глаз не оторвать! Долго стою как вкопанная, с огромным желанием попробовать хоть одну ягодку…
    Вот мы, ребятня, идущая по лугу к речке, рвём трубчатые стебли борщевика, так называемые пучки, очищаем и с удовольствием поедаем нежную мякоть с лёгкой кислинкой...
    Вот мы возвращаемся домой после купания в нашей речке мимо горохового поля, не упуская момент полакомиться молоденьким горохом…
    Вот мы балуемся, со смехом толкая друг друга с небольшого песчаного обрыва. Цель – столкнуть всех вниз, а самой устоять, не свалиться. Если всё-таки падаю, то норовлю прихватить за собой и столкнувшего меня. Такое часто удавалось… 
    Вот я на другой речке, текущей среди леса, с двумя соседскими девчонками, которых привёл сюда их отец. Резвимся, брызгаемся друг на друга, хохочем. Вдруг вижу на мелководье горбушу, тут же бросаюсь к ней и без труда ловлю. С криком «я поймала рыбу!» вылезаю на берег. Отец девчонок подходит ко мне, берёт горбушу из моих рук и кладёт к себе в сумку. Я стою растерянная, не понимая, почему он забрал мою рыбу…
    Вот… память вдруг молниеносно уносит меня, упомянувшую случай про горбушу, в зиму, вкусно пахнущую свежими огурцами. Это – корюшка, небольшая рыбка, привезённая домой с зимней рыбалки… 
    Вот я с сёстрами иду в близлежащий лес за ягодой, какая попадётся. Старшая Люба даёт нам по куску свежего белого хлеба, который мы моментально уминаем. Теперь хочется пить, и мы утоляем жажду прямо из лужи, появившейся после ночного обильного дождя…
    Вот нашла на улице бумажные деньги, номиналом в сто рублей, лежащие в большой луже, и при помощи палки достаю их…
    Вот пришло очередное письмо от тёти Иры с настоятельной просьбой: переехать к ним на материк, и мама загорается не на шутку. В доме всё чаще поговаривают о возможном переезде…

          Ах, память, ты выдаёшь порой такие подробности из милого сердцу детства, что диву даюсь! Стоило мне разворошить далёкое прошлое, как дотошная память вытащила из своего закутка ещё один случай, почти забытый: в гости к младшим сестрёнкам пришёл соседский мальчик лет шести-семи, и они стали играть в дочки-матери. Естественно, мальчик был папой, Наташа - мамой, а младшая Танюшка - дочкой. Наташа возьми и угости его, якобы на правах взрослого, отцовскими папиросами и спички подала, чтоб закурил по-настоящему. Бедный мальчик, как он, захлёбываясь, кашлял! Сестрёнка, не долго думая, дала ему стакан бражки запить, чтоб кашель прошёл. Пацан от такого зелья сразу захмелел и выписывал несуразные кренделя. Я, пришедшая с улицы и узнавшая в чём дело, по правде говоря, сильно испугалась за проделки сестёр и проводила мальчика домой от греха подальше.   

          На дворе начало благодатного августа. Остались считанные недели до моего десятилетия и учёбы в школе. Всё повторяется: сенокосная страда на нашем обширном угодье возле самого дома, созревшая морошка, грибы, прущие как на дрожжах, и походы за ними, последние деньки купания в речке, рыбалка на удочку, подвижные игры на улице с соседскими ребятишками и чтение книг – непрекращающийся познавательный процесс с тех пор, как научилась читать.
    Между тем, родители серьёзно настроены на глобальные перемены в жизни нашей семьи: переезд с острова на материк. Это уже не просто разговоры, а непосредственные действия. Отец занимался изготовлением чемоданов из фанеры для каждого члена семьи соразмерно, кроме младшей сестры, зато для себя – целых два, а мама продавала скотину, её же с собой не возьмёшь.
    У меня в то время было двоякое состояние: вроде бы радовалась предстоящему переезду, позволяющему увидеть мне, любознательной, нечто новое под ёмким словом «материк», готовилась, а сама исподволь грустила, словно понимала, что разлука с Сахалином – это навсегда!

Окончание следует...
http://www.proza.ru/2019/03/04/881