Адидас

Евгений Сипков
               
   Летом по окончании первого курса, Николай Шевченко, который у нас работал на кафедре графики лаборантом, предложил мне одну халтурку.
    Он позвонил под вечер, часов в шесть, видно, вспомнив, что мы с ним раньше работали в двух кинотеатрах, и говорит:
- Ты, за год учёбы в Худпроме, панно ещё не разучился рисовать?
   Я отвечаю:
- Нет, а что надо кому-то большую афишу сделать?
- Почти, - и продолжает, - наши студенты в основном, молодые и неопытные, и с большими размерами никто не работал. Вообщем, я подъеду, сейчас и  всё расскажу. Ты выходи во двор.
 Я в чём был, в спортивном костюме и в тапочках, спускаюсь вниз, потому, как жил  в девятиэтажном доме на Салтовке.
   Через минут пять,  подъезжает бежевая волга, в ней Николай сидит с водителем, а на заднем сидении ещё какой-то парень.
    А надо сказать, что Коля был старше меня лет на пять  и любил командовать, поэтому сразу начал с главного:
- Тут под Харьковом,  в Купянском районе есть совхоз, который выращивает плоды и овощи. Ты клубнику и черешню любишь?
- А кто ж не любит? -  отвечаю,- тем более на шару.
- Это хорошо!- и продолжает, - туда должны прислать на уборку студентов, как наших, так и иностранных, и сам понимаешь, оформление клуба, столовой и ещё кое-что по мелочам,  должно быть на должном уровне.  Вот  мне директор совхоза по старой дружбе и позвонил, что бы я с бригадой приехал, и помощь оказал. Прислал да же свою машину, я уже краску, кисти – загрузил, а всё остальное там докупим, тем более он даже аванс выделил. Тебе на сборы – пять минут.
Я даже спорить не стал…
     Побежал домой, быстренько закидываю в спортивную сумку, что под руку попадётся: джинсы, куртку, трусы, носки. Одел  кепку, кроссовки, чувствую, что как всегда при спешке, что-то забыл.               
Ну, думаю: «Раз аванс есть – там докупим»
   Успел на ходу матери сказать, что поехал на «халтуру».               
   Она ни сколько не удивилась – знала, что я лёгок на подъём, только сказала, вдогонку:
- Когда приедешь на место – позвони!
   Уже в машине Николай познакомил меня с третьим членом нашей бригады – Александром, он был безработным, или правильно сказать «свободным художником», видно деньги ему нужны были дозарезу,потому, что, как я узнал позже, он недавно женился. 
 Часа через два, наша бригада добралась до места назначения. Встретил нас парторг и поселил в небольшую гостиницу для молодых специалистов. Там были все удобства и даже туалет в конце коридора.  Утром он пришёл за нами семь в часов утра и отвёл в столовую, а потом – в клуб и начал рассказывать, где и чего он хотел, чтоб было написано и нарисовано.
   Патапыч -  так его все называли, был не большого роста, пожилого возраста с мешками под глазами, по всем признакам было видно, что парторгом он работает лет пятнадцать, не меньше.
  Он так и сказал:
- Думал я, что спокойно доработаю до пенсии, а тут такая беда. Приедут иностранные студента из университета, а вслед за ними ещё и преподаватели, но это полбеды, а потом, как пить дать, ещё и КГБисты нагрянут. Вот так и смотри, как бы чего не вышло?
- Не переживайте, -   успокаиваем его,- оформление сделаем на высшем политическом уровне, комар носа не подточит.
    Он махнул рукой:
- Эти ребята, не какая-нибудь проверка из района, которая к нам недавно приезжала. С той мы быстро контакт наладили.
Нам стало интересно:
- А, как вы нашли консенсус?
   А он, продолжает:
- Есть в нашем совхозе винокурня, а  на её территории погребок с винами, не идущими в реализацию. И мы, когда приезжает очередная инспекция, ведём их, как бы невзначай, мимо этого погребка.
  Проверяющие, смотрят и естественно спрашивают:
- А это, что за строение?
 Мы с невинными глазами отвечаем, что это вина, которые не продаются в магазине.               
- Это, как?- ещё больше удивляются.               
