О поэтической сущности

Михаил Мороз
Несколько банальных слов на злобу дня

«…Искать и находить поэтическую сущность всюду» (П.Паустовский)

Я часто ставлю в своём блоге зарисовки.  В них силюсь, насколько мне позволяют мои скромные способности, открыть людям те явления, которые вызывают  у них эмоциональный отклик и зовут к возвышенному и прекрасному.
В свете нынешнего дня, когда у людей возникает потребность лишь к политическому слову, к публицистике, все мои потуги могут выглядеть для некоторых читателей несколько неуместно и даже нелепо.
 Но я так не считаю.  Понятно, что в наш «пороховой век», должно набатно звучать слово гражданина, зовущее на битву. Однако от избытка заполитизированного слова, часто вульгарного и ругательного, начинают черстветь души, а сердечность и доброта суживаются, как шагреневая кожа. Становится уже страшно оттого, что очерствеем безвозвратно, а возвышенное и прекрасное растворятся   в повседневной сутолоке и распрях навсегда, превратившись  в омертвевшие категории.
Мой призыв к тому, чтобы нынешний читатель не отвергал лирического слова, произнесенного или записанного в стихотворной форме или прозой, мне не кажется излишним. Наши предшественники, писатели значимые и признанные, жили в драматические,  часто трагические дни, преподносили знания читателям о том, что такое поэзия, поэтическое восприятие мира:
 «Это – круто налившийся свист, / Это – щелканье сдавленных льдинок. / Это – ночь, леденящая лист, / Это двух соловьев поединок».
Они, писатели и поэты, отчетливо понимали: нельзя, чтобы человек любой эпохи, в особенности  переломной, революционной, превращался в догматика, напичканного лишь лозунгами. Писатели и поэты остерегались ШВОНДЕРОВЩИНЫ, нанесшей непоправимый урон великим идеалам социальной справедливости и истинному пониманию Прекрасного.
Прав был К.Паустовский, когда призывал писателей и поэтов и во времена жестких революционных преобразований вот к этому:
«Добиваться в жизни прекрасного, открывать в людях и в самих себе такие богатства и такую силу, о какой вы не подозреваете, доводить все достоинства в человеке до полного расцвета, искать и находить поэтическую сущность всюду, где она есть, даже в сухом стебельке сена, и тем самым все прибавлять и прибавлять людям счастья – разве это не чудо из чудес на нашей земле? Ведь мы, что греха таить, еще так мало и так плохо ее знаем (хотя и уверены в обратном)».
Мне кажется, что нынешние журналисты, некоторые сомнительные изыскатели в области литературы, изобразительного искусства, кино и театра не ищут в творениях наших великих классиков Прекрасное, а копаются в их белье, в быту, выискивая любовные интрижки, как бы доказывая, что великие люди такие же позорные грешники, что и все обыватели. Современные блохоискатели приучили нынешнего читателя   не к чтению великого произведения у великого человека, а к поиску «блох». А.С.Пушкин в письме Вяземскому писал по этому поводу:
«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».
Я всё больше убеждаюсь, прежде всего, как читатель, что нынешнее поколение «творцов» от искусства зациклилось лишь на том, чтобы потрафить самым низменным чувствам читающей публики. Заманить её в стойло потребления  низкопробного коммерческого чтива, где сплетни, пошлость, насилие, кровь,  похотливые сцены – всё то, что опускает  человека в нечистоты.
К сожалению, некоторые современные деятели искусств, писатели и поэты не дарят людям Высокое и Прекрасное, не поднимают человека в положенный  рост, а, в погоне за прибылью,  воспевают человеческую мерзость, ожидая сомнительные награды и признание от современников.
М.Пришвин писал: «Обогащайте людей! Отдавайте до конца все, чем обладаете, и никогда не тянитесь за возвратом, за наградой. Все сердца открываются этим ключом».
Это возможно, если писатель научится  «доводить все достоинства  в человека до полного расцвета…».