Вышка. охота на слова

В моём родном городе вышкой называли деревянную четырёхэтажную конструкцию на водной станции вблизи  центра, с неё спортсмены прыгали в воду. Я обычно при купании залезал наверх, чтобы полежать на тёплых досках на солнце.  Прыгнуть решился всего один раз и то с самого нижнего этажа. Мои ровесники прыгали солдатиком и с самого верха, у меня это не получалось, я набирал много воды в нос, потому прыгал редко, но вниз головой. Потом вместо «этажерки» поставили металлическую конструкцию с двумя платформами, с неё я прыгал несколько раз и с нижнего, и с верхнего этажа, но  в течение одной ночи, когда после выпускного вечера мы  бродили по городу и тормознулись на водной станции. Девчонки наши не купались, их нарядные платья белели вдоль берега на скамейках. Мы их видели даже с верхней полки вышки. А потом мы разъехались. Из 48 человек из двух выпускных классов все поступили в техникумы, военные училища или вузы. Многих из одноклассников с того момента я не видел. Сейчас у меня в социальной сети «Одноклассники» из 450 друзей только четверо из того потока 1965 года, к тому же два одноклассника представлены страничками их жён.

Слышал от старших, что в 30-е годы была в нашем городе парашютная вышка на территории горсада, но видеть её даже на фотографиях не пришлось. Да и фотографии деревянной вышки на водной станции тоже никогда не видел.

А ещё в нашей округе вышкой называли геофизическую реперную точку против окон нашего дома. Эту вышку я умудрялся замечать практически со всех концов города.

Потом «вышкой» во времена Хрущёва стали называть высшую меру наказания – расстрел. Может, и раньше называли, но я об этом прежде не слышал.

В словаре Владимира Даля слово ВЫШКА дано в гнезде слова ВЫСОКИЙ.
Вышка ж. мезонин, мансард, горенка, терем, теремок, светелка под кровлей, рубка, чердачок. || Чердак, подволока, новг. олон. сиб. || Пристроенная к сеням летняя изба, на подклети, почему и горницы вышки этой, и окна ее выше избных, влад. твер. тамб. || Полавочник, полки вкруг избы каз. || каланча садовая для отгонки птиц, влад. астрах. Старинные боярские хоромы состояли: из верхнего жилья, или жилого яруса, связи, на подклети: под нею подвалы, выходы; над жильем вышка, или терем. || В астрах. от комаров спят на высоком помосте, на вышке, под пологом. Сторожевая вышка, по всей азиатской границе нашей, каланча, будка, помост на четырех столбах, откуда часовой казак оглядывает окрестность. || Стар. возвышенье, холм, горка, курган. И всяк, как мышка, лезет на вышку. У него на вышке обстоит неблагополучно, глуп или помешан. || Вышки мн. кур. вышка, чердак; также || высшее, первое место, почетное. || Смол. полати.

Но не об этой вышке я веду разговор, а о современной ну очень современной ВЫШКЕ – Высшей школе экономики, которая вдруг неожиданно вознесена до уровня точки опоры в борьбе против Путина и его попыток сделать Россию великой.
Полное название - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).  Находится в Москве.  Также имеет кампусы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, КАМПУС (лат. campus «поле, открытое пространство») — университетский (институтский, студенческий) городок.
 
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) — один из крупнейших университетов России. Федеральное государственное высшее учебное заведение (национальный исследовательский университет), созданное в 1992 году. В официальном представлении в сети указано, что нередко используется неофициальное сокращение «Вышка».

Высшая школа экономики была создана 27 ноября 1992 года. В 1996 году стала Государственным университетом (ГУ-ВШЭ). В 2008 году перешла из ведения Минэкономразвития России в ведение Правительства Российской Федерации, а через год, в 2009 году получила статус национального исследовательского университета. В 2010 году в НИУ ВШЭ была открыта первая в России академическая аспирантура полного дня. В 2012 году в состав НИУ ВШЭ вошли Московский институт электроники и математики (МИЭМ) и два учреждения дополнительного профессионального образования — Учебный центр подготовки руководителей и   Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).

