Речь И. В. Гурко при приеме чинов учебного округа

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Речь Варшавского генерал-губернатора И.В. Гурко при приеме чинов учебного округа 11 июля 1883 года (Из «Московских Ведомостей»).


Нахожу не лишним сказать вам несколько слов, так как я считаю задачу учебного ведомства самою существенною изо всех. Заведуя разными отраслями управления, другие ведомства имеют дело с настоящим. Учебное же ведомство, подготовляя для России будущих граждан, держит в своих руках ее будущее. Задача эта крайне важная вообще, в здешнем же крае в особенности. Само собой разумеется, дело идет здесь не о том, чтобы сделать Поляков Русскими. Правительство не имеет в виду подобной цели. Но за то с особенною настойчивостью должно быть развиваемо и укрепляемо в юношах убеждение, что они русские граждане, подданные Русского государства и останутся таковыми на веки. Не стану входить в собственно учебную часть вашей деятельности; остановлюсь только на воспитательной, более важной в данном случае и более для меня ясной. Существенным элементом воспитания должны быть подчинение и дисциплина. Дети, не привыкшие к подчинению в школе, не будут и в жизни подчиняться никому и ничему. Но как приучить их к подчинению? По природе своей, дети народ весьма приметливый, чуткий к тому, что совершается вокруг. Они не столько восприимчивы к отвлеченным нравоучениям, сколько к живым наглядным примерам. У хороших и честных родителей и дети бывают хороши и честны, и наоборот. Поэтому чтобы видеть благотворные результаты своей деятельности, наставники сами должны служить примером для учащихся. Зная могущественное значение примера для юношества, германские школы, для приучения его к подчинению, поддерживают в своей среде строгую дисциплину. Служащие сами в своих отношениях к начальству, к директорам, являют пример строгого подчинения и этим собственным примером наиболее влияют на расположение юношества к послушанию и повиновению начальству. Необходимо поэтому, чтоб и у нас в школах установилось это строгое подчинение служащих своему начальству и своим благодетельным примером действовало бы на учащихся. Директор школы должен быть примером всего: его не только должны уважать, но даже можно сказать бояться. Повторяю: я профан в собственно учебном деле; но эта сторона педагогической деятельности мне представляется вполне ясною, и на нее я считаю нужным обратить ваше особенное внимание. Я сам буду следить за этою стороной школьного дела.

(Газета И.С. Аксакова «Русь». 1883. № 16 (15 авг.). С. 16).