  А мы им:
- Пройдёмте, - и показываем в два ряда длинную вереницу бочек. 
 И продолжаем, наливая в стаканы:
- Вы, когда-нибудь пробовали вино из красной смородины?   
- Нет, никогда! - отвечают.
 - Вот,  дегустируйте, пожалуйста, - а сами дальше наливаем, - а из чёрной смородины – пробовали?
  Вообщем,  всегда такие проверки заканчивались тем, что проверяющие, выпив вина, из крыжовника, малины, клубники и так далее, всего того, что растёт в наших садах,  выползали из «волшебного» погребка на карачках.
  Так все ревизии у нас и проходили...
 А с этими – непонятно, как  наводить мосты, - и уже обращаясь к нам, - вы ребятки постарайтесь, а магарыч из необычных вин, вам будет!
- Не волнуйтесь, всё будет политически грамотно - на высшем уровне! – успокаиваем.
Дня через два, прибегает парторг и спрашивает:
- Ну как? А то к обеду студенты и преподаватели приедут, и мы их будем вот в этом здании размещать,- показывая на недалеко стоящий четырёхэтажный корпус.
-  Вот,  посмотрите  – это транспарант над входом в клуб,
«Добро пожаловать», а это – про ударный труд панно, - сбоку на фасаде – колхозник с лентой  на груди, с надписью: «Передовик производства»,- отвечаем, показывая ему работу.
  Он, глянув на наши художества, говорит:
- Это всё хорошо, но надо быстренько, ещё - перед входом в корпус, где будут иностранные студенты жить,  написать плакат на двух языках: «Добро пожаловать» - на русском и на английском.
   А наш напарник, Александр, сразу видно – полиглот, спрашивает:   
 - Велкам?
  Потапыч не понял, и говорит:
- Нет! Надо написать добро пожаловать английскими буквами.
   Тут и я уже ничего не понял, и уточняю:
- На английском языке, или английскими буквами? 
  А парторг, раздражённо:
- Я, смотрю, вы все грамотные! Вообщем, пишите так, чтоб иностранцы всё – поняли, а я «по шапке» не получил.               
    - Окей! – говорим.
А он, махнув рукой,  убежал…
  Студентов вместе с несколькими преподавателями приехало человек пятьдесят, а мы к этому времени  пришпандёрили над входом не большой плакат: «Добро пожаловать,Welkome!»
 И продолжили дальше работу…
  На фасаде столовой, над входом, Потапыч решил повесить большое панно,  на котором с одной стороны изображалась девушка собирающая виноград, а с другой, чтобы отобразить интернационализм, - негра с корзиной яблок.  Правда, сначала, он попросил для утверждения начальства, сделать небольшой эскиз. 
- А я дальше побежал,- сказал он, – работы навалили, никогда такого не было! Надо досуг организовать приезжим: в клубе фильм крутить, дискотеку перед корпусом устраивать и даже сетку на волейбольном поле  натянуть, вообщем, завал полный,- пожаловался парторг.
- Это нормально!- говорю, - я эскиз на завтра сделаю. А вы нам ещё краски подкиньте, а то эта уже заканчивается.   
- Завтра будет!- отвечает.
   Вечером, действительно, музыка перед домом играла, лампочки мигали и сетка - висела. Народу собралось уйма и половина иностранцы разных полов, даже местные пришли, а для порядка в стороне сидел участковый на мотоцикле с коляской …
    Ну и мы, конечно, то же пришли.
   Я надел свои фирменные джинсы «Вранглер», которые мне брат, будучи моряком загранплавания из-за границы привёз. У них была интересная особенность, после второй стирки, на штанинах  начали проступать белые звёзды.   
    Понятно, что на иностранцев это не производило никакого впечатления, а местных такое «волшебство» - повергло в шок.   
 В общем вечер удался, я даже с некоторыми  познакомился, оказалось, что один из студентов учился со мной в одной школе, правда, был на год младше,  поэтому контактировали мы легко…         
    Утром приезжает грузовик к клубу. Из кабины вылез стопроцентный шофер – в  чёрных, замасленных спецовочных штанах и в полосатой непонятного цвета сорочке, и говорит: 
- Цэ вам трэба йихаты в райцэнтр за фарбою?
