Трагичность судьбы Михаила Лермонтова

Наталья Алексеевна Горенко
                К чему Творец меня готовил, 
                Зачем так грозно прекословил         
                Надеждам юности моей?...
                Добра и зла он дал мне чашу,
                Сказав: я жизнь твою украшу,
                Ты будешь славен меж людей!...

                С святыней зло во мне боролось,    
                Я удушил святыни голос.
                Из сердца слёзы выжал я; ….
               
      Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Уезжал из Петербурга он с тяжелыми предчувствиями.

      В семь часов вечера 27 июля 1841 года, у северо-западного склона горы Машук состоялась дуэль поэта Лермонтова с Мартыновым.  Лермонтов отказался стрелять со словами: «Стану я стрелять в такого дурака».
 Первый и единственный выстрел Мартынова оказался для Лермонтова смертельным. И в тот же миг, когда упал поэт, грянул мощный раскат грома. Началась страшная гроза…

      Спустя несколько месяцев после роковой дуэли Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
      В 1889 году, по всероссийской подписке, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.

      В дальнейшем, на упрёки современников, Мартынов искренне отвечал: «Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать записки с гнусными эпиграммами… Кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке»
      Нет причины сомневаться в искренности Мартынова.
 Что же случилось с душой поэта, которая могла так скорбеть и любить, как никто другой!? Но, так  же – быть злой, бесчувственной, вызывающей.

      Вспомним только про гениальную поэму «Демон». Но не будем углубляться в этот шедевр. А почитаем немного «Сказку для детей» Михаила Юрьевича Лермонтова.
     Здесь речь пойдёт о девочке, которая растёт без мамы, что близко по судьбе самому поэту.
      (Мать умерла, когда Мише Лермонтову было всего три года. С тех пор мальчик был на попечении бабушки.)

        ... «Вот ручка, вот плечо, и возле них…
            На кисее подушек кружевных
            Рисуется младой, но строгий профиль…
            И на него взирает Мефистофель…

         ...Но я не так всегда воображал
            Врага святых и чистых побуждений,
            Мой юный ум бывало возмущал
            Могучий образ; меж иных видений,
            Как царь, немой и гордый он сиял
            Такой волшебно-сладкой красотою,
            Что было страшно…и душа тоскою
            Сжималася – и этот дикий бред
            Преследовал мой разум много лет.
            Но я, расставшись с прочими мечтами,
            И от него отделался – стихами!

            Оружие отличное: врагам
            Кидаете в лицо вы эпиграммой…
            Вам насолить захочется ль друзьям?
            Пустите в них поэмой или драмой….

     Не «отделался от него» Михаил Юрьевич, хотя мог в это искренне верить.
Враг рода человеческого слишком хитёр и опасен!
     Постом и молитвой – а было ли это?
     И первое – «не сослагаться со Злом»!
А защищаться от него постом и молитвой, и конечно, Церковью. Посещением служб и участием в Таинствах.
     И мамы не было рядом. Возможно это самое роковое обстоятельство.

     Михаил Врубель так же остался без мамы трёхлетним мальчиком. И очень схожие обстоятельства. Врубеля враг рода человеческого привёл к сумасшествию, а потом к преждевременной смерти.
      Ведь за избранников Божиих Зло особенно борется, так как они смогут повести за собой к Добру многих. А задача Зла - не допустить этого.

     О Михаиле Врубеле хочу поразмышлять в этом же ключе и предоставить на ваш суд в ближайшие дни. Даже взяла благословение перед написанием этих строк.
      «Господи, благослови! Спаси и помилуй меня грешную.»