В НИУ ВШЭ действует 128 научно-исследовательских институтов и центров, 36 научно-учебных и проектно-учебных лаборатории, 32 международные лаборатории под руководством ведущих зарубежных учёных, 39 образовательных программ в Москве, 10 образовательных программ в Санкт-Петербургском кампусе, 9 — в Нижегородском и 6 программ — в Пермском, и военная кафедра. В НИУ ВШЭ, по состоянию на 1 октября 2016 года, обучалось более 31 тысячи студентов, из них почти 22 тысячи обучались в Москве. По состоянию на 1 сентября 2016 года, в НИУ ВШЭ работают 2 652 преподавателя и 840 научных сотрудников. В университете реализуется программа возвращения российских исследователей, защитивших докторские диссертации (Ph.D.) в западных вузах. В НИУ ВШЭ с 1993 года действует двухуровневая так называемая болонская система образования — четыре года бакалавриата и два года магистратуры.
Со дня основания в 1992 году ректор НИУ ВШЭ — Я. И. Кузьминов, президент — А. Н. Шохин, научный руководитель — Е. Г. Ясин.

Эти сведения из Википедии, они дают чёткое представление, что структура очень серьёзная, потому из года в год повышается её международный рейтинг. На фоне санкций, которые наложены на Россию, это выглядит странным. Впрочем, почти по таким же принципам российские учёные, писатели получают и нобелевские премии. Не потому ли, что НИУ ВШЭ является многопрофильным университетом: а каждый студент прослушивает курсы не только на русском, но и на английском языке, К тому же на ряде факультетов преподавание ведётся только на английском языке. А рейтинги вузов учитывают количество научных публикаций в основном на английском. У НИУ ВШЭ 298 зарубежных университетов-партнёров. Действуют 41 программа двойных дипломов с иностранными вузами. Иначе говоря, этот вуз несёт логику тех стран, которые накладывают на Россию санкции. И логика образования тоже прозападная.

Не первый год из своего далека я присматриваюсь к этому уникальному вузу, его исследовательская деятельность осуществляется в таких областях, как экономическая теория, история экономических учений, институциональная экономическая теория, макроэкономика, математические и инструментальные методы в экономике, социология, право, психология, государственное управление, образование, информационные науки и политические исследования. Это похвально, но почему правительственные чиновники, преподающие там, не знают, что повышение ключевой ставки Центробанка неизбежно ведёт в росту цен, иначе говоря,  к их вздуванию, то есть к инфляции, ведь инфляция – это показатель вздувания, то есть роста цен.. Одно из двух. Или они сами дураками притворяются, или они россиян дураками считают? Четверть века либералы у власти, а результаты-то нулевые. Налоги растут, цены растут, тарифы ЖКХ растут, пенсии чуть добавили, но за вывоз мусора взимают на порядок больше, пенсионный возраст повышен, а пенсии ниже, чем в Гондурасе или в воюющей много лет Сирии… Государь потребовал – чиновники прибавили на стоимость одной бутылки водки.

Пять лет назад, 19  февраля 2014 года, Владимир Соловьёв во время дискуссии  со студентами НИУ ВШЭ в эфире передачи «Полный контакт» на радио «Вести FM» объявил, что «под эгидой» факультета прикладной политологии в вузе действуют «организованные террористические группировки», которые готовят «майдановское подполье». Руководство вуза расценило это как провокацию. А может, у Владимира Рудольфовича были для этого веские основания?
Говорят, миром правят символы. У «Вышки» есть ярчайший символ:
 «Вышка» расположена  в Москве на Мясницкой улице.  К комиссара КАТАРА (писатель Геннадий Пантелеев) я вычитал, что слова месяц и мясник, мясо – однокоренные. Есть легенда, что в Варфоломеевскую ночь, с 23 на 24 августа, Месяц сдирает с Луны кожу, ее освещенную часть, кривым серповидным ножом, до того момента, пока светлая Луна совсем не пропадет с горизонта. Наши предки в это время всегда резали скот и снимали с него шкуры. После этого  месяц начинает наполняться, но его  несколько дней не видно на небе. Не такой ли скрытый период проходит и высшая школа экономики, готовясь к борьбе с Государем?