    - Да!- отвечаем.               
- Пойихалы!
  Я  нашему напарнику Александру даю список чего и сколько приобрести для работы, а от себя добавляю:
- Купи мне в спортивном отделе пару футболок, а то в рубашке жарко ходить, да и работать неудобно.
   - О'кей! - как всегда, говорит.
Тогда я ему тоже, ввернул:
- Ол-райд!
  Водитель, удивлённо только хмыкнув, завёл мотор, и они «рванули» в райцентр…
  Мы с Николаем ударно трудились до обеда – он  писал очередной плакат, а я рисовал эскиз будущего панно для столовой, и уже, когда собрались, по трапезничать – приезжает Сашка.
   Привозит краску, новые кисти, растворитель и две чёрные неказистые, простые футболки. 
  Я, глянув на них,  говорю:
- А, что получше не было? Хорошо, хоть с размером угадал.
  На, что он мне возразил:
- Ешьте, что дают, - и продолжает, - я вам сейчас одну хохму расскажу: « Заходим мы с водителем в универмаг, там где шмотки продают, водила подходит к молодой продавщице и на полном серьёзе спрашивает:
-У вас джипсы е?
   Видно вчера на танцах его «прорвало» на модную одежду.
 А девушка видно поняла, с кем имеет дело, решив его «подколоть», отвечает:
- Нет, джипсов нэма – есть только чухасы»,- показывая водиле, наверно, индийские джинсы.
  Тот довольный, покрутил их в руках и говорит:
- Гол райт, завэртайтэ!
  Я это как услышал,- говорит Сашка,- чуть со смеха, мороженным не подавился».
  Мы тоже посмеялись...
 Я захватил эскиз и мы, все вмести пошли в столовую, потому,как в это время там, как правило, обедало и начальство.               
    После трапезы, стоя  перед входом, представляем парторгу и директору, вариант будущего панно на фасад столовой.   
   Потапыч сразу сказал:
- Нормально получилось.
   А директор совхоза, видно было, что мужик грамотный и даже, наверно с высшим образованием, говорит:               
- Нормально то, нормально, но не совсем. Девушка с виноградом – это хорошо, а вот негр с корзиной яблок, напоминает – раба с хлопковой плантации США. Давай его уберём, а то нам могут КГБисты политическое дело пришить.
А вместо него нарисуем поля и сады, и даже нашу контору можно изобразить.
   А я этому только рад, думаю: «Это хорошо, меньше работы, а деньги – те же!»
   Так и порешили, негра – убираем, а сады, поля – рисуем…
  Отправились мы всей бригадой выполнять заказ и уже в клубе, взглянув на свою неказистую футболку, я решил её приукрасить, благо, краску свежую привезли. Вспомнив, что на дискотеке на иностранце видел спортивный костюм «адидас». Мне понравилась, как оригинально была сделана надпись. Тут же вырезал такой же трафарет, натянув футболку на картонку, набил белой краской, надпись - "adidas".
     Получилось – классно, почти, как «настоящая», и футболка стала фирменной. Вечером, водитель, с которым ездил наш Александр, пришёл довольный собой на дискотеку, в новых «джипсах». Но, когда он увидел мою «фирменную» футболку, у него, даже настроение упало, и он начал допытываться, как я сделал такую надпись.
   Тогда, я просто ему сказал: 
- Приходи завтра с магарычом и тебе сделаем!
   На следующий день он приехал не один, а ещё с двумя местными стилягами, которые взяли с собой свои «фирменные» шмотки, и бидончик магарыча, то есть – вина, не идущего в реализацию. На некоторых, я «набил» белой краской «адидас», на «джипсах» - белые звёзды, а  Сашка, даже  одному из друзей водилы,  сделал на спине джинсовой куртки, надпись английскими буквами: «HOLOSTOY».
    Все наши, как увидели, начали ржать, а я у него спрашиваю:
- На фига, тебе такая надпись?
А он, так невозмутимо, и говорит:
- Я вечером на танцы пойду – может с какой-нибудь иностранной студенткой,  познакомлюсь!