440 Корзина, кошёлка, картонка 27 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

440. Корзина, кошёлка, картонка...  27 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Понедельник 27 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане примерно в середине морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 14.3°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла. Изредка накрапывает, налётами моросит дождик (1 мм осадков). На ветру, дующем со скоростью 6 м/с, температура воздуха плюс 11.2°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Такие волны легко раскачивают и кренят корабль, особенно, если он в дрейфе и качается по воле волн и ветра. В этот день солнце взошло над хмурым морем-океаном в 06:20, а зашло в 20:41 (GMT+1).

Давно известна смекалка русских советских людей, исходящая из пословицы: "Голь на выдумки хитра". Отказавшись выстраивать, как положено, грузопередающую систему траверзным или кильватерным способом, с обустройством стрел, грузопередающих механизмов, подвесной тросовой системы трубопроводов и т.д. и т.п., решив передать на БПК "Свирепый" грузы (продовольствие и почту) "по-быстрому", капитан танкера СМТ "Олекма" и командир БПК "Свирепый", сами того не подозревая, открыли для обоих экипажей события настоящего "приключения". Погода была обычная - морская, ветер умеренный, волнение умеренное и казалось, всё будет просто и обычно: перекинем тросы повыше, наладим тросовую канатную дорогу, протянем шланг для пресной воды, установим фильтры и будем одновременно качать водичку, да подтягивать к носу нашего корабля корзину с мешками, поднимать их на бак и относить через носовой тамбур внутрь корабля. Чего проще-то?

Поначалу так и было... Весело, активно, с энтузиазмом и огоньком швартовные и боцманские команды танкера и нашего корабля вооружили "межкорабельный фуникулёр" и "с огоньком" начали таскать по канатной системе каретку с пустой металлической решетчатой "корзиной". При этом шланг для перекачки пресной воды тоже водрузили, но пока воду не качали, потому что все торопились получить с танкера СМТ "Олекма" письма и сигареты. Однако первыми грузами начали грузить в эту корзину мешки с картошкой, мукой и сахаром...

Как только пошла первая партия тяжёлого груза, выявилась первая проблема - корзина с грузом начала провисать на несущих тросах "межкорабельного фуникулёра", причём провисать до самой воды. Когда металлическая корзина несколько раз коснулась, а потом "макнулась" в море-океан, она тут же потяжелела, провисла ещё больше и вытаскивать её наверх, на высокий и острый нос БПК "Свирепый" стало во сто крат тяжелей. Теперь эту "корзину, кошёлку, картонку", как её тут же прозвали моряки, нужно было вытаскивать во что бы то ни стало.

Чтобы как-то помочь матросам, вахтенный офицер на баке и командир корабля, совместно с капитаном и вахтенным рулевым  танкера СМТ "Олекма" решили чуть-чуть натянуть тросовую систему между нами, дали ход, попытались соразмерить работой машин и винтов натяг тросовой системы. Сначала это успешно удалось и все на палубах возликовали, быстренько подтянули корзину с мокрыми мешками с картошкой к носу нашего корабля и попытались вытащить корзину на палубу бака. Увы... Не удалось, потому что тросовая несущая система "играла" (то опускалась, то поднималась и натягивалась), а корзина была подвешена к каретке на коротких тросах-расчалках и была ниже обреза острого кончика форштевня БПК "Свирепый". Что делать? Как вытащить из металлической корзины мешки с картошкой? Опять закрутились шарики-подшипники в головах наших моряков и все наперебой начали советовать различные способы вызволения нашей многострадальной картошки из "клетки".

Море-океан сначала благоволил нам, спокойно и индифферентно (не вмешиваясь) смотрел и наблюдал за тем, как советские моряки, успешно и радостно создав себе трудности, также живо и с весёлым энтузиазмом, рискуя жизнью, поддерживая друг друга за лямки, пояса и робы, героически вытаскивают из люка металлического решетчатого ящика-корзины тяжеленные 50-ти килограммовые мешки с мокрой картошкой, но через некоторое время Атлантический океан и его шаловливые подельники - ветер и волны, решил поучаствовать в этом весёлом "приключении". Когда мы отправляли по "межкорабельному фуникулёру" пустую корзину обратно, океан вдруг "взбрыкнул" волной и полностью окунул в себя всю нашу корзину... После этого волны вразнобой подтолкнули наш корабль и танкер и несущие тросы вместе с металлическим ящиком-корзиной взметнулась вверх, натянулись как струны и наша корзина взлетела ввысь, чуть ли не сорвавшись с гака каретки (на крюке был специальный предохранительный стопор).