20 февраля 2019 года В.В. Путин выступал с Посланием к парламентариям, членам правительства, представителям регионов и к российскому народу. Он принял неординарное решение: огласил основные положения улучшения материального состояния беднейших слоёв населения, защиты семьи и увеличения роста рождаемости, сохранения села. А следом объявлены ответственные за эти дела. Президент поставил госчиновников под контроль простого народа. В либеральные времена такого не было и быть не может. А ещё объявлено, что кто не хочет работать, тот пусть не подходит к снаряду. Эту мысль он не раз повторил на заседаниях правительства и других мероприятиях. Государь ратует за сохранение села, а глава Центробанка Эльвира Набиулина, к примеру, считает, что стране не нужны малые города. Численность населения малых городов неуклонно ежегодно снижается.

Несколько лет мне не даёт покоя вопрос, каким образом частный вуз в кратчайшие сроки стал федеральным университетом с уникальной материальной базой и мощным преподавательским составом? В прошлом одно время я был связан с такими вузами, для одного выпускал даже газету «Абитуриент». Ответ на свой вопрос я получил через личность ректора.

27 лет Высшей школой экономики руководит её основатель Ярослав Иванович  Кузьминов,  экономист, общественный деятель, заведующий, учёная степень – доцент. Во-первых, он родился чуть ли не в день российских студентов, а если точнее, то 26 января 1957 года. А Московский университет был основан по предложению И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова в Татьянин день 25 января 1755 года. Его отец  Иван Иванович Кузьминов – из старой советской партноменклатуры, он был член редколлегии и заместитель главного редактора журнала «Большевик», профессор (1952), в 1949—1955 годах — член редколлегии журнала «Вопросы экономики», доктор экономических наук (1956), работал в Высшей партийной школе и Академии общественных наук при ЦК КПСС заведующим кафедры политической экономии. Автор книг «Стахановское движение — высший этап социалистического соревнования» (1940), «Окончание войны и переход хозяйства СССР к мирному развитию» (1945), «Обнищание трудящихся при капитализме» (1960) и др. Заслуженный деятель науки РСФСР (1962).

Его сын Ярослав Кузьминов в 1979 году окончил экономический факультет МГУ, после десять лет преподавал там же на кафедре истории народного хозяйства и экономических учений. В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую экономике общинных отношений.

По его инициативе стали выпускать альманах «Истоки», первое в России периодическое издание в области экономической истории.  В 1989 году он открыл альтернативную кафедру экономической теории в МФТИ. В 1989—1993 годах старший научный сотрудник Ярослав Кузьминов заведовал сектором историко-экономических исследований Института экономики АН СССР (РАН). И важнейшее обстоятельство в биографии -  два года руководил фондом «Культурная инициатива» Джорджа Сороса, оказывавшего поддержку образовательным проектам. А это значит, что не без его участия образование в России стало антироссийским, и в значительной мере остаётся таким, поскольку готовит потребителей, но не творцов.

Идею ВШЭ Ярослав Кузьминов «пробивал» вместе с Евгением Ясиным.   27 ноября 1992 года (запомним эту дату) премьер-министр Егор Гайдар постановлением правительства назначил Ярослава Кузьминова ректором Высшей школы экономики.               

Естественно, что ВШЭ готовила сперва экономистов, потом  добавилась подготовка социологов, менеджеров, юристов и политологов, в 2002 году — журналистов, психологов, специалистов по бизнес-информатике, в 2003 году — логистике и т. д. В 2012 году после присоединения МИЭМ появились инженерные направления.

