Интернет и познание себя 4. Контекст хищника

Захар Михайлов 2
Если перед пауком, взятым из его паутины и перемещенным в специальный контейнер, положить муху, то он не смотря на то, что давно не ел, не обращает на муху никакого внимания.

Когда же его возвращают "к себе домой" и он обнаруживает ту же самую полуживую букашку в своей паутине, то сразу активизируется, подбегает к ней и начинает заворачивать в специальный кокон, после чего постепенно поедает.

В чем отличия первого случая от второго? Разница в контексте ситуации.

В первом случае паук находится в непривычной ситуации, из которой пытается выбраться. В этой ситуации он уже не хищник, а муха для него не представляет интереса. Он ее не узнает.

То есть важен контекст в котором букашка встречается с пауком, а паук видит букашку. Назовем его контекстом пищевой пирамиды. А пищевая пирамида - это частный случай иерархии.

Букашка, что в контейнере, что в сети паука ведет себя одинаково. Как в присутствии, так и в отсутствии паука. Что говорит об отсутсвии какой бы то ни было внимательности, тем более исследовательской активности. По ее поведению можно только предположить, что ей и там и там, наверное, хреново.

Таким образом, получаем второй ориентир в исследовании иерархии - это контекст в котором паук встречает муху. В связке хищник-жертва контекст этот касается в первую очередь хищника, поскольку он в данном случае проявляет больший набор различных поведенческих реакций на жертву, нежели жертва. Более активен.

Первым было свойство условного внимания высшего члена иерархии к более низшему. В чем заключается эта условность зависит от природы рассматриваемой иерархии.

В случае "догоняющего" хищника, такого, например, как гепард, его хищническая реакция "включается" при бегстве потенциальной жертвы. Известно много случаев, когда больные или сильно уставшие потенциальные жертвы сидят, никак не реагируя на хищника, а гепарды проходят рядом, не обращая  внимания на них.

Итак, знание контекстов членов иерархии, в частности, членов связки хищник-жертва, а так же знание природы условного внимания "высших" к "низшим", дает исследователю кое-какие степени свободы в понимании иерархии.