Шутка океана всех участников этих событий огорошила и опешила, все на несколько секунд замерли, а потом разом заговорили, заорали, заёрзали, забегали, засуетились. Команда танкера приняла корзину на борт, отстегнула её и подвесила к гаку каретки грузопередающей системы тросовую сетку - авоську. Снова сетку нагрузили мешками и теперь, маневрируя винтами и машинами танкера и нашего корабля, стараясь всё время держать несущие тросы в натянутом положении, пустили каретку в воздушное плавание. Океан, ветер и волны теперь уже открыто и настырно вмешивались в эту работу, мешали нам, играли с нами, испытывали нас на прочность, упорство и находчивость. Смешки, шутки-прибаутки и веселье приутихли, началась трудная серьёзная работа.

Доставать мешки, ящики и коробки из сетки-авоськи было одновременно легче и труднее, потому что сетку поднимали на палубу бака корабля, но все грузы в ней валялись кучей, а не располагались упорядоченно, как в ящике-корзине. Однако дело пошло и мы благополучно, макнув только два-три раза сетку-авоську в море-океан, доставили на борт БПК "Свирепый" все грузы, даже ящики со стеклянными банками овощных консервов, вареньем и борщевой заправкой. Особенно тщательно и ответственно доставляли на борт корабля картонные коробки с блоками сигарет - их нам передали в самом конце грузопередающей операции.

В этот день я сделал множество интересных и весёлых фотоснимков для корабельной стенгазеты и фотолетописи корабля, но в моём ДМБовском альбоме остались только несколько из них, в том числе и этот знаменитый кадр, когда батюшка Океан решил подшутить над нами и сделал так, что тросовая грузопередающая система ослабла, сетка-авоська с грузом провисла до самой воды и только невероятные усилия моряков швартовной команды на баке БПК "Свирепый" спасли содержимое "кошёлки" от попадания в воду. Океан хотел отнять у нас нашу сетку-авоську, но мы ему ничего не отдали... Думаю, что после этого батюшка Океан на нас рассердился за нашу жадность и непослушание...

Кстати, впоследствии, когда офицеры и мичманы хозслужбы проверили и подсчитали переданные нам с танкера СМТ "Олекма" продукты и грузы, оказалось, что что-то было сверх заявленного, а чего-то не хватило. Поэтому некоторое время на корабле модным было вспоминать стихотворение С.Я. Маршака "Багаж" (я даже переписал лейтенанту Мише Казаченко это стихотворение на лист в его амбарной книге учёта чего-то там). Матросы на разные лады переиначивали в байки и анекдоты сюжет этого стихотворения и долго ещё вспоминали, как они героически тягали эти корзины, кошёлки, сетку-авоську, мешки, коробки, ящики, банки...

"Багаж" (С.Я. Маршак)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции "Дно":
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи!
Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик "пятнадцатый номер"
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша... На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Фотоиллюстрация: 27.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Момент, когда батюшка Океан шаловливо взбрыкнул волнами и ветром, тросовая система "межкорабельного фуникулёра" ослабла и сетка-авоська с грузом сначала резко провисла почти до воды, а потом также резко взметнулась и вскинулась вверх, в воздух, потому что тросы грузопередающей системы натянулись как струны. Это был самый драматичный момент операции по передаче грузов, продовольствия и почты с танкера СМТ "Олекма" на БПК "Свирепый", потому что в этой сетке-кошёлке были большие картонные коробки с самым драгоценным грузом - сигаретами. Тут ещё пустой шланг для перекачки пресной воды путался между тросами и мешал... Весело было!