Я не намерен рекламировать ВШЭ. Но о политических пристрастиях ректора и основной массы преподавателей сказать надо.

Кузьминов считает, что университет должен быть вне политики. В конце 2008 года он  отказался выполнить рекомендацию ГУВД Москвы, предложившего отчислить студентов за участие в «марше несогласных»: «Университет — это не место, где можно лозунги выкрикивать или листовки разбрасывать. У нас учатся студенты самых разных политических взглядов: и левые, и правые. Но университет при необходимости может защитить их право учиться, их право быть студентами только в том случае, когда они демонстрируют свои политические взгляды ВНЕ университета. Университет — это место, где люди учатся диалогу, уважению к аргументам. Ему противопоказана конфронтационная политическая культура. Это не значит, что мы не ставим острых и неприятных вопросов, просто мы соблюдаем вежливость и предполагаем, что ведем диалог с добросовестными людьми». Ясный сигнал обучающимся, какой политикой надо заниматься и где.

В Википедии есть м атериалы   об открытых дебатах Ярослава Кузьминова с Алексеем Навальным 19 марта 2013 года. После критики предложений Кузьминова о реформировании системы государственных закупок и конкретных претензий к расходованию средств в самой ВШЭ, ректор пригласил известного оппозиционера на дебаты. Навальный написал в своем ЖЖ: «Спасибо ВШЭ за организацию мероприятия. И персонально Кузьминов молодец: не стал отмалчиваться и делать вид, что ничего не замечает, а предложил открытую дискуссию». Такими действиями ректор вуза повысил статус внесистемного оппозиционера. Подобное сделал и глава Росгвардии господин Золотов, пытаясь подать в суд на Навального.

Ещё фрагмент из Википедии. В развитии ВШЭ Кузьминов выделяет три этапа: «Первый этап — это когда мы сами обучились и стали преподавать основные курсы, которые до этого преподавали иностранцы. Второй этап — когда мы стали экономическим и политическим консультантом, причем достаточно публичным. Сейчас мы в процессе врастания в мировую академическую науку. Достигнуть такого качества академической среды, признания научных работ, чтобы на нас не смотрели снисходительно, это займет не меньше десяти лет».
Высшая школа экономики предлагает власти и обществу новые решения для развития экономики и социальной сферы РФ. Особое внимание реформе образования. ВШЭ – один разработчиков реформы государственной службы первой половины конца 1990-х — начала 2000-х годов, административной реформы и программы борьбы с коррупцией.
В 2000 году под руководством Кузьминова был подготовлен доклад об административной реформе, в 2002—2003 годах — серия докладов по анализу и упорядочению функций государственных органов исполнительной власти, бюджетированию и оценке эффективности их работы, по электронным административным регламентам.
Участвовал в создании Стратегии-2010 (так называемой стратегии Германа Грефа), вместе с Владимиром Мау возглавил работу над Стратегией-2020.
Один из авторов идеи «открытого правительства»: вовлечения широкого круга заинтересованных людей в деятельность исполнительной власти, в том числе с помощью информационных технологий.

Что важно не забыть?
Ярослав Кузьминов участвовал в разработке программы модернизации образования, вошедшей в Стратегию-2010. Эксперты ВШЭ подсчитали, что на «теневые» способы поступления в вузы семьи расходуют 1 млрд долларов. «То, что мы положили во главу угла реформы, — это даже не экономика образования, это восстановление общественной морали и социальной справедливости», — объяснял Кузьминов.
Один из авторов идеи ЕГЭ: «Мы настроены на то, чтобы прекратить наконец издевательства над выпускниками. Разрушить систему двойного стандарта — недоверие к школьному экзамену и двойной стресс для ребят. Это выгодно и вузам, и школам, а главное — детям». Видите, благими намерениями выложен путь в ад? Сдача ЕГЭ нередко превращается чуть ли не в войсковую операцию с обысками, изъятиями, недоверием, подсмотром и запретом выходить в туалет…

И снова цитата из Википедии. В 1988—2004 годах Кузьминова считали «серым кардиналом» при министре образования Владимире Филиппове, в последующие годы его также нередко называли реальным автором реформ российского высшего образования. Сам Кузьминов это опровергает: «Мы ни за кем не стояли и не стоим, ни за Филипповым, ни за Фурсенко, ни за Ливановым. Это самостоятельные политики и эксперты. У них есть свои идеи, они нередко близки с нашими, но и не только с нашими, кстати говоря. Но министры всегда слушают значительно более широкий круг мнений, чем мнение Вышки».
Последовательно выступал за увеличение финансирования образования. Кузминов - автор термина «эффективный контракт», при котором доходы работника образования и науки позволяют ему не искать подработки и не уходить в другую сферу.
Участвовал в разработке интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации» , принятого в 2012 году. В частности, предложил законодательно запретить учителям заниматься репетиторством со своими учениками, исключить из приёма на первый курс абитуриентов с недостаточными баллами по профильным предметам.
В общем образовании — сторонник школы полного дня, когда учитель получает достойное вознаграждение не за число уроков, а за все виды работы с детьми.

А вот и ответ на мой вопрос о причинах столь заметного роста Высшей школы экономики. Её основатель и ректор женат на Эльвире Набиулиной, нынешнем председателе Центробанка РФ, а в прошлом министре экономического развития РФ.
Вот как им вбить в башку, что повышение ключевой ставки по кредитам напрямую вызывает и рост цен, и инфляцию? Почему они не признаются, что выполняют волю международного валютного фонда, который русских люто ненавидит и создаёт все условия для их уничтожения. А русские умудряются даже в таких условиях развиваться.

Я предлагал запомнить одну дату. Удивительное совпадение: 27 ноября, в очередной день рождения ВШЭ в вуз пожаловал лидер ЛДПР, депутат Госдумы Владимир Жириновский с лекцией «Человек и общество». Сам Жириновский был представлен во всей пышности – член Госсовета, профессор, доктор философских наук, заслуженный юрист России. Послушать его пришли будущие политики, юристы, политологи и экономисты. Свидетели утверждают, что творилось нечто невообразимое, как в советские времена очереди в магазинах, когда выбрасывали модные импортные товары. Аудитория на третьем этаже заполнилась до отказа,  в проходах не протолкнуться,  лестницы и пролеты запружены толпами студентов, из-за чего никто и никуда не мог сдвинуться. Потом всех развернули и перевели в зал, где была организована прямая трансляция. Интернет-трансляции были организованы для студентов в Питере, Нижнем Новгороде и в Перми.

В сети легко найти изложение лекции Жириновского по дате выступления, потому отмечу только некоторые моменты. Ректор Ярослав Кузьминов очень высоко оценил заслуги Жириновского, отметив, что благодаря ему страна не скатилась в крайнюю форму национализма. Пренебрежительное отношение некоторых коллег либерального лагеря к тому, что делает Жириновский, по мнению Кузьминова ошибочно, роль ЛДПР трудно переоценить. Жириновский в ответ похвалил ректора, его заслуги перед образованием страны и то, что НИУ ВШЭ входит в тройку лучших вузов страны.

А далее Жириновский всех удивил высокой оценкой заслуг Никиты Хрущёва, благодаря которому он из бедной семьи, жившей в Алма-Ате, приехал в Москву и поступил в институт.

Сопоставив эти и некоторые другие факты и наблюдения, я пришёл в выводу, что «Вышка» превращена в серьёзную точку опоры по либеральному преобразованию нашего общества.

Остаётся сказать, что слова древнегреческого математика и механика Архимеда «Дайте мне точку опоры и я переверну землю (мир)» мне известно с детских лет, когда я залезал на деревянную вышку, чтобы погреться на солнышке..


Рецензии